Предприятия ). 1. Рынок и условия его функционирования

РАЗДЕЛ 8: ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

РАЗДЕЛ 1: РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА.

ПОНЯТИЕ РЫНКА И ЕГО ОЦЕНКА.

1. Рынок и условия его функционирования.

2. Классификация рынков.

3. Потенциал, сегментация и ёмкость рынка.

4. Позиционирование товара и рыночное проникновение.

Рынок – саморегулируемая, основанная на экономически свободной деятельности система обмена, купли-продажи между продавцом и покупателем, производителем и потребителем, при которой обеспечивается необходимый спрос на товар.

К основным технико-экономическим условиям нормального функционирования рыночного механизма относятся:

-наличие товаров и услуг, удовлетворяющих потребности общества;

-оценка потребностей в денежных, материальных и трудовых ресурсах, используемых в процессе производства товаров и оказания услуг;

-экономически эффективное использование орудий и предметов труда, рабочей силы для производства материальных благ;

-управление процессом реализации товаров и услуг;

-повышение конкурентоспособности продукции и спроса на неё путём внедрения НТП;

Одним из аргументов против рыночной экономики является то, что предприятия-монополисты стремятся к уничтожению конкуренции, чтобы укрепить свои экономические позиции и увеличить доход. Слияние предприятий, экономические сговоры крупных промышленников способствует ослаблению конкуренции и саморегулирующего свойства рынка.

Другой аргумент – сокращение числа относительно мелких товаропроизводителей, укрупнение производства на основе внедрения достижений НТП, что позволяет резко сократить текущие издержки производства, установить более доступные цены для потребителей и тем самым устранить значительную часть конкурентов.

Многообразие рыночных элементов, структура производителей продукции и потребителей, их экономическая независимость и самостоятельность в производстве, торговле, тесная взаимосвязь спроса и предложения, т. е. вся совокупность элементов и особенностей товарного производства, вызывают необходимость дифференциации рынков.

Вся совокупность функций рынка может быть сгруппирована по видам деятельности его участников, направленной на удовлетворение потребностей, начиная от духовных и вплоть до производственных, т. е. рынок вообще может быть представлен следующими типами.

Производственный рынок – составная часть рынка, удовлетворяющего потребности отраслей материального производства в средствах производства и личные потребности

В свою очередь производственный рынок подразделяется на рынок средств производства и потребительский рынок.

Рынок рабочей силы – составная часть рынка, на котором осуществляется купля-продажа на договорных условиях между покупателем рабочей силы (работодателем) и продавцом (наёмным работником).

Существуют также такие формы современного рынка, как финансовый рынок, рынок капитала, рынок ценных бумаг, рынок посреднических операций, рынок интеллектуальной продукции..

По территориальному признаку рынок может быть внутренним (местным, национальным) и внешним (международным, мировым).

Потенциал рынка – это совокупность платёжеспособных потребителей, имеющих намерение приобрести товар, представленный на рынке. Например, потенциальный рынок для товаропроизводителя лесопильных материалов может быть представлен строительными организациями, фирмами, производящими ремонт деревянных изделий, мебельными фабриками, владельцами садовых участков…

В условиях жёсткой рыночной конкуренции товаропроизводитель должен осуществлять сегментацию рынка не только в разрезе потребительских признаков (категория товара, вид товара, интересы потребителей), но и учитывать наиболее полное удовлетворение этих потребностей, т. е. осуществлять двойную сегментацию по изделию и покупателю.

Сегментация рынка – это разделение рынка на сегменты по определенным признакам, например по категории покупателей, виду товара и т. п.

Сегмент рынка – часть рынка товаров, основные потребители которых объединены общими интересами.

Процедура сегментации – определение широких групп покупателей, объединённых общностью требований или интересов к определённому товару. Сегментация рынка – очень сложная и важная функция маркетинговой службы, которая занимается поиском сегментов рынка, конкурентоспособность которых может оцениваться с позиции соперничества для дальнейшего вытеснения её с рынка. Каждая организация должна вырабатывать индивидуальную стратегию развития при чёткой отработке и увязке интересов товаропроизводителей и потребителей. Из большего множества способов товаропроизводитель выбирает такие, которые обеспечат производство наиболее выгодной продукции при достаточно высокой вероятности её реализации по заданной цене и в установленных объёмах. Правильная оценка рыночного сегмента – основа коммерческого успеха.

Позиционирование товара – совокупность мероприятий по обеспечению конкурентоспособности товара на рынке и созданию условий для его реализации.

Рыночное проникновение – процесс, связанный с расширением номенклатуры товаров, представленных на рынке, и увеличением количества наименований заменителей определённого товара.

Расширение номенклатуры товаров является следствием проникновения на рынок принципиально новых товаров, впервые представленных покупателям. Успех и реализация в значительной степени зависят от службы маркетинга, которая может с помощью комплекса мероприятий, включая рекламу, убедить будущего потребителя нового товара в целесообразности его приобретения.

Увеличение количества заменителей зависит от того, насколько полно технико-экономические характеристики заменителей отвечают требованиям потребителей.

Ёмкость рынка – предполагаемая величина предложения (потенциальная выручка) на конкретном рынке товаров при заданном уровне цен и объёме реализации за определённый промежуток времени, т. е. это произведение цены товара на объём его реализации.

ФОРМИРОВАНИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ.

1. Формирование спроса и закон спроса.

2. Формирование предложения и закон предложения.

3. Эластичность спроса.

Спрос – экономическая категория, характерная для товарного производства и отражающая совокупную общественную потребность в различных товарах с учётом платёжеспособности покупателей.

Величина спроса оценивается количеством конкретной продукции, объём которой может быть приобретён покупателем по установленной цене, т. е. это стоимостная оценка спроса, или спрос, умноженный на цену. Величина спроса может выступать как потенциальная выручка.

Закон спроса отражает зависимость между относительной ценой на товар и величиной

Спроса на него: рост спроса влияет на снижение цены, а сокращение спроса способствует росту цен на рынке.

Этот закон основывается на следующих положениях:

-удовлетворение спроса ограничено ценой. При высокой цене снижается уровень удовлетворения потребностей покупателей (спрос), что способствует возникновению излишка товаров на рынке и ведёт к потерям в сфере производства;

-согласно принципу убывающей потребности товары, на которые спрос повышен, могут быть приобретены по высокой цене, но при ограниченном количестве. Затем спрос на эти товары со стороны покупателя падает и они могут быть приобретен только по сниженным ценам;

-эффект дохода заключается в том, что при снижении цен на конкретную продукцию появляется возможность приобрести этой продукции больше или расширить ассортимент и купить дополнительно другой товар.

Закон спроса не учитывает факторы, не связанные с изменением цен (появление новых и модных товаров, демографическая ситуация, рост денежных доходов населения). Сопутствующая продукция, которая непосредственно связана с потреблением основной продукции, также оказывает влияние на спрос.

Предложение – номенклатура продукции, представленной на рынке товаров продавцом (производителем или его представителем) для реализации по установленной или договорной цене. Существует несколько видов предложения: предложение инициативное т. е. предложение о товаре, сделанное по инициативе продавца; предложение действующее, т. е. предложение, которое со стороны покупателя оформлено документально: заключена сделка между продавцом и покупателем на конкретную продукцию, в заданном объёме, по договорной цене, в оговорённый срок поставки (данная сделка предусматривает двустороннюю неустойку); предложение свободное, т. е. без обязательств (эта форма используется в основном для выяснения спроса).

Согласно закону предложения по мере роста предложения повышается цена. С позиции потребителя этот закон выступает как сдерживающий фактор.

К факторам, влияющим на изменение величины предложения, относятся:

-стоимость ресурсов. Каждый элемент материальных и трудовых ресурсов зависит от роста цен и его удельного расхода на единицу продукции, трудоёмкости изготовления и часовой ставки;

-внедрение современных технологических процессов;

-налоговая политика, направленная на повышение ставки налога;

-повышение конкурентоспособности аналогичной продукции у других производителей;

-рост количества продавцов.

Для взаимной заинтересованности покупателя и продавца устанавливаются равновесные цены, которые на графике кривых спроса и предложения находятся в точке пересечения этих кривых. При повышении цены за пределами равновесной цены возникает избыток, который увеличивается по мере роста цен. Для устранения избытка производитель снижает цену. Товарная политика, способствующая росту числа покупателей, называется рыночным приспособлением.

Эластичность спроса – это такое соотношение цены и объёма реализации, при котором потери, возникающие в результате снижения цены (или объёма реализации), возмещаются дополнительной выручкой от увеличения объёма реализации (или роста цен).

Спрос неэластичен, если потери превышают величину дополнительной выручки. При единичной эластичности потери равны дополнительной выручке.

Таким образом, эластичность спроса на товары и услуги характеризуется условием, при котором темпы роста количества покупаемых товаров или услуг (спрос) опережают темпы снижения цены. Эластичность отсутствует, если темпы роста цен опережают темпы роста объёма реализации.

ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ.

В условиях рыночных отношений объём реализации продукции во многом зависит от её конкурентоспособности, а следовательно требуется постоянная оценка товара с позиции её соответствия требованиям рынка и экономической целесообразности производства. Выполнение этих требований отражается в товарной политике предприятия.

Товарная политика – это составная часть перспективного плана развития производства (бизнес-плана), которая включает предварительный выбор номенклатуры продукции или услуг.

Разработка товарной политики предусматривает:

-комплексный анализ возможностей действующих рынков с позиции обеспечения успешной реализации намеченной номенклатуры продукции т. е. оценку рынков сбыта;

-сравнение уровне конкурентоспособности собственного и аналогичного товара, производимого конкурентами;

-выбор наиболее благоприятных рынков и соответствующей номенклатуры продукции, объёма реализации и цены для каждого из них;

-анализ изменения выручки и разработку плана перспективной номенклатуры продукции с учётом её конкурентоспособности.

Для оценки рынков сбыта определяется место товаров на различных рынках исходя из платёжеспособности спроса на товар, а также структура покупателей по платёжеспособному спросу и перечень конкурентов.

Оценка рынков сбыта позволяет установить потенциальную номенклатуру всей продукции, а с помощью методики определения её конкурентоспособности каждой номенклатуры позиции товара.

На основе данных анализа потенциального спроса, насыщенности рынка, движения рыночных цен определяется ассортимент продукции. При этом могут быть использованы различные подходы. Один предусматривает производство товаров с минимальными издержками в результате использования более дешёвого сырья, материалов, рабочей силы, что отражается на качестве продукции и её цене (качество ухудшается, цена снижается). Другой подход подразумевает рост «имиджа» предприятия вследствие повышения качества товаров.

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА.

1. Основы оценки конкурентоспособности товара.

2. Методы оценки уровня конкурентоспособности товара.

3. Рыночная конкуренция.

Для обеспечения высокой достоверности оценки уровня конкурентоспособности товара вся промышленная продукция подразделяется на группы. Каждая группа товаров характеризуется определёнными технико-экономическими показателями и организационно-технологическим уровнем производства. Для оценки конкурентоспособности товара решаются следующие задачи:

-определение номенклатуры готовой продукции исходя из возможностей действующих производственных мощностей;

-установление конкурентов – производителей аналогичной продукции, входящей в номенклатуру продукции действующего предприятия;

-определение технико-экономических показателей для установления конкурентоспособности товара и выбор методики их оценки;

-расчёт интегрального показателя конкурентоспособности товара;

-определение номенклатуры продукции с позиции интересов потребителя и производителя, а также по уровню конкурентоспособности для включения в план производства, снятия с производства и перехода на новую продукцию.

Товары собственного производства и конкурирующих организаций оцениваются по их конкурентоспособности. Каждый параметр, входящий в соответствующую группу технических, экономических или технико-экономических показателей, оценивается по уровню доверия, который устанавливается в пределах от 0,7 до 0,99.

Уровень доверия параметров, которые основываются на новых технических решениях, может превышать единицу, но не более чем на 50%. В каждом случае уровень доверия устанавливается по данным экспертной оценки.

Интегральный показатель относительной конкурентоспособности товара определяется как произведение индивидуальных уровней доверия параметров, входящих в соответствующую группу показателей. Аналогично рассчитывается относительный уровень конкурентоспособности по другим группам показателей: экономических, технико-экономических…

Интегральный показатель конкурентоспособности определённой номенклатуры товара собственного производства не должен быть ниже показателя аналогичного товара у товаропроизводителя конкурента. Если он ниже, то данная номенклатура товара не включается в план производства. Если эти показатели равны, номенклатура товара может быть включена в план производства при условии, что уровень конкурентоспособности товара собственного производства выше, чем у конкурента.

Если товаропроизводитель хочет включить в план производства неконкурентоспособную продукцию, то он должен разработать план организационно-технологических мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности данного товара. Изменение уровня доверия и интегрального показателя конкурентоспособности данного товара рассчитывается только по тем параметрам, которые претерпели изменение в результате проведения организационно-технических мероприятий.

Составной частью рыночной экономики является конкуренция. Конкуренция (соперничество) – основной механизм формирования хозяйственных пропорций, направленный на создание благоприятных условий сбыта продукции. Различают четыре наиболее распространенных типа конкуренции.

Рынок чистой конкуренции проявляется в случае, когда имеется большое число товаропроизводителей и потребителей аналогичного товара. Для устранения влияния конкурента используются различные способы, вплоть до реализации товара ниже себестоимости. Дополнительные преимущества в борьбе с конкурентами: экономически эффективное формирование средств производства, включая рабочую силу; создание производства высококачественной продукции с использованием современной технологии и квалифицированных специалистов, что позволяет обеспечить высокий «имидж».

Рынок чистой монополии – это тип конкуренции, когда организация продажи представлена на рынке товаров единственным производителем при отсутствии конкурентов и наличии различных льгот и привилегий для этого производителя со стороны государства. Чистая монополия не свободна от влияния покупателей на цены товаров, поэтому монополист должен постоянно анализировать поведение покупателей на рынке и по мере необходимости снижать цены. На рынке чистой монополии создаются условия для получения максимальной прибыли за счёт ценовой дискриминации, которая возможна только при группировке покупателей по платёжеспособности, ценовой эластичности сырья и т. п.

Рынок монополистической конкуренции – тип конкуренции, когда вся номенклатура продукции, представленная на рынке, изготовляется большим числом товаропроизводителей, изделия которых не только специализированы, но и дифференцированы по типам, маркам, качеству и другим потребительским характеристикам. Монополистическая конкуренция не предусматривает серьёзных ограничений для появления на рынке новых продавцов. Такой подход объясняется тем, что в ближайшей перспективе товаропроизводитель на рынке не может иметь конкурентов, производящих аналоги его товаров, т. е. имеется хорошая защита в виде патентов и авторских прав. В долгосрочном периоде монополистическая конкуренция имеет тенденцию к снижению максимальной прибыли до нормальной или средней величины, а в отдельных случаях и до чистых убытков. Возможность максимизации прибыли постепенно исчезает, так как появляются новые серьёзные конкуренты, продукция которых является результатом внедрения новых технических решений и прогрессивной технологии.

Олигополистический рынок характеризуется немногочисленностью продавцов и высокой чувствительности к политике ценообразования. Он занимает большое пространство, но темпы его развития ограничены, С одной стороны – рынком чистой монополии, а с другой – монополистической конкуренцией. Этот рынок обеспечивает максимизацию прибыли за счёт роста цен, но на короткий период, поскольку из-за окружения сильных конкурентов цены приходится снижать.

Сосредоточение значительной части средств производства, квалифицированной рабочей силы, объёма выпуска продукции на одном предприятии позволяет товаропроизводителю внедрять научно-технические достижения, резко снижать текущие издержки производства, а значит держать те цены, которые на определённом этапе выгодны участникам олигополистического рынка. На тех предприятиях, где концентрация капитала невысокая и невозможно повысить эффективность производства, текущие затраты растут и могут превышать рыночные цены. При такой ситуации невозможно выдержать жёсткую конкуренцию, что ведёт к разорению.


ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1. Формы предпринимательской деятельности.

2. Общая характеристика товариществ.

3. Общества, их виды и характеристика.

4. Производственные кооперативы.

5. Характеристика государственных и муниципальных унитарных предприятий.

В результате приватизации и разгосударствления в нашей стране появились новые виды предприятий.

Разгосударствление – это смена государственной формы собственности.

Приватизация – это передача предприятий в частную форму собственности.

Согласно Гражданскому Кодексу РФ существуют следующие виды предприятий:

-хозяйственные товарищества и общества;

-государственные и муниципальные унитарные предприятия;

-производственные кооперативы.

К хозяйственным товариществам и обществам относятся предприятия с разделённым на доли капиталом. Хозяйственные товарищества могут быть созданы в форме полного товарищества или товарищества на вере. А хозяйственные общества – в форме АО, ООО, ОДО.

Полное товарищество – товарищество, участники которого (полные товарищи) на основании заключённого договора занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Основным документом является учредительный договор, подписывающийся всеми его участниками. В нём показывается размер и состав складочного капитала, а также размер долей каждого из участников, сроки и порядок внесения ими вкладов. Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников и каждый имеет один голос, если не предусмотрено учредительным договором другого порядка определения количества голосов его участников. Прибыль и убытки распределяются между участниками пропорционально их долям в складочном капитале.

В отличие от полного товарищества, товарищество на вере кроме полных товарищей, которые осуществляют предпринимательскую деятельность и несут ответственность по обязательствам товарищества своим имуществом, имеет одного или нескольких вкладчиков, несущих ответственность и риск убытков, связанных с деятельностью товарищества в пределах сумм, внесённых ими вкладов и не принимают участия в предпринимательской деятельности. Основной документ – учредительный договор, подписывается всеми полными товарищами. Управление осуществляется ими. Вкладчики не вправе участвовать в управлении и ведении дел товарищества на вере. Они должны внести вклад в складочный капитал, который оформляется свидетельством. Вкладчик имеет право: получить часть прибыли товарищества, которая причитается на его долю в складочном капитале; знакомиться с годовыми отчётами и балансами товарищества; по окончанию финансового года выйти из товарищества и получить свой вклад в установленном порядке; передать свою долю в складочном капитале или её часть другому вкладчику или третьему лицу.

ООО может состоять из одного или нескольких лиц. Уставный капитал должен разделяться на доли, определённые учредительным документом. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесённых ими вкладов. Размер уставного капитала должен быть не менее 100 кратного размера минимальной оплаты труда. Высший орган ООО – общее собрание его участников.

Деятельность ОДО в основном регулируются по тем же правилам, которые присущи ООО, но имеет и особенности: ответственность участников по его обязательствам не ограничивается размером их первоначального вклада в уставном капитале; участники общества несут одинаковую ответственность по его обязательствам собственным имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. При

банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества разделяется между остальными участниками пропорционально их вкладам.

АО – хозяйственные общества, уставный капитал которых разделён на определённое число одинаковых долей, каждая из которых выражена ценной бумагой (акцией).

Их выпуск и обращение – основная особенность АО. АО бывают открытого и закрытого типа. В ЗАО акции не распространяются за его пределами, они действуют только среди учредителей. В ОАО акции распространяются за пределами АО и участники могут продавать акции без согласия других акционеров. Число участников в ЗАО не должно превышать 50 человек. Если же более человек, то оно должно быть преобразовано в ОАО в течение года, а по истечению этого срока ликвидироваться. Уставный капитал в ЗАО – не менее 100 кратного размера минимальной заработной платы, в ОАО – не менее 1000 кратного… АО по решению общего собрания может увеличить уставный каптал путём увеличения номинальной стоимости акций или дополнительного выпуска акций.

Увеличение уставного капитала для покрытия убытков не допускается. Уменьшение уставного капитала может устанавливаться по решению общего собрания акционеров.

Уменьшить уставный капитал можно путём покупки части акций в целях сокращения их общего количества или путём уменьшения номинальной стоимости акций. Доля привилигированных акций не должна превышать 25% уставного капитала. АО могут выпускать и облигации на сумму не превышающую уставного капитала или обеспечения, предоставленного третьими лицами.

Производственные кооперативы – добровольное объединение на основе членства для совместной производственной или хозяйственной деятельности. Это коммерческая организация, имущество которой делится на паи участников. Число участников должно быть не менее пяти. Размер неделимого капитала – не менее 100 кратного размера минимальной заработной платы.

Государственные унитарные предприятие – это коммерческая организация, наделённая правом собственности на закрепление за ней имуществом, которое является неделимым и не может распределяться по вкладам, долям, паям в том числе и между работниками предприятия. Унитарные предприятия могут быть государственными и муниципальными. Имущество государственных и муниципальных унитарных предприятий находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создаётся по решению уполномоченного на то государственного органа или местного органа. На базе имущества, находящегося в федеральной собственности по решению правительства РФ, может быть образованно унитарное предприятие на праве оперативного управления (федеральное казённое предприятие).




СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА.

1. Сущность специализации.

2. Направления специализации.

3. Виды специализации.

4. Система показателей специализации.

Специализация – это форма производства, основанная на разделении труда и концентрации производства. Она направлена на массовый и крупносерийный выпуск продукции определённой номенклатуры или выполнение определённых технологических операций.

Специализация промышленного производства заключается в расчленении действующих и создании новых производств и отражает назначение производимой специализированной продукции, единство технологических процессов и потребляемых материальных ресурсов.

Специализация отрасли отражает потенциальные технологические возможности промышленных предприятий, входящих в отрасль, и отрасли в целом по производству технологически однородной товарной продукции, номенклатура которой условно постоянна.

Основные направления специализации:

-формирование отраслей и промышленных предприятий, которые специализируются на производстве продукции определённой номенклатуры;

-дифференцирование технологического процесса изготовления товара на частные технологические операции с последующей внутризаводской кооперацией производства

различных составных частей изделия от детали до агрегата;

-создание новых производств с выполнением определённых технологических операций.

Различают три вида специализации промышленного производства:

-предметная специализация включает предприятия, где сосредоточен выпуск определённой номенклатуры продукции, предназначенной для различных отраслей народного хозяйства;

-подетальная специализация характеризуется производством отдельных деталей, узлов, агрегатов, которые в дальнейшем используются для комплектации готовой продукции;

-технологическая специализация – наиболее эффективный вид, который предусматривает создание отдельных самостоятельных производств по выполнению определённых технологических операций.

Система основных показателей и коэффициентов специализации включает:

-уровень развития специализированного производства, т. е. отношение стоимости специализированной продукции к общей себестоимости произведённой продукции;

-коэффициент отраслевой специализации, который отражает долю основной специализированной (профильной) продукции в общей стоимости произведённой продукции;

-количество подетально и технологически специализированных предприятий и долю производимой ими продукции.

КООПЕРАЦИЯ И ДРУГИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА.

1. Сущность кооперации и показатели оценки её уровня.

2. Сущность и понятие концентрации производства.

3. Понятие, формы и показатели оценки уровня комбинирования производства.

Постоянное совершенствование организации производства и углубление специализации обуславливают установление постоянных и длительных производственных связей между предприятиями совместно изготавливающими однородную специализированную продукцию. Такого рода производственные взаимоотношения характеризуют кооперацию, которая широко используется в машиностроении, где предприятия специализируются в соответствии с установленными технологическими требованиями на изготовление отдельных элементов готовой продукции, которые в дальнейшем поставляются головным предприятиям, производящим конечную продукцию. Например, моторный завод поставляет на автомобильный завод двигатели.

Показатели, используемые для оценки уровня кооперирования:

-количество предприятий-смежников, поставляющих комплектующие изделия и полуфабрикаты предприятиям-изготовителям готовой продукции или последующей технологической операции;

Например, литейный завод поставляет для станкостроительного производства станину, которая проходит соответствующие технологические операции по доведению полуфабриката до соответствующих параметров, предусмотренных техническими условиями;

- коэффициент кооперирования отражает долю стоимости потребляемых полуфабрикатов и комплектующих изделий, получаемых до кооперации, в общей себестоимости выпускаемой готовой продукции;

-доля комплектующих изделий и полуфабрикатов, получаемых соответственно по внутрирайонному, межрайонному, отраслевому и межотраслевом кооперированию, в общем объёме выпуска или стоимости поставок.

Концентрация промышленного производства – это сосредоточение промышленного производства на крупных предприятиях с экономически обоснованными размерами; обуславливает возникновение и дальнейшее развитие таких прогрессивных форм организации производства, как специализация, кооперация, комбинирование; способствует внедрению достижений НТП.

Признаки группировки предприятий по размерам:

-объём выпуска продукции в натуральном и стоимостном выражении;

-стоимость основных производственных средств с чётом доли активной части;

-численность промышленно-производственного персонала и производственных рабочих. Данный показатель не всегда объективно отражает уровень концентрации. Увеличение объёма производства может обеспечиваться путём экстенсивного и интенсивного развития, т. е. в одном случае за счёт увеличения численности работающих и рабочих, а в другом – как результат внедрения достижений НТП, обеспечивающего рост производительности.

Комбинирование промышленного производства предусматривает соединение в одном предприятии различных производств, производящих продукцию различных отраслей. Комбинирование является одной из прогрессивных форм организации промышленного производства и обеспечивает наименьшие потери труда при переходе от обработки сырья по всем последовательным стадиям обработки полуфабрикатов вплоть до получения готовой продукции.

Формы комбинирования:

-комбинирование последовательной переработки сырья;

-комбинирование, основанное на полном использовании сырья;

-комбинирование, основанное на комплексном использовании отходов и побочных продуктов производства;

-внутриотраслевое комбинирование;

-межотраслевое комбинирование;

-комбинирование по горизонтали.

Уровень комбинирования оценивается с помощью следующих показателей:

-доля определённого вида продукции, произведённой на комбинатах, в объёме выпуска отрасли;

-количество технологических операций и отраслей промышленности, входящих в комбинат;

-количество и стоимость продуктов, извлечённых из единицы комплексной переработки сырья;

-коэффициент комбинирования.

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ.

1. Характеристика планирования.

2. Принципы и методы планирования.

3. Методологические основы планирования.

Планирование представляет собой разработку и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей.

Самая важная роль в планировании отводится составлению плана. План является центральным звеном хозяйственного управления. Особое место в планировании на предприятии занимает бизнес-план, являющийся главным документом, на базе которого инвесторы и кредиторы предоставляют средства предприятию для ведения финансово-хозяйственной деятельности.

Планирование – это определение целей и путей их достижения. Оно охватывает следующие этапы:

-разработка общих целей;

-определение конкретных детализированных целей заданной задачи в сравнительно короткий период времени (2-3 года);

-определение путей и целей их достижения;

-контроль за реализацией поставленных целей путём сопоставления плановых данных с фактическими.

Под принципами планирования понимаются основные теоретические положения, которыми следует руководствоваться в процессе планирования на предприятии.

К основным принципам планирования относятся:

-непрерывность планирования;

-научность;

-нацеленность планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия и на достижение максимальной прибыли;

-принципы ведущих звеньев и приоритетность их реализации;

-принципы взаимной увязки и корректировании (сбалансированность всех рабочих отделов);

На предприятии применяются разнообразные методы планирования:

-балансовый (в народном хозяйстве);

-нормативный метод, его сущность заключается в том, что при планировании применяется целая система норм и нормативов использования ресурсов предприятия;

-программно-целевой метод (при планировании НТП);

-технико-экономический метод применяется при планировании следующих факторов: технических (новая техника, материалы, реконструкция); совершенствовании организации производства и труда; изменение объёма производства, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции; инфляции; особые факторы, связанные со спецификой предприятия и производства.

В современных условиях при разработке плана развития предприятия важное значение приобретает дальнейшее совершенствование методологии предприятия – это совокупность приёмов и способов разработки планов.

План развития предприятий разрабатывается на основе системы прогрессивных норм и нормативов. Под нормами понимается максимально достижимая величина абсолютного расхода сырья и материалов, топлива, энергии на изготовление единицы продукции установленного качества.

Необходимость технико-экономического обоснования планов и повышение эффективности производства предопределяют систему показателей плана. Показатели, применяемые в планировании подразделяются на:

-количественные показатели плана выражаются абсолютными величинами. К ним относятся объём товарной валовой продукции, объём реализации, численность работающих и рабочих, фонд зарплаты, сумма прибыли, размер затрат различных производственных ресурсов.

-качественные показатели – это относительные величины. Они выражают экономическую эффективность производства, его отдельных факторов: рост производительности труда, снижение себестоимости продукции.

Для исчисления показателей плана применяются натуральные, трудовые и стоимостные измерители. Натуральные измерители используются при планировании объёма производства и материальных ресурсов. Трудовой измеритель выражается в нормочасах.

Трудовые измерители в сочетании в натуральными используются для исчисления производительности труда, размера оплаты труда, определения норм выработки.

В условиях товарно-денежных отношений важное значение имеет стоимостной (денежный) измеритель.

В стоимостных измерителях планируется объём реализации продукции, товарная и валовая прибыль.

ПЛАНЫ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА И СОСТАВЛЕНИЕ.

1. Виды и структура планов.

2. Методы планирования и их характеристика.

3. Виды планирования и их характеристика.

Структура планов предприятия определяется размером, специализацией, а также его внутренней административно-хозяйственной структурой.

План – это центральное звено хозяйственного управления.

По срокам исполнения различают: оперативно-календарные, текущие, среднесрочные, долгосрочные, стратегические планы.

По функциональному назначению выделяют: производственные, коммерческие, инвестиционные, по заработной плате, по труду, финансовые планы.

По уровню управления предприятия планы группируются на: обще фирменные, цеховые, планы отделов, цехов, участков, бригад.

В группировке по видам изделий планы различают: по выпуску продукции освоенные производством и находящиеся в процессе освоения.

Существует несколько методов планирования:

-балансовый метод планирования обеспечивает установление связи между потребностями в ресурсах и источниках их покрытия, а также между разделами плана;

-расчётно-аналитический метод используется для расчёта показателей плана анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень;

-экономико-математический метод позволяет разрабатывать экономические модели в зависимости от показателей на основе выявления изменения их количественных параметров по сравнению с основными факторами;

-программно-целевой метод позволяет составлять планы в виде программы, характерная черта которой заключается в нацеленности на достижение конечных результатов.

Различают: перспективное, текущее, оперативно-производственное планирование.

С помощью перспективного планирования прогнозируется перспективная потребность в новых видах продукции, товарная и сбытовая стратегия предприятия по различным рынкам сбыта. Перспективное планирование подразделяется на: долгосрочное (10-15 лет), среднесрочное (5 лет), текущее (годовое). Структура и показатели текущего планирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются на цеховые, заводские и бригадные.

Оперативно-производственное планирование уточняет задание текущего года плана на более короткие отрезки времени (месяц, декада, смена) и по определённым производственным подразделениям (цех, участок, бригада, смена).

Такой план служит средством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы предприятия и доводит плановые задания до непосредственного исполнителя (рабочего). Оно подразделяется на: межцеховое, внутрицеховое и деспедчирование. В целом перспективное, текущее и оперативно-производственное планирование взаимосвязаны и образуют единую систему.

ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ БИЗНЕС – ПЛАНА.

1. Характеристика бизнес-плана.

2. Структура бизнес-плана.

3. Основные разделы бизнес-плана.

Бизнес-план – это основной документ, на базе которого инвесторы и кредиторы предоставляют средства. Чтобы убедить кредитора в успехе начинания какого либо предприятия, нужно ознакомить его с планами на сегодня и на перспективу, изложенными на бумаге и снабжёнными всеми необходимыми расчётами.

В разработке бизнес-плана должны учитываться все аспекты будущей деятельности от предполагаемой зарплаты сотрудников до возможных экономических последствий.

Порядок в нормативной базе и юридическое сопровождение проекта является необходимым, так как кредитора в первую очередь волнуют своевременность расчётов с ним. Поэтому особое внимание уделяется оценки окупаемости предприятия, учитывается конъюнктура рынка и планируемый рост квалификации сотрудников.

Бизнес-план представляет собой комплексный план развития предприятия на ближайшие 3-5 лет. Он определяет цели предприятия и его политику в области производства продукции, маркетинга, производственного управления и финансирования. Этот документ анализирует все проблемы, с которыми предприятие может столкнуться и определяет способы их решения.

Основные показатели первого года рекомендуется делать ежемесячно, со второго – ежеквартально, с третьего года деятельности предприятие ограничивается ежегодными показателями.

Существует значительное число разработок по составлению бизнес-плана и все они похожи друг с другом, различаются лишь последовательностью разделов. Вместе с тем структура бизнес-плана зависит от цели и экономической политики предприятия, степени его новизны и характера его развития.

Основные разделы бизнес-плана:

1. Резюме (краткое описание бизнеса);

2. Оценка рыночной ситуации;

3. Существо проекта деятельности;

4. План производства;

5. План маркетинга;

6. Организационный план;

7. Юридический план (оценка риска и страхования);

8. Финансовый план.

Резюме является предельно сокращённой версией БП. Его объём не превышает 4 страниц. Максимальное внимание должно быть уделено разъяснению того, что будет производиться, за счёт чего и чем будущий продукт будет отличаться от продукции конкурентов и почему покупатель захочет приобрести именно его. Последняя страница должна быть посвящена финансовым результатам, которые ожидают получить от реализации проекта. Необходимо привести сведения о прогнозных объёмах продаж на ближайшие годы, о выручке от продаж, затратах на производство, валовой прибыли, о сроке, в течение которого предприятие сможет вернуть средства.

Готовя БП для предоставления его будущим кредиторам или инвесторам, предприятие должно придерживаться двух вопросов, интересующих особенно кредиторов:

-что я получу от успешной реализации этого БП;

-каков риск в потери денег.

Для того, чтобы достичь своих целей, краткое описание должно содержать ответы на следующие вопросы:

Бизнес, а именно:

-краткая история бизнеса в период его создания и роста;

-краткое описание существующей стадии развития бизнеса и среды, в которой он ведётся;

-краткое описание распределения акций, ответственности и степени участия руководства в принятии стратегических решений;

-краткое описание целей бизнеса;

-описание того, как было решено осуществлять предполагаемый бизнес и куда это может привести компанию.

Продукция, а именно:

-краткое описание того, что делает продукцию уникальной и тех отличительных особенностей, которые ставят её вне конкуренции, в отношении ценообразования, качества, продолжительности поставок сырья;

Рынок:

-существующая ёмкость рынка;

-внутренний или международный;

-каналы распределения;

-прогнозируемый рост;

-предполагаемая доля рынка;

Руководство и персонал:

-на сколько укомплектован штат;

-какой образованный уровень;

-какой уровень безработицы в данной области бизнеса;

-краткое описание имеющегося опыта.

Финансирование:

-описание точных целей требуемого финансирования;

-прогнозирование доходов и чистого дохода после уплаты налога три последующих года;

-проектирование начала поступления прибыли;

Основная часть БП должна начинаться с раздела, где описываются товары или услуги, которые предлагает предприятие покупателям и различным производствам. Предприятие должно научиться выделяться среди конкурентов, предлагая покупателям товар выгодно отличающийся высоким уровнем качества.

Полезно включить в БП наглядное изображение товара или изделий, полученных с помощью продукции предприятия. В этом разделе БП должна содержаться примерная оценка той цены, по которой будет продаваться товар и тех затрат, которые потребуются на его производство. Очень важно чётко охарактеризовать основные качественные характеристики товара.

КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ.

1. Общая характеристика капитальных вложений.

2. Источники финансирования капитальных вложений.

Капитало образующие инвестиции – это вложения в новое строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение, а также вложение средств в создание товарно-производственных запасов, прирост оборотных средств.

Капитальные вложения – это составная часть капитало образующих инвестиций. Они представляют собой затраты, направленные на создание и воспроизводство основных средств. Иными словами капитальным вложениям можно дать следующее определение.

Капитальные вложения – это процесс воспроизводства материальных ценностей, которые составляют основные производственные фонды предприятия.

Капитальные вложения подразделяются на капитальные вложения производственного и непроизводственного назначения. К первым относятся затраты, вложенные в объекты для производственного обслуживания основной деятельности предприятий. Капитальные вложения непроизводственного назначения – это затраты, связанные с возведением объектов социально-культурной сферы (больницы, библиотеки, дворцы культуры).

В общий состав капитальных вложений входят:

-затраты на строительство, монтажные работы;

-затраты на приобретение основных средств;

-затраты на научно-исследовательские работы;

-затраты на опытно-конструкторские разработки.

Капитальное строительство – это процесс создания производственных и непроизводственных основных средств за счёт строительства новых, расширения, реконструкции, технического перевооружения и модернизации действующих объектов. Решающей стадией процесса капитального строительства является осуществление комплекса строительно-монтажных работ, наладка установленного оборудования и ввода в действие строящихся объектов.

Важнейшими направлениями использования капитальных вложений являются:

-новое строительство;

-расширение действующих предприятий;

-реконструкция (переустройство производства);

-техническое перевооружение действующего предприятия (модернизация изношенного оборудования).

Основными источниками финансирования капитальных вложений являются наиболее важные источники инвестиций и их квалификация.

Источники инвестиций включают в себя:

-внутренние или собственные источники, к которым относятся амортизация, прибыль, накопления, средства по страхованию;

-заёмные средства, к которым относятся государственные кредиты и выпуск облигаций;

-привлечённые средства, к которым относятся эмиссия облигаций и иностранные инвестиции.

Основным источником капитальных вложений являются внутренние или другими словами собственные средства. А главным показателем уровня самофинансирования признаётся коэффициент самофинансирования. Он представляет собой отношение между собственными средствами предприятия и суммой бюджетных ассигнований, привлечённых средств, заёмных средств.

Итак.

Источниками финансирования капитальных вложений предприятий являются:

-собственные финансовые ресурсы предприятий;

-заёмные финансовые ресурсы;

-привлечённые финансовые ресурсы, получаемые от продажи акций, паевых и других взносов трудовых коллективов, граждан и юридических лиц;

-средства федерального бюджета;

-средства бюджетов субъектов РФ;

-средства иностранных инвесторов.

К собственным финансовым ресурсам относятся: первоначальные взносы учредителей предприятия, амортизационные отчисления, прибыль, выручка от реализации выбывшего имущества, страховые возмещения за погибшие основные средства.

Капитальные вложения непроизводственного назначения в основном финансируются за счёт прибыли предприятия, а также могут использоваться средства, привлекаемые в порядке долевого участия в строительстве, бюджетные ассигнования.

При недостатке собственных средств финансирование капитальных вложений может осуществляться за счёт долгосрочного кредита банка. Конкретные сроки и периодичность погашения кредита устанавливаются по договорённости банка с заёмщиком, исходя из окупаемости затрат, но не более чем на пять лет, а также платёжеспособности и финансового состояния заёмщика.

Финансирование капитальных вложений за счёт средств государственного бюджета осуществляется на безвозвратной основе в соответствии с утверждённым перечнем строек

и объектов для федеральных нужд при отсутствии других источников. Открытие такого финансирования производится МФ РФ путём перечисления средств в течение одного месяца после утверждения объёмов государственных капитальных вложений и перечня строек для государственных федеральных нужд. Государственные заказчики перечисляют средства федерального бюджета непосредственно заказчикам (застройщикам) в пределах сообщённых им МФ РФ объёмов финансирования капитальных вложений.

Финансирование капитальных вложений на возвратной основе осуществляется следующим образом. Для этого средства федерального бюджета на возвратной основе предоставляются МФ РФ, которое потом выделяет указанные суммы застройщикам через коммерческие банки в соответствии с заключённым договором.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: