double arrow

Регулирование рынка ценных бумаг. Как составная часть финансово-кредитной системы рынок ценных бумаг является объектом государственного регулирования, основная цель которого — защитить


Как составная часть финансово-кредитной системы рынок ценных бумаг является объектом государственного регулирования, основная цель которого — защитить интересы инвесторов от противоправных действий со стороны эмитентов или посредников. Во всем мире рынок ценных бумаг — один из наиболее регламентированных, особенно в области законодательного обеспечения.

В государственном регулировании рынка ценных бумаг можно выделить три основных направления.

1. Выработка определенных правил, регулирующих эмиссию и обращение ценных бумаг и деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также контроль за соблюдением действующих в стране нормативных актов. Во многих странах созданы специальные административные органы, разрабатывающие нормативные акты по ценным бумагам и контролирующие их соблюдение. Например, в США таким органом является Комиссия по ценным бумагам и биржам, в Германии аналогичные функции выполняет Ведомство надзора за биржами, во Франции — Комиссия по биржевым операциям. В России в 1993 г. было утверждено положение о Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам — коллегиальном органе при Президенте РФ, организующем разработку системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка ценных бумаг в России, а также по защите интересов инвесторов и эмитентов ценных бумаг. В дальнейшем эта комиссия была преобразована в Федеральную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ с сохранением ее прежних функций (ФКЦБ).

ФКЦБ — орган исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг. Комиссия осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка, утверждает стандарты эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг, устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, расчетно-депозитной деятельности и к порядку ведения реестра. Полномочия ФКЦБ не распространяются на процедуру эмиссии ценных бумаг, выпускаемых Правительством РФ.

2. Выдача лицензий органами государственной власти на право заниматься каким-либо видом деятельности на рынке ценных бумаг. В России лицензирование осуществляется ФКЦБ или органами, уполномоченными ею на основании генеральной лицензии. Кроме лицензирования государственный контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг осуществляется также путем аттестации специалистов, работающих с ценными бумагами. В России согласно действующему в настоящее время законодательству руководители и специалисты профессиональных организаций — участников рынка ценных бумаг должны иметь квалификационный аттестат, установленный ФКЦБ.

3. Налогообложение доходов от операций с ценными бумагами. Воздействие на рынок ценных бумаг государство оказывает с помощью системы налогообложения, налоговых льгот и санкций. Плательщиками налога на доходы от операций с ценными бумагами являются все отечественные и иностранные юридические и физические лица, совершающие сделки купли-продажи ценных бумаг, в результате которых они получают дополнительные доходы. Объектом налогообложения являются регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг и операции, направленные на возникновение имущественных прав в отношении этих ценных бумаг, зафиксированные в цене договора.

Порядок налогообложения (ставки налогов, сроки их уплаты, ответственность налогоплательщиков и т.д.) устанавливается действующим законодательством Российской Федерации и может изменяться в зависимости от экономической ситуации в стране. Очевидно, желая привлечь ресурсы на рынок ценных бумаг (обеспечив возможность займов или активизации перелива капитала), государство устанавливает льготный режим налогообложения участников рынка. И, наоборот, в целях недопущения чрезмерного «перегрева» рынка ценных бумаг и разрастания чисто спекулятивных операций, отвлекающих финансовые ресурсы из реального сектора экономики и тормозящих инвестиционные процессы в стране, возможно увеличение налоговых ставок на операции с ценными бумагами. Однако такого рода государственное регулирование (манипулирование налоговыми ставками) допустимо только на начальном этапе становления рынка ценных бумаг. В последующем увлечение таким регулированием может привести к разрушению этого вида предпринимательской деятельности, успешно развивающейся только в условиях стабильности налоговых ставок, которые в той или иной степени позволяют планировать операции на рынке.

Для налогообложения операций с ценными бумагами большое значение имеют первичное размещение и вторичный рынок. Налоговая база по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке, определяется как доходы от операций купли-продажи ценных бумаг, уменьшенные на затраты по этим операциям, а по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, — как доходы от операций купли-продажи этих ценных бумаг, уменьшенные на затраты по этим операциям. Доходы участников рынка ценных бумаг от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке, определяются как большая из двух величин: фактической и рыночной цены реализации этих бумаг на день совершения сделки, а затраты по приобретению ценных бумаг — как их балансовая стоимость. Если ценные бумаги не обращаются на организованном рынке, то участники рынка при реализации или приобретении этих бумаг определяют доходы и затраты по указанным операциям исходя из фактических цен их приобретения и реализации.

Помимо государственного регулирования координация действий профессиональных участников рынка ценных бумаг может осуществляться и саморегулируемыми организациями. В России такой организацией признается добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующих в соответствии с федеральным законодательством на принципах некоммерческой организации в целях регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки — присвоения им государственного статуса саморегулируемой организации. Саморегулируемая организация должна быть учреждена не менее чем десятью членами и получить разрешение ФКЦБ. Такая организация устанавливает обязательные для своих членов правила профессиональной деятельности, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением. В настоящее время в России действуют две такие организации: НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рынка), контролирующая осуществление участниками брокерской и дилерской деятельности, и ПАРТАД (Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев), участвующая в лицензировании регистраторов и контроле их деятельности.

Поскольку этот сегмент экономики начал развиваться относительно недавно, государство владеет лишь небольшим набором инструментов государственного регулирования. Это проявляется и в том, что основной упор в развитии рынка ценных бумаг делается на максимальное саморегулирование со стороны профессиональных участников рынка, хотя следует признать, что без должного государственного регулирования фондовый рынок немыслим.

В настоящее время в России существует определенное количество законодательных актов, которые регулируют фондовый рынок, но их явно не достаточно. Такая ситуация во многом связана с динамичностью развития этого рынка и отставанием от него законодательной деятельности. Кроме того, правовая защищенность граждан при совершении ими различных операций на рынке ценных бумаг недостаточна. Это особенно актуально в связи с тем, что население обладает значительными ресурсами, необходимыми для эффективного осуществления инвестиционных процессов в реальной экономике России.


Сейчас читают про: