Пример. Допустим ожидаемая прибыль равна 100 млн. руб., полная себестоимость – 400 млн. руб., тогда Ро=100/400*100%= 25%

Допустим ожидаемая прибыль равна 100 млн. руб., полная себестоимость – 400 млн. руб., тогда Ро=100/400*100%= 25%

С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитываем прибыль планируемого года на объем товарной продукции планируемого года, но по себестоимости базисного года. Если объем товарной продукции планируемого года по себестоимости базисного года составляет 500 млн. руб., то прибыль ориентировочно будет равна 500*25%=125 млн. руб.

Допустим, на основе прогноза о росте цен на сырье, увеличен амортизационных отчислений и прочих факторов себестоимость продукции планируемого года по сравнению с базисным возрастет на 20 млн. руб.

Прибыль от изменения ассортимента продукции, качества, сортности возрастет на 25 млн. руб. Увеличение цен на реализуемую продукцию в предстоящем году может дать 30 млн. руб.

Прибыль от производства сравнимой товарной продукции в предстоящем году составит: 125-20+25+30=160 млн. руб.

Теперь следует учесть изменение прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало (10 млн. руб.) и на конец планируемого периода (5 млн. руб.): 10+160-5=165 млн. руб.

Аналитический метод показывает влияние различных факторов на прибыль, но это преимущество проявляется только при наличии стабильных условий хозяйствования.

Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага. Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные. С помощью этих данных рассчитывается маржинальная прибыль.

Для коммерческих предприятий очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Для этого следует установить точку безубыточности. Она позволяет определять объем и стоимость продаж, при которых коммерческое предприятие способно покрыть все свои расходы, не получая прибыли, но и без убытка. Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на условно-постоянные и условно-переменные и расчете маржинальной прибыли. Из выручки от реализации продукции (без НДС, акцизов, таможенных пошлин) вычитаются условно-переменные затраты и получается маржинальная прибыль. Далее из маржинальной прибыли вычитаются условно-постоянные расходы и определяется финансовый результат (прибыль или убыток). Точка безубыточности – это такой объем выручки, при котором предприятие не получает ни прибыли, ни убытка.

После определения точки безубыточности планирование прибыли строится на эффекте операционного (производственного) рычага, т.е. того запаса финансовой прочности, при котором предприятие может позволить себе снизить объем реализации, не приходя к убыточности. Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие этого эффекта связано с непропорциональным воздействием условно-постоянных и условно-переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. И наоборот, при росте объема продаж доля условно-постоянных расходов в себестоимости падает, и воздействие операционного рычага уменьшается:

Сила воздействия операционного рычага = Маржинальная прибыль/ Прибыль

Пример. Выручка от реализации продукции составила на предприятии 500 млн. руб., условно-переменные затраты – 250 млн. руб., условно-постоянные затраты – 100 млн. руб. Рассчитать точку безубыточности и эффект операционного рычага.

Таблица 3. – Данные к расчету точки безубыточности и эффекта операционного рычага.

Показатель Сумма
Выручка от реализации  
Переменные затраты  
Маржинальная прибыль (стр. 1- стр. 2)  
Постоянные расходы  
Финансовый результат (прибыль) (стр. 3 - стр.4)  

Рассчитаем процент маржинальной прибыли к выручке от реализации: 250/500*100%=50%.

Точка безубыточности в этом случае будет определена как отношение постоянных затрат к доле маржинальной прибыли в общей выручке от реализации:

100/50%*100%=200 млн. руб.

Эффект операционного рычага рассчитывается как отношение маржинальной прибыли к прибыли. Сила воздействия операционного рычага будет равна: 250/150=1,67

То есть любое изменение выручки влечет за собой изменение прибыли в пропорции 1:1,67. Допусти у предприятия появилась возможность увеличить выручку о реализации на 10%; в этом случае прибыль возрастет на 16,7 %:

выручка от реализации 500*1,1=550 млн. руб.;

переменные затраты 250*1,1=275 млн. руб.;

маржинальная прибыль 550-275=275 млн. руб.;

прибыль от реализации 275-100=175 млн. руб.;

прибыль увеличилась на 25 млн. руб., или на 16, 7%.

При снижении выручки от реализации сила операционного рычага возрастет, что влечет за собой серьезное снижение прибыли. В примере уменьшение реализации на 5% повлечет за собой снижение прибыли на 8,35% (5*1,67).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: