Стиль раннего барокко обнимает промежуток времени приблизительно от 1600 до 1633 года и, в общем, приближается к архитектурной системе позднего итальянского Ренессанса Италии. Наиболее замечательными представителями его являются Джакомо делла Порта (ок. 1540—1602), строитель купола собора св. Петра и создатель послужившего образцом для многих зданий фасада Иезуитской церкви в Риме, и Карло Модерна (1556—1629), прославившийся преимущественно сооружением продольного корпуса собора св. Петра. Назначенный с 1629 года руководителем постройки собора св. Петра Бернини (1598—1680), снискавший себе нетленную славу сооруженными им пред собором колоннадными галереями, воздвигает в 1633 году свой знаменитый высокий алтарь собора св. Петра.
Джованни Лоренцо Бернини, таким образом, открывает собой период расцвета итальянского барокко, который обнимает время от 1633 до 1700 года. Бернини был наиболее почитаемым художником своего времени, указавшим новые пути также пластике; в архитектуре он проложил совершенно новые пути, научив учитывать впечатления, вызываемые перспективой, создавать великолепные помещения и использовать пространство в целях монументального впечатления.
Период позднего итальянского барокко, обнимающего время от 1700 до 1750 года. Фасады вновь снабжаются плоскостями правильной формы; конструктивные элементы более тщательно взвешиваются, то есть контуры становятся строже, а внутреннее декоративное убранство проступает яснее, хотя при этом удерживаются еще общая архитектурная концепция периода расцвета барокко и характерное для него стремление к монументальной мощи.
До конца XVII века стиль барокко развивался преимущественно в церковной архитектуре; но затем на первый план выступает светская архитектура. Светские и духовные князья соперничают друг с другом в возведении грандиозных дворцов, этого величественного выражения пышной и расточительной жизни высших сословий того времени.
Архитектура Рококо
Стиль рококо не внёс в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старыми, не стесняя себя при их употреблении никакими традициями и имея в виду, главным образом, достижение декоративной эффектности. Архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало; она не заботится о целесообразности форм частей сооружения, а распоряжается ими как угодно, по велению каприза, избегая строгой симметричности.
Скрытые павильоны, китайские домики, укромные гроты. Камерность и уютность помещений рококо создавалась за счет гораздо меньших размеров и особого декорирования. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту. Цвета приоритетные в этот период - приглушенные, пастельные, разбеленные: жемчужный, серебристый, бледно-охристый, перламутровый, лёгкий голубой и зеленоватый, пастельно-розовый. Сочетание ажурных форм, сложного орнамента и прозрачных, светлых красок порождало праздничное, действительно феерическое зрелище.
Большинство построек рококо — это частные дома французской аристократии: богатые городские особняки (во Франции их называли «отелями») и загородные дворцы.
Как правило, высокая ограда отделяла особняк от города, скрывая жизнь владельцев дома. Комнаты отелей часто имели криволинейные очертания; они не располагались анфиладой, как было принято в особняках XVII в., а образовывали очень изящные асимметричные композиции. В центре обычно помещался парадный зал, так называемый салон. Комнаты были гораздо меньше, чем залы дворцов эпохи классицизма, и с более низкими потолками. А окна в этих особняках делали очень большими, почти от пола. Интерьеры построек рококо были оформлены скульптурными и резными украшениями, живописью на фантастические темы и множеством зеркал.
В созданиях этой архитектуры не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами (невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т.) и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами.
Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность, изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perückenstil, Zopfstil).