Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ




Система экологического законодательства Российской Федерации состоит из двух подсистем: природноресурсной и природоохранительной.

Природноресурсное законодательство посвящено охране и рациональному использованию природных ресурсов. Это “Основы земельного законодательства”, закон РФ “О недрах”, “Основы лесного законодательства” и др.

Система природоохранительного законодательства представлена комплексным законом РФ «Об охране окружающей среды» (2002г.) - это основной природоохранительный правовой акт, на базе которого действует ряд законов: “Об особо охраняемых природных территориях”, “О государственной экологической экспертизе”, “ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (1999 г.) и др.

Подробнее о законе “Об охране окружающей среды”, принятом в 10 января 2002 года. В отличие от действовавшего ранее (1991 года) аналогичного закона, он лучше ориентирован на рыночные отношения. Он определяет правовые основы в области государственной политики, обеспечивает сбалансированность решений социально-экономического развития страны, сохранение благоприятной ОС, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка.

В этом законе заложены принципы обеспечения долгосрочных интересов населения и хозяйственных объектов, разработан экономический механизм, предусмотрены механизмы контроля, административные и экономические меры воздействия на нарушителей. В законе четко разграничены функции законодательной и исполнительной власти, компетенция республик, краев, областей, органов местного самоуправления в области охраны природы. В Законе также содержатся нормативы, обеспечивающие сохранение и рациональное использование природных ресурсов.

В Законе содержится требование гласности не только как право граждан и общественных объединений получить необходимую информацию, но и как обязанность соответствующих государственных органов ее выдать. Закон также продекларирован приоритетность охраны природы и здоровья населения над другими видами деятельности, в том числе и хозяйственной. Приоритетность обеспечивается, в первую очередь, с помощью экономических методов управления.

В регулировании экологических отношений большое место также занимают указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

Субъекты федерации могут принимать законы и нормативные акта по предметам своего ведения, например, Земельный кодекс Республики Татарстан, законы о земле Саратовской Самарской области. Они отражают специфику территорий

Существует также ведомственное нормативное правовое регулирование, например, приказы Министерства природных ресурсов РФ, приказы других министерств и ведомств, выполняющие отдельные природоохранные функции.




За последнее время Правительство РФ приняло ряд постановлений, касающихся природоохранной деятельности: разрабатываются и принимаются постановлениями Правительства ФЦП. «Экология и природные ресурсы России на 2002-2010 г.г.» Подпрограммы: «Леса», «Водные ресурсы и водные объекты», «Регулирование качества окружающей среды», «Отходы», «Поддержка особо охраняемых территорий», «Сохранение редких и исчезающих видов растений и животных», «Охрана озера Байкал и Байкальской природной территории», «Возрождение Волги» и др. Региональные ФЦП.

К сожалению, законодательство в области охраны природной среды и регулирования природопользованиия развивается бессистемно. Необходимо разработать единую и полную концепцию правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования.

Ответственность за нарушение природоохранного законодательства заложена в механизм исполнения его предписаний. Это и методы административно-правового воздействия, экономическое стимулирование предприятий и организаций в охране окружающей среды, экологическая экспертиза, экологический контроль, ограничение, приостановление и прекращение деятельности экологически грязных предприятий, уголовная ответственность, возмещение ущерба, причиненного нарушением закона. Сюда можно отнести и экологическое воспитание и образование.

Экологическое правонарушение– это виновное противоправное действие, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.



Должностные лица и граждане, совершившие экологическое правонарушение несут дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

СХЕМА: ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

ПОД СХЕМОЙ:

Дисциплинарная ответственность накладывается на должностных лиц и иных виновников в соответствии с КЗоТом в виде замечания, выговора, строгого выговора и увольнения. Виновные также могут быть лишены премий и других поощрений. Ответственность налагается за невыполнение планов и мероприятий по охране природы, за нарушение нормативов качества окружающей природной среды, нарушение природоохранного законодательства.

Материальная ответственность - это имущественная ответственность в соответствии с трудовым законодательством. Налагается на должностных лиц и других работников, по вине которых организация понесла расходы по возмещению ущерба, причиненного экологическим правонарушением.

Гражданско-правовая ответственность– ответственность граждан и юридических лиц за причиненных вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан. Налагается в соответствии с нормами гражданского и экологического законодательства в виде возмещения ущерба за причиненный вред.

Административная ответственность– налагается в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях в виде предупреждений, штрафов, лишение прав (на охоту, на управление транспортными средствами), конфискация орудия совершения правонарушения, исправительные работы, административный арест. Налагается за превышение установленных нормативов предельно допустимых вредных воздействий; нарушение экологических требований при планировании, проектировании, строительстве и пр. предприятий и сооружений; загрязнение окружающей среды; невыполнение требований государственной экологической экспертизы; сокрытие и искажение экологической информации и пр.

За экологические правонарушения предусмотрена иуголовная ответственность, которая заложена в Уголовном кодексе РФ. Экологическое преступление – общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Налагается за нарушение правил охраны ОС, нарушение правил обращения с экологически опасными веществами, правил безопасности, ветеринарных правил, незаконную добычу животных и растений, загрязнение вод, нарушение правил использования недр и т.д. В качестве наказания могут быть штрафы – 700 - 1000 минимальных окладов. Сроки в основном до 3-5 лет, в случае повлекшем смерть человека – до 10 лет. За экоциды - массовое уничтожение растительного и животного мира, загрязнение атмосферы и т.д. – от 12 до 20 лет. Однако к уголовной ответственности привлекается очень малое количество правонарушителей (ежегодно 10-13 уголовных дел на всю страну).

Административные механизмы защиты ОС появились в середине 60-х годов и получили развитие в 70-х. Эти механизмы основаны на неокейнсианской концепции, которая ратует за прямое вмешательство государства в дела частных производителей.

Административное регулирование предполагает введение соответствующих стандартов и ограничений, а также прямой контроль и лицензирование процессов природопользования. Система административных методов действует следующим образом: сначала определяется, какую нагрузку может выдержать окружающая природная среда. На этой основе определяются значения ПДК. При этом некоторые вещества или способы деятельности оказываются под запретом. По ним издаются постановления или законодательные акты, полностью запрещающие их использование. Затем определяются возможности каждого предприятия. Устанавливаются индивидуальные стандарты ПДВ (ПДС). Зная эти стандарты, предприятию можно выдать лицензию на выбросы, которая узаконит его право воздействовать на окружающую среду.

Можно выделить следующие административно-правовые механизмы защиты окружающей среды: 1) запреты, 2) лицензии, 3) ограничения (лимиты), 4) административные и уголовные меры.

1) Запретами являются меры, запрещающие определенные виды деятельности человека, которые наносят вред окружающей среды.

2) Экологические лицензии представляют собой разрешения на ведение определенного вида деятельности по использованию конкретных природных ресурсов. Лицензии выдаются административными органами субъектов Федерации. В ней оговаривается вид и предмет деятельности, срок действия (в России - 1 год). В РФ существует 30 лицензируемых видов деятельности по использованию земель, вод, недр, лесов, животного мира, атмосферного воздуха.

3. Ограничения (лимиты) на природопользование представляют собой установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы предельного использования, изъятия природных ресурсов, выбросов и сбросов в окружающую среду загрязняющих веществ и размещения отходов производства. В РФ существуют лимиты по нескольким сотням вредных веществ, причем эти лимиты более жесткие, чем в США. Лимиты эффективно применяются наряду с экологическими лицензиями.

4. Меры административной и уголовной ответственности используются в случаях нарушения порядка использования природных ресурсов и причинения ущерба ОС. Административное законодательство предусматривает следующие меры административной ответственности за экологические правонарушения: а) предупреждения, б) штраф, в) конфискация орудий и средств совершения правонарушения, г) изъятие незаконно добытой продукции, д) лишение права заниматься определенным видом деятельности (лицензии).

В России размер штрафа варьируется в пределах от 1/3 до 1000 месячных минимальных окладов. Конфискация инструментов и незаконно добытой продукции связаны с незаконной вырубкой леса, незаконной охотой и рыболовством. Лишение права заниматься определенным видом деятельности связано с незаконной охотой лишение лицензии на срок до 5 лет. В России срок за опасные экологические преступления варьирует от 2 до 10 лет (незаконная охота и лов рыбы без нанесения ущерба ОС два года; загрязнение воды и воздуха и т.д., совершенные при наличии отягчающих обстоятельств и причинившие крупный ущерб, пять лет, умышленное уничтожение или повреждение лесных массивов путем поджега десять лет лишения свободы.

Практика показала, что только правовых и административных методов для эффективной охраны природы недостаточно. Несмотря на огромное количество принимаемых правительством постановлений в последние 20 лет экологическая обстановка не только ухудшилась, но в настоящее время характеризуется как критическая.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ.

Нужны экономические методы, т.е. должны быть созданы такие условия, при которых предприятиям было бы невыгодно работать без очистных сооружений, необходимо побудить их снизить уровень загрязнений и уровень затрат природных ресурсов.

Экономический механизм защиты окружающей среды предполагает экономическое стимулирование деятельности по охране ОС и рациональному использованию природных ресурсов. Он включает: учет и социально-экономическую оценку природных ресурсов, планирование и финансирование экологических программ и мероприятий, лимиты на природопользование, на выбросы и сбросы вредных веществ, экологические фонды, экологическое страхование, экологическое стимулирование охраны окружающей среды, плату за природные ресурсы и загрязнение окружающей природной среды. Контролировать использование природных ресурсов должны местные органы управления.

Экономические механизмы появились в 80-х годах и получили развитие в 90-х. Они базируются на неоклассической концепции (ее основатель К. Вальрас). Она основана на принципах рыночного регулирования. Неоклассики выступают за создание посредством налогов, платежей и т.д., такого эколого-экономического механизма, который восстанавливал бы при помощи рынка равновесие хозяйственной системы, политика «платит тот, кто загрязняет».

СХЕМА: Эколого-экономические механизмы защиты ОС:

1) Плата за загрязнение ОС,

2) плата за пользование природными ресурсами,

3) субсидии, беспроцентные займы и долгосрочные ссуды на природоохранные мероприятия (Финляндия, Норвегия, США)

4) налоговые льготы и ускоренная амортизация очистного оборудования (США),

5) создание экологических фондов ( Россия, США, Германия и т.д.)

6) экологическое страхование (Россия).

7) рынок экологических услуг (США).

1. Плата за загрязнение окружающей среды является основой для компенсации государственных расходов на реконструкцию и расширение очистных сооружений, для формирования бюджетных компенсационных фондов. Однако данный инструмент используется в основном на уровне муниципалитетов, округов и субъектов Федерации. Плата за загрязнение окружающей среды, как правило включает в себя плату за нормативные выбросы и сбросы, плату за сверх нормативные выбросы и сбросы, плату за размещение отходов.

2. Плата за пользование природными ресурсами применяется в виде платы за право пользования, за сверхнормативное пользование и платы на воспроизводство и охрану природных ресурсов. По форме можно разделить плату за пользование на плату за землю (земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли), плату за недра ( за право на поиски, разведку, добычу, использование полезных ископаемых и на их восстановление), плату за лесные ресурсы (лесные подати, арендная плата, плата на воспроизводство леса), плате за воды ( за право пользования и восстановление вод), плату за ресурсы растительного и животного мира. Расчет за использование ведется на основе кадастров - сводов экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих количество, качество природных ресурсов, состав и категории природопользователей. Кадастры ведутся по отдельным видам природных ресурсов.

3. Субсидии и субвенции, беспроцентные займы и долгосрочные ссуды на природоохранные мероприятия. Практически неприменимы в условиях высокой инфляции. В других условиях они побуждают предприятия увеличивать капиталовложения в охрану природы.

4. Налоговые льготы и ускоренная амортизация очистного оборудования. Является стимулирующим инструментом ООС. Срок списания очистного оборудования в США составляет 2 года.

5. Создание экологических фондов (бюджетных и внебюджетных). Тесно связано с платой за загрязнение, поскольку в основном за счет этих платежей они и формируются. Большинство экологических фондов носит многоцелевой характер и предоставляет свои средства на широкий круг мероприятий по защите ОС.

6. Экологическое страхование включает в себя как добровольное, так и обязательное. Объектами экологического страхования являются риски имущественной ответственности за загрязнение атмосферного воздуха, вод, земель. В роли страхователей выступают предприятия, учреждения, организации.

7. Рынок экологических услуг включает в себя передачу или продажу прав на выброс загрязняющих веществ в рамках общего лимита на загрязнение (США). Развивается рынок услуг по экологическому страхованию.

Экономические механизмы отличаются от административных тем, что предприятие-загрязнитель не сковывается жесткими стандартами. Предприниматель может выбрать свою стратегию, опираясь на анализ затрат и результатов. При этом такие экономические параметры, как ставки платы за выбросы, налоги, размеры субсидий, жестко фиксируются, являются объектом централизованного регулирования.

Каждый из методов имеет свои положительные и отрицательные стороны, они должны применяться в комплексе.





Дата добавления: 2014-01-31; просмотров: 807; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома - страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8655 - | 7098 - или читать все...

Читайте также:

 

35.172.100.232 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.005 сек.