КРИВЫЕ БЕЗРАЗЛИЧИЯ И БЮДЖЕТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ
Рассмотренные аксиомы позволяют представить поведение потребителя на рынке как предсказуемое и последовательное, а, следовательно, и формализовать его с помощью математических и графических методов. Идея графического представления системы предпочтений потребителя принадлежит английскому экономисту Фрэнсису Эджуорту, который в 1881 г. предложил применять для этой цели кривые безразличия.
Кривая безразличия – геометрическая совокупность точек, показывающих, наборы товаров, обладающих равной полезностью для потребителя.
товар X 0Х 1 aY 1, – набор товаров № 1;
0Х 2, bY 2 – набор товаров № 2;
X1 a 0Х 3, сY 3 – набор товаров № 3;
0Х 4, аY 4 – набор товаров № 4.
U – кривая безразличия наборов
X2 b товаров № 1– 4
c
X3 d
X4 U
0 Y1 Y2 Y3 Y4 товар Y
График 5.1. Кривая безразличия.
Каждая точка на кривой представляет собой отличную от других комбинацию двух товаров. Кривая U отражает такое положение потребителя, при котором он не знает, на каком наборе ему остановиться: все они для него одинаково желательны и ему безразлична конкретная комбинация двух товаров.
|
|