Налоги – это обязательные взносы в государственный бюджет или внебюджетные фонды физических и юридических лиц в порядке и на условиях, определенных законодательством[8].
Вопросы налогообложения в России регулируются Налоговым кодексом.
Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему.
Налог отличается от сбора. Сбор – возмездный платеж.
Объектами налогообложения являются доходы, прибыль, стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, имущество, добавленная стоимость продукции, работ, услуг и др. объекты, установленные законом.
Субъектами налогообложения являются физические и юридические лица.
Налоги бывают двух видов:
1. П рямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Их объектом выступает доход (зарплата, прибыль и т.п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земли, дома, машины). Примеры прямых налогов: налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на имущество.
2. Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги. Они выступают в трех видах: акцизы, фискальные монопольные налоги и таможенные пошлины.
Акцизами облагаются, как правило, товары массового производства (спиртные напитки, табак, бензин).
Бюджет в России имеет три уровня: федеральный, региональный и местный, соответственно и налоги тоже делятся на федеральные, региональные и местные.
Налоги выполняют три важнейших функции:
1. Фискальная функция – формирование денежных доходов государства, которые обеспечивают финансирование государственных расходов.
2. Социальная функция – поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.
3. Регулирующая функция, т.е. воздействие через налоги на общественное воспроизводство. Заключается в следующем: установление и изменение системы налогообложения, определение налоговых ставок, их дифференциация, предоставление налоговых льгот, т.е. освобождение от налогов части прибыли и капитала с условием их целевого использования в соответствии с задачами государственной экономической политики.
Сумма, с которой взимается налог, называется налоговой базой или налогооблагаемым доходом, который равен разности между объемом полученного дохода и налоговыми льготами.
Часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в виде налога, называется налоговой ставкой или нормой налогообложения.
Принципы налогообложения:
- уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика,
- налогообложение доходов должно носить однократный характер,
- обязательность уплаты налогов,
- процедура уплаты налогов должна быть простой и удобной для налогоплательщиков и экономичной для учреждений, собирающих налоги,
- налоговая система должна быть легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям,
- налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.
Существует несколько систем налогообложения:
- система прогрессивного налогообложения: повышение налоговой ставки по мере роста налоговой базы. Налог возрастает быстрее, чем прирастает доход. Так раньше брался подоходный налог. Существовало несколько шкал налоговых ставок для разных по величине доходов.
- пропорциональное налогообложение: единая налоговая ставка для доходов любой величины. Налог забирает одинаковую часть от любого дохода, например, НДФЛ.
- регрессивное налогообложение: уменьшение налоговой ставки по мере роста налоговой базы, например, ЕСН.
Существуют различные способы увеличения налоговых поступлений:
- расширение круга налогоплательщиков,
- увеличение числа объектов, с которых взимаются налоги,
- повышение налоговых ставок.
Чрезвычайно важно рассчитать оптимальную ставку налога, т.к. если ставки завышены, то это подрывает стимул к развитию производства, снижает трудовую активность, а некоторые предприниматели вообще уходят в теневую экономику.
Ученые пришли к выводу (А. Лаффер), что существует ставка налога, после которой сумма налоговых поступлений в бюджет начинает снижаться (рис. 14).
Рис. 14. Кривая Лаффера.
В точке А доход государства максимальный. В США при ставке налога выше 50% люди перестают платить налоги.