Этапы и стандартные приемы экономического анализа

Пользователи экономической информации

Аналитическая экономическая информация представляет интерес для внешних и внутренних пользователей.

Внешние пользователи подразделяются на две группы. Первая группа пользователей непосредственно заинтересована в информации:

• существующие и потенциальные собственники средств органи­зации;

• кредиторы;

• поставщики и покупатели, определяющие надежность деловых связей;

• государство в лице налоговых органов;

• служащие с точки зрения заработка и перспектив работы.

Ко второй группе относятся внешние пользователи, опосредованно заинтересованные в аналитической информации:

• аудиторские службы;

• консультанты по финансовым вопросам;

• биржи ценных бумаг;

• законодательные органы;

• пресса и информационные агентства;

• профсоюзы.

Внутренние пользователи — руководство предприятия, менеджеры различных служб и т. д.

Практикой финансового анализа выработаны основные правила (методика) анализа финансовых отчетов. Условно их можно разделить на четыре типа анализа:

1. горизонтальный (временной) анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

2. вертикальный (структурный) анализ — определение структуры итоговых показателей;

3. трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с ря­дом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя. С помощью тренда прогнозируются возможные значения показателей в будущем;

4. анализ финансовых коэффициентов — расчет относительных данных отчетности, выявление взаимосвязей показателей.

Широкое применение имеют сравнительный и факторный анализ.

Сравнительный (пространственный) анализ проводится при сравнении отдельных внутрихозяйственных показателей фирмы с показателями других подразделений, фирм-конкурентов и т. д.

Факторный анализ позволяет оценить влияние отдельных факторов на результативный показатель как прямым методом дробления результативного показателя на составные части, так и обратным методом, когда отдельные элементы соединяют в общий резуль­тативный показатель.

Эти методы могут быть использованы на всех этапах анализа и формирования обобщающих показателей финансово-хозяйственной деятельности организации.

Основные этапы финансового анализа можно представить сле­дующим образом:

1. оценка структуры и динамики имущества и финансовых ресурсов организации;

2. оценка ликвидности баланса и активов организации;

3. оценка финансовой устойчивости организации;

4. оценка финансовых результатов деятельности организации;

5. оценка эффективности деятельности организации;

6. оценка деловой активности организации;

7. оценка денежных потоков организации.

Внутренний управленческий анализ предполагает более глубокое изучение всех аспектов финансово-хозяйственной деятельности организации.

Основными направлениями внутреннего анализа являются:

1. анализ технико-организационного уровня и других условий производства;

2. анализ использования основных производственных средств;

3. анализ использования материальных ресурсов;

4. анализ использования труда и фонда заработной платы;

5. анализ объема, структуры и качества продукции;

6. анализ себестоимости продукции;

7. анализ прибыли, ее динамики и качества;

8. анализ величины, структуры авансированного капитала (внеоборотного и оборотного);

9. анализ оборачиваемости капитала;

10. анализ рентабельности финансово-хозяйственной деятельности;

11. анализ финансового состояния организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: