Предприятии

РАЗДЕЛ 6: ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ НА

РАЗДЕЛ 2: ОРГАНИЗАЦИЯ (ПРЕДПРИЯТИЕ) В УСЛОВИЯХ РЫНКА.

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ.

Отрасль – это группа качественно однородных хозяйственных единиц, характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного

разделения труда однородной продукции, выполняющих общую функцию в национальном хозяйстве.

Межотраслевой комплекс характеризует взаимодействие различных отраслей и их элементов, разных стадий производства и распределения продукта. Межотраслевые комплексы выполняют функции как внутри отдельной отрасли экономики, так и между отдельными отраслями.

Прогрессивной формой организации производства являются концентрация, специализация и комбинирование производства.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦИКЛ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕГО ДЛИТЕЛЬНОСТИ.

1. Производственный процесс, его характеристика и виды.

2. Производственный цикл, его структура и длительность.

Производственный процесс это основная деятельность любого предприятия, представляет собой совокупность отдельных производств труда, направленных на превращение сырья и материалов в готовую продукцию.

Каждый производственный процесс можно рассматривать с двух сторон:

-как совокупность изменений, которые претерпевают предметы труда;

-как совокупность действия работников, направленных на целесообразное изменение предметов труда.

В зависимости от характера предметов труда различают:

-поточный (непрерывный);

-партионный;

-единичный методы организации производственных процессов.

Поточное производство по ходу технологического процесса характеризуется непрерывным и последовательным движением предметов труда от одной операции к другой.

При партионном и единичном (прерывном) методах обрабатываемый продукт после каждой операции исключается из технологического процесса и находится в ожидании следующей операции.

В непрерывном процессе высока степень непрерывности, расположение рабочих мест по ходу технологической обработки и высока степень ритмичности.

Тактом потока называется среднее расчётное время, по истечению которого в поток запускается или из потока выпускается одно изделие или транспортная партия изделий.

Производственный цикл представляет собой совокупность отдельных процессов труда, направленных на превращение сырья и материалов в готовую продукцию заданного количества, качества, ассортимента в установленные сроки.

Виды циклов:

-параллельный;

-последовательный;

-параллельно-последовательный.

Структура производственного цикла включает время выполнения основных, вспомогательных операций и перерывов в изготовлении изделий.

Время выполнения основных операций обработки изделий составляет технологический цикл и определяет время, в течение которого осуществляется прямое или косвенное воздействие человека на продукт труда.

При расчёте продолжительности производственного цикла необходимо учитывать особенности движения предметов труда по операциям, существующих на предприятии. Обычно используют один из трёх видов.

Последовательный характеризуется тем, что каждая из последовательных операций, начинается лишь тогда, когда вся партия прошла обработку на предыдущей операции.

При параллельном движении передача предмета труда на последующую операцию осуществляется поштучно или транспортными партиями сразу после обработки на предыдущей операции.

При параллельно-последовательном виде движения предметы труда передаются на последующую операцию по мере их обработки на предыдущей поштучно или партиями.

При этом время выполнения смежных операций частично смещается таким образом, чтобы партия изделий обрабатывалась на каждой операции без перерыва.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ.

1. Элементы производственной структуры организации.

2. Типы производства и их характеристика.

Структурный подход определяется разделением предприятия на составные элементы по определённым признакам и сложившимся связям между этими элементами. Главной особенностью структуры предприятия считается её динамичность, т. е. изменение во времени.

Организация и производство – это пространственно-временная структура предприятия и их взаимодействие для достижения конечных результатов на данный период времени.

Под производственной структурой предприятия понимается состав образующих его участков, цехов и служб, формы их взаимосвязи в процессе производства продукции.

Общая структура предприятия включает производственные подразделения, различные производственные службы, общезаводские службы и хозяйства, организации по управлению предприятием и обслуживанию работников.

Рабочим местом называется неделимое звено производственного процесса. Рабочее место может быть простым и комплексным. Простое рабочее место – где один рабочий занимается одним конкретным делом.

Участок – это производственное подразделение, объединяющее ряд рабочих мест, сгруппированных по определённым признакам.

Цех – это наиболее сложная система, входящая в производственную структуру, в которую входят в качестве подсистем производственные участки.

К цехам основного производства относятся цеха, изготавливающие основную продукцию. Основные цеха делятся на изготовительные, обрабатывающие и сборочные.

Задача вспомогательных цехов заключается в изготовлении инструментальной оснастки.

К подсобным цехам относятся как правило цеха, осуществляющие добычу и обработку вспомогательных материалов.

Тип производства представляет собой классификационную категорию производства, выделяемую по признакам широты, номенклатуры, регулярности, стабильности, объёма выпускаемой продукции, типа применяемого оборудования, квалификации кадров, трудоёмкости операций и длительности производственного цикла.

Различают три типа организации промышленного производства:

-единичное производство;

- серийное производство;

- массовое производство.

Ещё существует мелкосерийное, среднесерийное и крупносерийное производство.

Массовое производство характеризуется отдельными видами продукции в огромных количествах на узкоспециализированных рабочих местах. Самая маленькая себестоимость, экономическая целесообразность, массовое производство, менее уязвимое производство – вот основные качества массового производства.


ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.

  1. Понятие цены и её функции.
  2. Цена и рынок.
  3. Ценовая политика.
  4. Диверсификация цен.

5. Виды цен и их формирование.

Одним из важнейших рычагов повышения эффективности производства является цена, которая оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление.

Цена - денежное выражение стоимости, экономическая категория, позволяющая косвенно измерить величину затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.

В условиях товарных отношений цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, т. е. является механизмом обеспечения равновесия спроса и предложения, а следовательно цены и стоимости.

Согласно закону спроса и предложения рост цен и превышение их над реальной стоимостью товара являются следствием возникновения дефицита в результате сокращения количества поступающего на рынок товара.

В условиях избытка товаров, когда предложение превышает спрос, производитель снижает цены, которые порой не только не обеспечивают запланированный уровень прибыли, но могут быть ниже себестоимости товара.

С помощью цен соизмеряются затраты и результаты хозяйственной деятельности предприятия, экономически обосновываются наиболее выгодные варианты

капитальных вложений, стимулируются производство, потребление, а также качество

товара.

Опыт экономического развития промышленно развитых стран показывает, что экономически обоснованная политика ценообразования является важнейшим

условием выхода экономики из кризиса.

На рынке чистой конкуренции функционирует большое количество производителей, которые реализуют продукцию по рыночным ценам. Никто из производителей в такой ситуации не в состоянии повысить цену, так как покупатели могут удовлетворить свои потребности по рыночным, более низким ценам. Таким образом на рынке действует в основном рыночная цена.

Рынок монополистической конкуренции характеризуется множеством покупателей и продавцов а также большим разбросом цен на аналогичные товары, который объясняется тем, что один и тот же товар может отличаться качеством, затратами на его эксплуатацию, внешним оформлением и т. д. Широко используется цена пробной продажи, в результате которой производитель может получить информацию, необходимую для модернизации товара и создания продукции, соответствующей требованиям рынка.

На олигополистическом рынке действует сравнительно небольшое количество продавцов, поскольку новому товаропроизводителю сложно преодолеть конкуренцию товаропроизводителей, прочно закрепившихся на рынке и владеющих разными средствами для устранения с рынка появляющихся конкурентов например такими как временное снижение цен.

Рынок чистой монополии представлен одним товаропроизводителем. Цены на товары устанавливаются в зависимости от целей государственной или частной монополии. Этот рынок основывается на монопольной цене, которая предусматривает установление более высоких цен для товаров собственного производства и пониженных цен на товары других товаропроизводителей.

От рынка на котором реализуется продукция зависит политика цен товаропроизводителя, поэтому при её формировании следует учитывать:

-тип рынка, устанавливаемый исходя из конкурентоспособности товара, так как стратегия ценообразования в значительной степени обусловлена позицией товара на рынке.

-обратно пропорциональную зависимость цены от спроса. Для установления цены используется коэффициент ценовой эластичности спроса. На основе цены товаропроизводитель сможет определить величину выручки.

-конечный результат хозяйственной деятельности промышленного предприятия- прибыль.

В связи с тем, что прибыль зависит от текущих издержек производства, они должны быть рассчитаны с незначительной долей погрешности, так как чем меньше текущие издержки производства, тем больше прибыль и наоборот, при росте издержек прибыль сокращается.

-конкурентоспособность товара, При сопоставлении технико-экономических показателей, характеризующих уровень конкурентоспособности товара можно установить интервалы цен.

В условиях рыночной экономики товаропроизводители для присвоения потребительского излишка используют диверсификацию цен, т. е. дифференцирование цен для различных групп потребителей. При этом производитель устанавливает максимальную цену для каждой группы покупателей. Такая цена называется резервированной ценой покупателя. Резервированная цена, установленная в зависимости от дохода покупателя считается идеальной диверсификацией цен.

Диверсификация цен может устанавливаться в зависимости от количества приобретаемого товара: для мелких партий и разовых изделий- более высокие цены, а при оптовой покупке- льготные.

В стратегии ценообразования наиболее распространена диверсификация цен по времени, которая сводится к пересмотру цен в различные периоды. На практике диверсификация цен не находит широкого применения, но товаропроизводитель не упускает случая использовать эту стратегию ценообразования для получения дополнительной прибыли.

При формировании оптовых цен на промышленную продукцию используются текущие издержки производства, текущая прибыль, НДС. Для раскрытия сущности цены необходимо исследовать взаимосвязь затрат и потребительской стоимости, так как именно потребительская стоимость предопределяет верхнюю границу цены.

Оптовая цена предприятия- цена, при которой обеспечиваются возмещение текущих затрат производства и получение прибыли. На основании этой цены определяют выручку от реализации продукции. Разница между оптовой ценой предприятия и себестоимостью продукции отражает прибыль на единицу продукции и на годовой объём производства.

Оптовая цена промышленности формируется на основе оптовой цены предприятия и дополнительного включения в цену издержек, прибыли сбытовых организаций и НДС.

Государственная розничная цена- цена, по которой товары народного потребления и некоторые орудия и предметы труда реализуются через торговую сеть. Она представляет собой сумму оптовой цены промышленности, издержек торговых организаций и плановой прибыли.

Оптовая или розничная цена устанавливается по договорённости между производителем и покупателем продукции. Эти цены не регулируются государством и зависят от соотношения спроса и предложения товаров. Верхняя граница цены регулируется законом спроса и предложения, нижняя- устанавливается по текущим затратам. Цена номинальная устанавливается при отсутствии информации о сделках, предложениях продавцов или потребности потребителей; розничная – на продукцию, реализуемую в личное потребление небольшими партиями.

Скользящая цена не устанавливается окончательно. Сначала согласовывается базисная цена, которая может быть скорректирована при изменении составляющих цены к моменту поставки и оплаты. Данная цена является разновидностью цены с последующей фиксацией, которая устанавливается в процессе исполнения договора между покупателем и продавцом.

ФИНАНСЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.

  1. Понятие и сущность финансов предприятия.
  2. Финансовый механизм и его действие.
  3. Финансовый план предприятия.

Финансы промышленного предприятия представляют собой систему финансово- экономических отношений, которые возникают в процессе кругооборота ОПФ и оборотных средств в сфере производства и обращения, формирования и использования денежных доходов и фондов денежных ресурсов.

Финансовые операции в совокупности отражают прибыль или убытки промышленного предприятия, возникающие в результате реализации производственной продукции(работ, услуг), ОПФ, запасов оборотных средств и прочего имущества предприятия; доходы от вне реализационной деятельности, уменьшенные на сумму затрат по данным операциям. Финансы как экономическая категория широко используются при товарном производстве и обеспечивают условия для нормального функционирования рыночной экономики.

С помощью финансового механизма осуществляется управление промышленным предприятием в двух направлениях. Первое направление – управление финансами – отражает взаимосвязь с другими промышленными предприятиями и подразделениями по выполнению определённых функций: поставка средств производства, реализация готовой продукции, т. е. обеспечение производственными запасами, осуществление купли – продажи продукции собственного производства.

Второе направление – управление денежными средствами – предусматривает управление ОПФ и оборотными средствами, а также различными фондами, которыми располагает промышленное предприятие (амортизационный, валютный, инвестиционный, резервный и т. д.) Экономическое обоснование финансового механизма проводится на основе таких экономических показателей, как выручка, различные виды прибыли, амортизация, а также финансовых источников (оборотные фонды и фонды обращения, кредит и т. п.)

Финансы промышленного предприятия выполняют следующие функции: обеспечение денежными ресурсами, распределение денежных доходов, контроль, стимулирование и т. п.

Финансовый план предприятия – это документ, являющейся основой финансовой деятельности предприятия, в котором отражаются в денежной форме баланс доходов и расходов, а также финансовые результаты его хозяйственной деятельности. Он включает следующие разделы:

- доходы и поступления средств. В этом разделе отражены доходы, составляющие денежные накопления предприятия; доходы являющиеся результатом внутреннего перераспределения средств; поступления средств от внешних источников;

- расходы и отчисления средств. В этот раздел включены затраты на расширение производства и совершенствование его технологии, расходы на культурно-бытовое обслуживание работников предприятия, амортизационные отчисления и т. д.

- кредитные взаимоотношения – взаимоотношения с банками и бюджетом. В данном разделе показаны взаимоотношения предприятия с государством (платежи в бюджет).

В процессе выполнения финансового плана он может корректироваться на основании изменений качественных и количественных показателей производственного плана. При его составлении величина собственных оборотных фондов ежегодно уточняется.

Прирост собственных оборотных средств обеспечивается в основном за счёт внутрипроизводственных источников, прибыли, устойчивых пассивов (суммы образующейся задолженности). Кроме того используются кредит и целевое финансирование.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ.

  1. Налоговая система.
  2. Функции налогов.
  3. Действующая налоговая политика и её недостатки.

Налоговая система РФ в условиях становления рыночной экономики предусматривает прямые, косвенные и специальные налоги.

Прямые подразделяются на: налог на доходы, налог на прибыль и на налог на собственность (на имущество, на землю и т. д.)

К косвенным налогам относятся НДС, акцизы, таможенные пошлины.

К специальным – платежи на государственное и социальное страхование физических и юридических лиц, гос. пошлина и местные сборы, налог для формирования бюджетного фонда фин. поддержки приоритетных отраслей экономики.

Налоги также бывают: федеральными (НДС, акцизы, налог на операции с ценными бумагами, таможенные сборы); республиканскими (акцизы, налог на прибыль, транспортный налог, НДС); местными (гос. пошлина, НДС, налог на прибыль)

К налогам, уплачиваемым промышленными предприятиями, относятся: НДС, налог на прибыль, акцизы, налог на имущество, налог для формирования бюджетного фонда

финансовой поддержки приоритетных отраслей экономики.

В хозяйственном механизме налоги выполняют следующие функции:

1.Регулирующая функция направлена на упорядочение рыночных отношений и проявляется в сфере экономики в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного и ценового механизма.

2.Стимулирующая функция реализуется через систему льгот и направлена на внедрение достижений НТП, развитие производства и продажу товаров за границу, ввоз капитала и т. д. Данная функция оказывает непосредственное влияние на деловую активность товаропроизводителей.

3.Распределительная функция обеспечивает перераспределение налогов для социального выравнивания уровня жизни населения.

4.Фискальная (бюджетная) функция предусматривает процесс изъятия части доходов для формирования бюджета финансовых ресурсов государства и создаёт условия для функционирования государства и регулирования экономики.

Анализ действующих систем налогообложения в РФ и промышленно развитых странах показал, что используемая система налогов и льгот не отвечает полностью требованиям рыночной экономики.

Во-первых, экономически не обоснованы ставки, они не стимулируют притока инвестиций в развитие промышленного производства и способствуют оттоку за границу капитала, материальных и трудовых ресурсов, усиливают проблему двойного налогообложения.

Во-вторых, система льгот охватывает очень узкий круг вопросов и не позволяет эффективно использовать капитальные вложения на ускоренное обновление активной части ОПФ, проведение по развитию и внедрению ресурсосбережений и безотходной технологии.

В- третьих, существенные недостатки налоговой политики серьёзно влияют на сокращение поступления налогов в бюджет. К ним следует отнести:

- различные условия налогообложения для субъектов и видов хозяйственной деятельности, например существующие льготы по НДС;

-неэффективность налога на прибыль, так как его ставка завышена, а из-за различных трактовок Закона о налоге на прибыль снижаются реальные поступления в бюджет;

-снижение налога на прибыль путём подмены вида деятельности, которая оформляется определённым соглашением;

-неоправданное увеличение налоговых ставок сверх экономически обоснованного

уровня, что способствует сокращению поступлений в бюджет, так как товаропроиз-

водители стремятся уменьшить свою налоговую базу. В результате роста налоговых

ставок увеличиваются как поступления в бюджет, так и темпы роста инфляции.

Уровень налогов в РФ почти на 20% превышает оптимальную величину;

-использование «кольцевых» сделок, которые позволяют вывести из-под налогооб-

ложения значительные суммы перераспределения их среди участников, пользующих-

ся льготами по налогообложению.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: