Архитекторы барокко обратили внимание на улицу, которая стала рассматриваться как целостный архитектурный организм, как одна из форм ансамбля. Начало и конец улицы отмечались площадями или эффектными архитектурными или скульптурными акцентами. Доминантой в композиции здания становится кривая линия, появляются эллиптические поверхности.
Барочная организация больших пространств: ансамбли площадей с фонтанами, египетскими обелисками, перспективами улиц, алей и садов, парков, украшенных каскадами, водоемами и статуями. Пример: Площадь перед собором Св. Петра в Риме, площадь Согласия в Париже, Версаль, Петергоф и Сан-Суси.
Архитекторы-градостроители стали строить пышные дворцы и виллы, окруженные грандиозными регулярными парками. Каждое растение в них «знало свое место». Деревья и кусты стригли в виде конусов, овалов; цветочным клумбам придавали форму причудливых завитков. Блестящим примером барочного ансамбля является Версальский Дворец. Основной план почти всегда представляет собой вереницу зал, вытянутых на громадную длину или расположенных подковообразно и примыкающих к главному центральному залу, который выделяется и во внешней архитектуре; наиболее изысканно отделываются из этих помещений зал для аудиенций, спальня с пышной парадной постелью, тронный зал, зеркальная комната и по большей части также продолговатой формы галерейный зал. Группировка архитектурных масс изобличает чутье к монументальному искусству и явное стремление к живописному эффекту при возможно более величественной перспективе, впечатление от которой весьма усиливается обширными роскошными садами с прелестными видами на храмы, руины, каскады, фонтаны, гроты и всевозможные скульптурные украшения. В планах уже начинают проскальзывать кривые линии в виде изгибающихся лестниц, овальных зал, закругленных углов и т.п. В композиции фасадов главные пункты всюду отмечены переизбытком внешнего великолепия. Все богатство деталей стиля барокко проявляется лишь на центральном корпусе и на угловых ризалитах; остальное разработано по большей части очень просто. Французское барокко наиболее изящно. Его формы не просто пышные, а роскошные, величавые, своеобразные.
Стены богатых дворцов затягивали дорогими тканями, украшали лепниной или резным деревом. В личных покоях любили вешать на стены шикарные гобелены. Потолки расписывали искусные живописцы. Самыми популярными барочными цветами интерьера были белый в сочетании с золотым. Модны были цветочные орнаменты. На смену спокойным классическим формам кругов и овалов приходят извилистые спирали. Поверхность мебели и предметов интерьера теряет свою гладкость и становится шершавой, выпукло-вогнутой, сверху покрытой лаком.
Орнаментальное убранство образуется из картушей (выпуклых декоративных щитов, окруженных выпуклыми волютами), подушкообразных гирлянд, из листьев или фруктов, раковин и листьев пышной лепки. Внутренний вид с блестяще выполненными фресками, с окруженными сияющими облаками, солнечными ореолами над алтарями, с блестящей игрой цветовых тонов, достигающейся с помощью разноцветного настоящего мрамора и стукко с позолоченными орнаментами, производит впечатление необычайно величественного и торжественного великолепия. В этих церквах выражается живописно-архитектурный стиль, в котором даже архитектурные элементы высокого Ренессанса предстают пред нами в свободной переработке, независимой от старых законов.
Самое благодарное поле применения стиль барокко находит во внутреннем декоративном убранстве. Уже при входе через главный портал нас окружает праздничное великолепие, входные помещения отделывались блестяще, чтобы при придворных торжествах подготовить гостей к ожидающим их впечатлениям уже при входе в собственно парадные залы. Вот почему в этих замках XVIII века возводятся лестничные пролеты невиданной дотоле роскоши. Необыкновено широкие мраморные ступени с богато отделанными мраморными перилами, постаменты которых поддерживают изысканные скульптурные украшения, вроде статуй, ваз, канделябров для свеч и т.п., — двойными ходами ведут к верхним лестничным вестибюлям, стены которых необычайно пышно отделаны в монументально-декоративном стиле, а потолки украшены громадными картинами с поразительной перспективой и блестящими по колориту, так что потолки кажутся как бы открытыми, отчего еще более усиливается впечатление обширности помещений.
Обыкновенно лестницы ведут непосредственно в главный зал. В нем также находим преимущественно монументальный стиль декора, благодаря применению приставленных колонн или пилястр в стиле итальянского барокко и богато обрамленных стенных полей, заполненных картинами, эмблемами и орнаментами из кривых линий, а также благодаря великолепно разработанному карнизу, над которым крупная выкружка угла образует переход к по толку, расписанному картинами в сочных красках. Пышные, выпуклые картуши со смело загнутыми краями и с изображениями княжеских гербов, корон с вензелями и т.п. заполняют верхние углы и обозначают срединные оси; обвешанные пластическими драпировками и окруженные миловидными гениями или амурчиками картуши сливаются с изящной игрой линий дугообразных орнаментов, которые заплетаются в верхнюю выкружку. Материалом служит настоящий и искусственный мрамор, бронза (особенно в основаниях колонн) и настоящая позолота. В примыкающих к главному залу меньших залах и жилых покоях торжественный пафос уступает место тонким соображениям относительно уютности и удобства; в нихчстиль Берена с его преобладанием кривых линий проявляется во всей своей красоте. На место архитектонического расчленения появляются системы рамок. Широкие рамы, богато украшенные аканфовыми мотивами и бусовыми шнурами, окружают двери, окна и зеркала и делят также и стенные поверхности между панелями и карнизом на поля, внутри которых развивается затем сложный рамочный декор. Параллельно с главными рамами тянутся вначале внутренние украшающие тяги, сопровождаемые тонкими линиями из стукко, которые смело загибаются в углах и теряются в сильно заплетающейся сети из дуг заполняющей орнаментации. Скоро и внутренние украшающие тяги захватываются движением; продольные тяги рамок загибаются к узким сторонам преломленными или закругленными углами и исчезают, наконец, у средних линий, где они заканчиваются обращенными друг к другу завитками, между которыми вырастают орнаменты, большей частью в форме отделанных наподобие раковин пальметок и из лиственных мотивов, вокруг которых заплетаются изящные главные и второстепенные линии.