double arrow

Архитектура Барокко


Архитекторы барокко обратили внимание на улицу, которая стала рассматриваться как целостный архитектурный организм, как одна из форм ансамбля. Начало и конец улицы отмечались площадями или эффектными архитектурными или скульптурными акцентами. Доминантой в композиции здания становится кривая линия, появляются эллиптические поверхности.

Барочная организация больших пространств: ансамбли площадей с фонтанами, египетскими обелисками, перспективами улиц, алей и садов, парков, украшенных каскадами, водоемами и статуями. Пример: Площадь перед собором Св. Петра в Риме, площадь Согласия в Париже, Версаль, Петергоф и Сан-Суси.

Архитекторы-градостроители стали строить пышные дворцы и виллы, окруженные грандиозными регулярными парками. Каждое растение в них «знало свое место». Деревья и кусты стригли в виде конусов, овалов; цветочным клумбам придавали форму причудливых завитков. Блестящим примером барочного ансамбля является Версальский Дворец. Основной план почти всегда представляет собой вереницу зал, вытянутых на громадную длину или распо­ложенных подковообразно и примыкающих к главному центральному залу, который выделяется и во внешней ар­хитектуре; наиболее изысканно отделываются из этих по­мещений зал для аудиенций, спальня с пышной парадной постелью, тронный зал, зеркальная комната и по большей части также продолговатой формы галерейный зал. Груп­пировка архитектурных масс изобличает чутье к монумен­тальному искусству и явное стремление к живописному эффекту при возможно более величественной перспек­тиве, впечатление от которой весьма усиливается обширными роскошными садами с прелестными видами на храмы, руины, каскады, фонтаны, гроты и всевозмож­ные скульптурные украшения. В планах уже начинают проскальзывать кривые линии в виде изгиба­ющихся лестниц, овальных зал, закругленных углов и т.п. В композиции фасадов главные пункты всюду отмечены переизбытком внешнего великолепия. Все богатство де­талей стиля барокко проявляется лишь на центральном корпусе и на угловых ризалитах; остальное разработано по большей части очень просто. Французское барокко наиболее изящно. Его формы не просто пышные, а роскошные, величавые, своеобразные.




Стены богатых дворцов затягивали дорогими тканями, украшали лепниной или резным деревом. В личных покоях любили вешать на стены шикарные гобелены. Потолки расписывали искусные живописцы. Самыми популярными барочными цветами интерьера были белый в сочетании с золотым. Модны были цветочные орнаменты. На смену спокойным классическим формам кругов и овалов приходят извилистые спирали. Поверхность мебели и предметов интерьера теряет свою гладкость и становится шершавой, выпукло-вогнутой, сверху покрытой лаком.

Орнаментальное убранствообразуется из картушей (выпуклых декоративных щитов, окруженных выпуклыми волютами), подушкообразных гирлянд, из листьев или фруктов, раковин и листьев пышной лепки. Внутренний вид с блестяще выполненными фресками, с окружен­ными сияющими облаками, солнечными ореолами над алтарями, с блестящей игрой цветовых тонов, дости­гающейся с помощью разноцветного настоящего мрамора и стуккос позолоченными орнаментами, производит впечатление необычайно величественного и тор­жественного великолепия. В этих церквах выражается живописно-архитектурный стиль, в котором даже ар­хитектурные элементы высокого Ренессанса предста­ют пред нами в свободной переработке, независимой от старых законов.

Самое благодарное поле применения стиль барокко находит во внутреннем декоративном убранстве.Уже при входе через главный портал нас окружает праздничное великолепие, входные помещения отделывались блестя­ще, чтобы при при­дворных торжествах подготовить гостей к ожидающим их впечатлениям уже при входе в собствен­но парадные залы. Вот почему в этих замках XVIII века возводятся лестничные пролеты невиданной дотоле роскоши. Необыкновено широкие мраморные ступени с богато отделанными мраморными перилами, постаменты которых поддерживают изысканные скульптурные украшения , вроде статуй, ваз, канделябров для свеч и т.п., — двойными ходами ведут к верхним лестничным вестибю­лям, стены которых необычайно пышно отделаны в мо­нументально-декоративном стиле,а потолки украшены громадными картинами с поразительной перспективой и блестящими по колориту, так что потолки кажутся как бы открытыми, отчего еще более усиливается впечатле­ние обширности помещений.



Обыкновенно лестницы ведут непосредственно в главный зал. В нем также находим преимущественно мо­нументальный стиль декора, благодаря применению приставленных колонн или пилястр в стиле итальянско­го барокко и богато обрамленных стенных полей, заполненных картинами, эмблемами и орнаментами из кри­вых линий, а также благодаря великолепно разработан­ному карнизу, над которым крупная выкружка угла об­разует переход к по толку, расписанному картинами в сочных красках. Пышные, выпуклые картуши со смело загнутыми краями и с изображениями княжеских гер­бов, корон с вензелями и т.п. заполняют верхние углы и обозначают срединные оси; обвешанные пластически­ми драпировками и окруженные миловидными гения­ми или амурчиками картуши сливаются с изящной иг­рой линий дугообразных орнаментов, которые запле­таются в верхнюю выкружку. Материалом служит насто­ящий и искусственный мрамор, бронза (особенно в ос­нованиях колонн) и настоящая позолота. В примыкающих к главному залу меньших залах и жилых покоях торжественный пафос уступает место тонким соображениям относительно уютности и удоб­ства; в нихчстиль Берена с его преобладанием кривых линий проявляется во всей своей красоте. На место ар­хитектонического расчленения появляются системы рамок. Широкие рамы, богато украшенные аканфовыми мотивами и бусовыми шнурами, окружают двери, окна и зер­кала и делят также и стенные поверхности между пане­лями и карнизом на поля, внутри которых раз­вивается затем сложный рамочный декор. Параллель­но с главными рамами тянутся вначале внутренние ук­рашающие тяги, сопровождаемые тонкими линиями из стукко, которые смело загибаются в углах и теряются в сильно заплетающейся сети из дуг заполняющей орна­ментации. Скоро и внутренние украшающие тяги зах­ватываются движением; продольные тяги рамок загиба­ются к узким сторонам преломленными или закруглен­ными углами и исчезают, наконец, у средних линий, где они заканчиваются обращенными друг к другу завитка­ми, между которыми вырастают орнаменты, большей частью в форме отделанных наподобие раковин паль­меток и из лиственных мотивов, вокруг которых запле­таются изящные главные и второстепенные линии.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: