Методика составления платежного календаря

Первым разделом календаря является его доходная часть, отражающая остаток средств (на расчетных, валютных счетах, в кассе), выручку от реализации товаров, получение кредитов, погашение дебиторской задолженности и прочие поступления. Во втором разделе – расходной части – детализируются все предстоящие расходы и перечисления средств, в том числе предоставление кредита и погашение кредиторской задолженности. Соотношение между обеими частями календаря должно быть таким, чтобы обеспечивать их равенство, либо, что еще лучше, превышение доходам расходов.

Составление платежного календаря проходит в шесть этапов:

1. Выбор периода планирования. Как правило, это месяц. В организациях, где денежные потоки часто изменяются во времени, возможны и более короткие периоды планирования.

2. Планирование объема продажи продукции (работ, услуг).

3. Расчет объема возможных денежных поступлений (доходов). Основной источник поступления денежных средств – реализация продукции. Произведенная продукция может быть продана за наличный расчет, либо в кредит. При продаже за наличный расчет денежные средства поступают в момент реализации. Продажа в кредит влечет за собой дебиторскую задолженность, которая в конечном счете инкассируется, превращается в наличность. Коэффициент инкассации выражает процент ожидаемых денежных поступлений от продаж в соответствующем периоде времени от момента реализации продукции. Он показывает, какая часть отгруженной продукции будет оплачена сразу в месяц отгрузки, во второй месяц после отгрузки и т.д. с учетом безнадежных долгов. Далее с помощью балансового метода цепным способом рассчитываются денежные поступления и изменение дебиторской задолженности:

Дебиторская задолженность на начало периода + Стоимость отгруженной, но не оплаченной продукции = Дебиторская задолженность на конец периода + Поступления денежных средств за ранее отгруженную продукцию

4. Оценка ожидаемых в плановом периоде денежных расходов. К направлениям использования денежных средств относятся заработная плата работников, коммерческие и управленческие расходы, капитальные вложения, выплаты налогов, дивидендов, погашение банковских ссуд и другие постоянные и переменные расходы. Один из элементов четвертого этапа – погашение кредиторской задолженности, которая на конец каждого периода определяется по формуле:

Кредиторская задолженность на конец периода = Кредиторская задолженность на начало периода + сумма закупок за период – Сумма оплаты за период

5. Подведение итогов. Оно показывает, будет ли у организации недостаток средств или излишек. Ожидаемое сальдо на конец периода сравнивается с минимальной суммой денежных средств в кассе, которую целесообразно иметь в качестве страхового запаса, а также для возможных прогнозируемых заранее выгодных инвестиций.

Превышение ожидаемых поступлений планируемыми расходами означает недостаточность собственных возможностей для их покрытия и может оказаться признаком ухудшения финансового состояния. В этих случаях необходимо принять следующие меры: перенести часть непервоочередных расходов на следующий плановый период; по возможности ускорить отгрузку и реализацию продукции; обеспечить полную предоплату за произведенную продукцию, пользующуюся высоким спросом на рынке; сократить сроки предоставления товарного кредита; ускорить инкассацию просроченной дебиторской задолженности; использовать методы рефинансирования дебиторской задолженности – учет векселей, факторинг и пр.; использовать политику предоставления скидок при продаже товара с учетом срока оплаты; ускорить инкассацию платежных документов покупателей продукции; попытаться изыскать дополнительные источники финансирования.

Если имеется «излишек» денежных средств. это в определенной степени говорит о финансовой устойчивости и платежеспособности организации. Однако избыточный денежный поток имеет и отрицательную сторону, которая проявляется в обесценивании временно не используемых денежных средств от инфляции, потере упущенной выгоды (потенциального дохода) от прибыльного размещения свободных денежных активов в сфере краткосрочного их инвестирования. В конечном итоге это отрицательно сказывается на уровне рентабельности активов и собственного капитала организации. Поэтому финансовому менеджеру необходимо использовать возможность для получения дополнительного дохода путем инвестирования «излишних» денежных средств, например, в высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги (государственные облигации).

Список литературы.

1. Колчина Н.В., Поляк Г.Б. Финансы организаций (предприятий). – М.: Юнити-Дана, 2004. – 368 с.

2. Осташенко В.В. Финансы предприятий: Учебное пособие.- М.: Омега-Л, 2003. – 304 с.

3. Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов. – М.: Финансы: ЮНИТИ, 1998. – 639 с.

4. Романовский М.В. Финансы предприятий: Учебник. – СПб «Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000. – 528 с.

5. Шуляк П.Н. Финансы предприятия: Учебник. – М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2000. – 752 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: