Количественный анализ полезности (кардиналистский) подход

Суверенитет потребителя - это власть потребителей над производством, которая состоит в подчинении производства целям потребителей и реализуется ими посредством независимо осуществляемого потребительского выбора.

Потребительский выбор - это принятие потребителем решения о распределении своего бюджета таким образом, чтобы структура и количество купленных благ обеспечили бы ему максимальную полезность.

Потребительские предпочтения - это сформировавшиеся в процессе предшествующего поведения критерии, субъективные оценки потребителем полезности благ, последовательно применяемые им при выборе между благами

Каждый потребитель имеет чрезвычайно обширный круг потребностей. В то же время его средства для их удовлетворения (бюджет) всегда ограниченны. Другими словами, реализация имеющихся у потребителя предпочтений всегда осуществляется им в рамках неких бюджетных ограничений, которые определяются величиной денежного дохода потребителя и ценами благ. Поэтому суть про6лемы, с которой сталкивается потребитель, сводится к принятию решения о распределении своего бюджета в условиях альтернативного выбора относительно структуры и объема приобретаемого набора потребительских благ. Экономическое содержание этой проблемы сводится к тому, что при выявленных предпочтениях и ценах благ потребителю необходимо так распределить свой ограниченный доход, чтобы получить максимальную полезность.

Приведенная трактовка потребительского выбора опирается на предположении о суверенитете потребителя, которое является одним из основных допущений при анализе поведения потребителей. Суверенитет потребителя выражает независимость потребителей в отношении осуществляемого ими выбора и указывает на то, что объем и структура спроса отдельно взятого потребителя не зависят от структуры и объемов спроса других потребителей. Содержательная сторона этой независимости заключается в том, что,

-во-первых, предпочтения потребителя формируются самостоятельно - без влияния извне,

во-вторых, принимаемые потребителем решения не зависят от решений, принимаемых другими потребителями. В этом смысле потребительский выбор - результат независимого решения, принимаемого потребителем исключительно на основе собственных предпочтений и располагаемого дохода.

Данный вывод имеет то существенное значение, что в рамках взаимоотношений, в которые вступают действующие субъекты, потребитель играет ведущую роль. Обладая суверенитетом, потребитель получает власть над производством, предопределяя ·посредством принимаемых решений направление его развития.

Охарактеризованная модель дает упрощенное представление о поведении потребителей. На практике последнее является более сложным, обусловленным множеством факторов (и не только экономических) процессом. Тем не менее эта 'модель в принципе правильно описывает механизм принятия потребителями решений в условиях альтернативного выбора. Сложность состоит в том, что -- применение возможно только в случае количественного соизмерения полезности благ. Без этого невозможно сопоставление полезностей. а значит, и определение максимальной полезности. Решение этой проблемы представляет 'непростую задачу, учитывая субъективный характер оценок полезности благ.

Представителями данного направления являлись: У.С Джевонс (1835-1882); К. Менгер (1840-1921); Л. Вальрас (1834-1910); А. Маршалл (1842-1924).

Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности подразумевает возможность количественного измерения полезности, извлекаемой потребителем при потреблении блага. В качестве теоретической меры полезности, получаемой от потребления блага, была взята условная единица - ютиль (от англ. utility - полезность). Это не означает отрицания субъективной природы полезности, но допускает способность потребителя определять величину полученной им при потреблении данного количества блага полезности -- 10 или 20 ютилей. Обладая способностью количественного выражения полезности потребляемых благ, мы могли бы установить и зависимость между объем потребленных благ и величиной полученной от этого общей полезности в виде функции полезности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: