Эластичность: понятие, коэффициент, виды, формы

Эластичность — степень реагирования одной переменной ве­личины в ответ на изменение другой, связанной с первой ве­личиной.

Понятие «эластичность» ввел в экономическую литера­туру А. Маршалл (Великобритания), его идеи были развиты Дж. Хиксом (Великобритания), П. Самуэльсоном (США) и др.

Способность одной экономической переменной реагиро­вать на изменение другой может быть проиллюстрирована раз­личными методами, исходя из выбранных единиц измерения. В целях унификации выбора единиц измерения использует­ся метод измерения в процентах.

Количественную меру эластичности можно выразить по­средством коэффициента эластичности.

Коэффициент эластичности — это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Эластичность может изменяться от нуля до бесконечности.

Виды эластичности. Выделяют следующие виды эластич­ности:

· эластичность спроса по цене;

· эластичность спроса по доходу;

· эластичность предложения по цене;

· перекрестная эластичность спроса по цене;

· точечная эластичность спроса;

· дуговая эластичность спроса;

· эластичность соотношения цен и заработной платы;

· эластичность технического замещения;

· эластичность прямой линии.

Формы эластичности. Эластичность спроса по цене вы­ступает в следующих основных формах:

· эластичный спрос (ЕD > 1). Ситуация, при которой ве­личина спроса изменяется в большей степени, чем цены. Например, рост цены на 1% вызывает снижение величи­ны спроса на 4%;

· неэластичный спрос (Е0 <*1). Ситуация, при которой ве­личина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена. Например, рост цены на 1% приводит к снижению спроса лишь на 0,3%;

· единичная эластичность спроса (Е0 =1). Она возника­ет в том случае, когда на каждый 1% изменения цены количество спроса изменяется на 1%;

· совершенно эластичный спрос (Е0 = оо). Ситуация, при которой величина спроса бесконечно изменяется при малом изменении цены. В этом случае кривая спроса строго горизонтальна;

· совершенно неэластичный спрос (Еп = 0). Ситуация, при которой величина спроса абсолютно не меняется при изменении цены. Такой спрос представлен верти­кальной кривой спроса.

Деление эластичности на указанные формы достаточно условно, поскольку разные блага имеют разный коэффициент эластичности. Так, основные продукты питания имеют низкую эластичность спроса по цене. А предметы роскоши, наоборот, обладают более высокой эластичностью по цене. Эластичность может изменяться в зависимости от фактора времени, от групп населения, от наличия товаров-субститутов.

Нельзя отождествлять эластичность и наклон кривой спро­са, ибо это разные понятия. Различия между ними можно проиллюстрировать на эластичности прямой линии спроса (рис. 13.1).

На рис. 13.1 мы видим, что прямая линия спроса в каждой точке имеет одинаковый наклон. Однако выше середины спрос эластичный, ниже середины спрос неэластичный. В точке, рас­положенной посередине, эластичность спроса равна единице.

Об эластичности спроса можно судить по наклону только вертикальной или горизонтальной линии.

Эластичность предложения выступает в следующих ос­новных формах:

· эластичное предложение, когда объем предложения из­меняется на больший процент, чем цена. Эта форма ха­рактерна для долгого периода;

Рис. 13.1. Эластичность и наклон

· неэластичное предложение, когда объем предложения изменяется на меньший процент, чем цена. Эта форма характерна для короткого периода;

· абсолютно эластичное предложение присуще долгому периоду. Кривая предложения строго горизонтальна;

· абсолютно неэластичное предложение характерно для текущего периода. Кривая предложения строго верти­кальна.

Основные формы перекрестной эластичности спроса:

· положительная, характерна для взаимозаменяемых благ;

· отрицательная, присуща взаимно дополняемым благам;

· нулевая, свойственна благам, не относящимся ни к вза­имозаменяемым, ни к взаимно дополняемым.

Основные формы эластичности спроса по доходу:

· положительная, при которой объем спроса увеличи­вается с увеличением дохода. Эта форма относится к нормальным товарам, в частности к предметам рос­коши;

· отрицательная, при которой объем спроса сокращается с сокращением дохода. Эта форма характера для низших товаров, выступающих в виде некачественных благ;

· нулевая, когда объем спроса не реагирует на изменение дохода. Она присуща благам, потребление которых нечувствительно к доходам. Это товары первой необхо­димости.

Основные формы использования эластичности в микро­экономическом анализе:

· анализ поведения потребителя;

· определение ценовой политики фирмы;

· определение стратегии фирм и деловых предприятий, максимизирующей их прибыль;

· выработка мероприятий государственного регулирова­ния экономики, особенно политики занятости населе­ния;

· разработка структуры налогообложения;

· прогнозирование изменений в расходах потребителей и в доходах продавцов из-за изменения цены благ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: