График 5.4. Оптимальный выбор потребителя.
На графике отражен алгоритм поиска оптимального набора товаров потребителем. Потребитель предпочел бы приобрести набор, принадлежащий кривой безразличия U 3, например, набор М, но ему это недоступно в силу бюджетного ограничения. Он может позволить себе выбрать наборы А или В на кривой безразличия U 1, но они не удовлетворяют условию максимизации полезности. Только набор, соответствующий точке Е на кривой U 2, отвечает двум условиям одновременно. Именно в этой точке соприкасается кривая безразличия с бюджетной линией, т.е. достигается равновесие потребителя, когда он уже не стремится переходить на более высокую кривую безразличия и улучшать соотношение товаров в наборе. Эта точка носит название оптимума потребителя.
Конъюнктура рынка находится в непрерывном движении, поэтому равновесие потребителя, определяемое точкой оптимальности, также меняется в результате колебания его дохода и рыночных цен. Известно, что рост или снижение дохода приводит к сдвигу бюджетной линии:
товар А
А1
А
А2
Е1
Е
Е2 U3
U2
U1 товар В
График 5.5. Изменение дохода и оптимальный выбор потребителя.
Предположим, что доход потребителя вырос. Тогда новые финансовые возможности позволяют потребителю переместиться на новую, более высокую кривую различия А 1 В 1, на которой он отыскивает точку нового оптимума Е 1, если же у потребителя доход снижается, то бюджетная линия опускается вниз до А 2 В 2, а равновесие перемещается в точку Е 2.
Соединяя все точки оптимального выбора потребителя Е, Е 1, Е 2...Е n, можно получить кривую в виде луча 0К, выходящего из начала координат и отражающего соотношение «доход – потребление». Это соотношение впервые было исследовано немецким статистиком Эрнстом Энгелем (1821-1896), а полученная кривая получила название – кривой Энгеля. Именно по ней движется потребитель при изменении своего дохода.
товар А
Аn
А2
К
А1 En
E2
E1