double arrow

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

Организация управления природоохранной деятельностью.

Задачи и функции, структура управления природопользованием и охраной окружающей среды регламентируются ФЗ “Об охране окружающей среды” и указом Президента РФ об органах исполнительной власти РФ.

На федеральном уровне к исполнительной власти, занимающейся вопросами в области ООС относятся:

Министерство природных ресурсов Российской Федерации, а также:

Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования;

Федеральное агентство водных ресурсов;

Федеральное агентство лесного хозяйства;

Федеральное агентство по недропользованию.

Управление природопользованием осуществляется на всех уровнях управления: федеральными органами власти; правительством РФ; специальными государственными органами РФ в области охраны окружающей среды; краевыми, областнымигосударственными органами, органами местного самоуправления; на отдельных предприятиях.

В условиях рынка коммерческие результаты хозяйственной деятельности находятся почти вне сферы государственного регулирования. Но вне этой сферы не могут находиться экологические последствия от такой деятельности. Защита и обеспечение права граждан на здоровую среду обитания и сохранение природно-ресурсного потенциала должна быть государственной прерогативой.

Во главе системы управления охраной окружающей природной среды и регулирования использования природных ресурсов находится Министерство природных ресурсов (МПР). Создана единая система государственных комитетов по охране природы в краях, областях, округах, районах и городах. В ряде регионов созданы самостоятельные городские и районные инспекции, выполняющие функции государственного экологического контроля в нескольких районах.

В качестве главных задач на МПР возложены:

- осуществление управления природоохранной деятельностью в стране;

- государственный контроль за охраной природной среды и использованием природных ресурсов;

- подготовка и представление в Правительство РФ предложений по вопросам охраны природы и рационального природопользования для включения их в государственные программы;

- утверждение экологических нормативов и стандартов;

- осуществление государственной экологической экспертизы при разработке новой техники, технологии, проектов на строительство (реконструкцию) предприятий;

- выдача разрешений на захоронение отходов, на специальное водопользование, выбросы вредных веществ в окружающую среду, использование недр и пр.;

- руководство заповедным делом;

- сотрудничество с зарубежными странами и международными организациями по вопросам охраны природы.

В условиях перехода к рыночной экономике природоохранные органы взаимодействуют с рыночными структурами, занятыми в сфере экологии. В этой сфере действуют десятки тысяч предприятий мелкого и среднего бизнеса (например, предоставляют услуги по экологической паспортизации и пр.), более 50 коммерческих банков и специализированных бирж. Вместе с тем многие из этих предприятий не аттестованы комитетами Минприроды России, некоторые фактически занимаются только коммерческой деятельностью, претендуя при этом на налоговые льготы. Коммерческие структуры пытаются взять на себя такие функции, как контроль, экспертиза, нормирование, что может привести к снижению государственного регулирования качества окружающей среды и использования природных ресурсов. Вот почему необходимо создать гибкий механизм взаимодействия государственных и рыночных структур в сфере экологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: