double arrow

Архитектура Барокко

Архитекторы барокко обратили внимание на улицу, которая стала рассматриваться как целостный архитектурный организм, как одна из форм ансамбля. Начало и конец улицы отмечались площадями или эффектными архитектурными или скульптурными акцентами. Доминантой в композиции здания становится кривая линия, появляются эллиптические поверхности.

Барочная организация больших пространств: ансамбли площадей с фонтанами, египетскими обелисками, перспективами улиц, алей и садов, парков, украшенных каскадами, водоемами и статуями. Пример: Площадь перед собором Св. Петра в Риме, площадь Согласия в Париже, Версаль, Петергоф и Сан-Суси.

Архитекторы-градостроители стали строить пышные дворцы и виллы, окруженные грандиозными регулярными парками. Каждое растение в них «знало свое место». Деревья и кусты стригли в виде конусов, овалов; цветочным клумбам придавали форму причудливых завитков. Блестящим примером барочного ансамбля является Версальский Дворец. Основной план почти всегда представляет собой вереницу зал, вытянутых на громадную длину или распо­ложенных подковообразно и примыкающих к главному центральному залу, который выделяется и во внешней ар­хитектуре; наиболее изысканно отделываются из этих по­мещений зал для аудиенций, спальня с пышной парадной постелью, тронный зал, зеркальная комната и по большей части также продолговатой формы галерейный зал. Груп­пировка архитектурных масс изобличает чутье к монумен­тальному искусству и явное стремление к живописному эффекту при возможно более величественной перспек­тиве, впечатление от которой весьма усиливается обширными роскошными садами с прелестными видами на храмы, руины, каскады, фонтаны, гроты и всевозмож­ные скульптурные украшения. В планах уже начинают проскальзывать кривые линии в виде изгиба­ющихся лестниц, овальных зал, закругленных углов и т.п. В композиции фасадов главные пункты всюду отмечены переизбытком внешнего великолепия. Все богатство де­талей стиля барокко проявляется лишь на центральном корпусе и на угловых ризалитах; остальное разработано по большей части очень просто. Французское барокко наиболее изящно. Его формы не просто пышные, а роскошные, величавые, своеобразные.

Стены богатых дворцов затягивали дорогими тканями, украшали лепниной или резным деревом. В личных покоях любили вешать на стены шикарные гобелены. Потолки расписывали искусные живописцы. Самыми популярными барочными цветами интерьера были белый в сочетании с золотым. Модны были цветочные орнаменты. На смену спокойным классическим формам кругов и овалов приходят извилистые спирали. Поверхность мебели и предметов интерьера теряет свою гладкость и становится шершавой, выпукло-вогнутой, сверху покрытой лаком.

Орнаментальное убранство образуется из картушей (выпуклых декоративных щитов, окруженных выпуклыми волютами), подушкообразных гирлянд, из листьев или фруктов, раковин и листьев пышной лепки. Внутренний вид с блестяще выполненными фресками, с окружен­ными сияющими облаками, солнечными ореолами над алтарями, с блестящей игрой цветовых тонов, дости­гающейся с помощью разноцветного настоящего мрамора и стукко с позолоченными орнаментами, производит впечатление необычайно величественного и тор­жественного великолепия. В этих церквах выражается живописно-архитектурный стиль, в котором даже ар­хитектурные элементы высокого Ренессанса предста­ют пред нами в свободной переработке, независимой от старых законов.

Самое благодарное поле применения стиль барокко находит во внутреннем декоративном убранстве. Уже при входе через главный портал нас окружает праздничное великолепие, входные помещения отделывались блестя­ще, чтобы при при­дворных торжествах подготовить гостей к ожидающим их впечатлениям уже при входе в собствен­но парадные залы. Вот почему в этих замках XVIII века возводятся лестничные пролеты невиданной дотоле роскоши. Необыкновено широкие мраморные ступени с богато отделанными мраморными перилами, постаменты которых поддерживают изысканные скульптурные украшения, вроде статуй, ваз, канделябров для свеч и т.п., — двойными ходами ведут к верхним лестничным вестибю­лям, стены которых необычайно пышно отделаны в мо­нументально-декоративном стиле, а потолки украшены громадными картинами с поразительной перспективой и блестящими по колориту, так что потолки кажутся как бы открытыми, отчего еще более усиливается впечатле­ние обширности помещений.

Обыкновенно лестницы ведут непосредственно в главный зал. В нем также находим преимущественно мо­нументальный стиль декора, благодаря применению приставленных колонн или пилястр в стиле итальянско­го барокко и богато обрамленных стенных полей, заполненных картинами, эмблемами и орнаментами из кри­вых линий, а также благодаря великолепно разработан­ному карнизу, над которым крупная выкружка угла об­разует переход к по толку, расписанному картинами в сочных красках. Пышные, выпуклые картуши со смело загнутыми краями и с изображениями княжеских гер­бов, корон с вензелями и т.п. заполняют верхние углы и обозначают срединные оси; обвешанные пластически­ми драпировками и окруженные миловидными гения­ми или амурчиками картуши сливаются с изящной иг­рой линий дугообразных орнаментов, которые запле­таются в верхнюю выкружку. Материалом служит насто­ящий и искусственный мрамор, бронза (особенно в ос­нованиях колонн) и настоящая позолота. В примыкающих к главному залу меньших залах и жилых покоях торжественный пафос уступает место тонким соображениям относительно уютности и удоб­ства; в нихчстиль Берена с его преобладанием кривых линий проявляется во всей своей красоте. На место ар­хитектонического расчленения появляются системы рамок. Широкие рамы, богато украшенные аканфовыми мотивами и бусовыми шнурами, окружают двери, окна и зер­кала и делят также и стенные поверхности между пане­лями и карнизом на поля, внутри которых раз­вивается затем сложный рамочный декор. Параллель­но с главными рамами тянутся вначале внутренние ук­рашающие тяги, сопровождаемые тонкими линиями из стукко, которые смело загибаются в углах и теряются в сильно заплетающейся сети из дуг заполняющей орна­ментации. Скоро и внутренние украшающие тяги зах­ватываются движением; продольные тяги рамок загиба­ются к узким сторонам преломленными или закруглен­ными углами и исчезают, наконец, у средних линий, где они заканчиваются обращенными друг к другу завитка­ми, между которыми вырастают орнаменты, большей частью в форме отделанных наподобие раковин паль­меток и из лиственных мотивов, вокруг которых запле­таются изящные главные и второстепенные линии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: