Индексы цен

Приложение 1

Принципы построения индексов:

1. Учет изменения цен на сопоставимую продукцию. В основу построения индексов положено изменение цен на товары и услуги-представители, то есть индексы цен характеризуют изменение цен товара определенного качества, взятого в определенном количестве (при нейтрализации различий, вызванных изменением качества). Это делается для того, чтобы определить изменение цен на единицу потребительских свойств товара. Различия в ценах, связанные с изменением качества, не должны отражаться на индексе.

2. Соответствие метода построения индекса концепции СНС. Это делается для того, чтобы можно было использовать индексы цен для анализа макроэкономических показателей, определяемых на основе СНС.

3. Методология определения всех индексов цен должна быть однородной и согласованной. Например, индексы потребительских цен должны быть сопоставимы с индексами цен производителей на соответствующую продукцию. Для этого необходимо согласование:

a) наборов товаров-представителей;

b) выбора цен для совокупности товаров при расчете индексов;

При построении индексов цен индексируемыми величинами являются цены, роль весов играют объемы продукции. В зависимости от того, приняты для построения индексов количества товаров за базисный или отчетный период, получаются разные результаты.

Формула (индекс) Ласпейреса.

Предложен Э.Ласпейресом в 1864 году.

Данный способ предлагает использование весов базисного периода .

— стоимость продукции реализованной в базисном (предыдущем) периоде по ценам отчетного периода

— фактическая стоимость продукции в базисном периоде

р – цены

q – объем выпуска

Индекс цен Ласпейреса показывает, на сколько изменились цены в отчетном периоде по сравнению с базисным, но на товары реализованные в базисном периоде. Иначе говоря индекс цен Ласпейреса показывает во сколько товары базисного периода подорожали или подешевели из-за изменения цен в отчетном периоде.

Индекс имеет тенденцию завышать изменения цен (он не учитывает изменение в структуре весов – например, не принимает во внимание изменения в структуре потребления в текущем году – замену более дорогих благ на более дешевые в условиях роста цен).

По этой формуле обычно рассчитываются индексы потребительских цен.

Формула (индекс) Пааше

Индекс цен Пааше — это агрегатный индекс цен с весами (количество реализованного товара) в отчетном периоде.

— фактическая стоимость продукции отчетного периода

— стоимость товаров реализованных в отчетном периоде по ценам базисного периода

Индекс цен Пааше характеризует изменение цен отчетного периода по сравнению с базисным по товарам, реализованным в отчетном периоде. То есть индекс цен Пааше показывает на сколько подешевели или подорожали товары.

Значения индексов цена Пааше и Ласпейреса для одних и тех же данных не совпадают, так как имеют разное экономическое содержание и следовательно применяются в разных ситуациях. Например, вследствие инфляции или экономических кризисов многие товары могут выпасть из потребления. При исчислении по формуле Пааше не учитываются товары спрос на которые упал, поэтому при исчислении индекса цен по формуле Пааше небходим частый перерасчет информации для формирования правильной системы весов.

Этот индекс занижает рост уровня цен, он не учитывает динамику весов – не учитывается влияние на потребителей повышения цен на блага, которые присутствовали в наборе базисного года, но отсутствовали в наборе текущего года.

Формула (индекс) Фишера

или

PF=√PL*PP

где

PL – индекс Ласпейраса

PP – индекс Паше

Индекс представляет собой среднюю геометрическую из произведений двух агрегатных индексов цен Ласпейреса и Паше. Индекс является обратимым во времени, то есть при перестановке базисного и отчетного периодов получается обратный индекс (величина обратная величине первоначального индекса). Индекс цен Фишера в силу сложности расчета и трудности экономической интерпретации используется редко (например при исчислении индексов цен за длительный период времени для сглаживания значительных изменений).

Индексы цен принято группировать следующим образом.

Группы индексов:

- индексы цен на потребительские товары;

- индексы цен производителей;

- индексы цен потребителей на товары производственно-технического назначения;

- индексы цен внешней торговли;

- дефляторы (используемые для переоценки макроэкономических показателей).

Индексы потребительских цен включают;

1. Индекс потребительских цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления (индекс стоимости жизни) с выделением:

a) индексов цен на продовольственные товары;

b) индексов цен на непродовольственные товары и платные услуги населению;

c) индексов цен на некоторые товары и услуги.

2. Индекс, рассчитываемого Росстатом по 25 основным продуктам питания;

3. Индекс стоимости «необходимого социального набора»;

4. Индекс цен товаров и услуг прожиточного минимума;

5. Индекс цен на товары и услуги, потребляемые отдельными слоями населения.

Расчеты производятся по стандартному набору товаров и услуг – представителей на основе систематической регистрации цен по определенной сети продавцов и фактического потребления семей по данным бюджетных обследований. В качестве цен принимаются фактические цены реализации товаров, имеющихся в свободной продаже и оплаченных наличными, включая НДС, акцизы, налоги с продаж и другие косвенные налоги. Периодичность расчетов – в зависимости от периодичности индексации доходов, которая, в свою очередь, связана с темпами роста цен.

Индексы отражают изменение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде. Индексы используется в регулировании оплаты труда, пенсий, социальных пособий, наблюдении за инфляцией.

Потребительская корзина – потребительский набор товаров, представляющий репрезентативную выборку товаров и услуг, наиболее часто покупаемых населением с учетом их устойчивого наличия в продаже.

Потребительская корзина состоит из 3 групп:

- продовольственные товары;

- непродовольственные товары;

- услуги.

Индексы цен производителей.

Индексы характеризуют динамику цен на продукцию по месту ее происхождения. Индексы включают:

1. Индексы цен производителей промышленной продукции с выделением индексов по отраслям промышленности и отдельным видам продукции;

2. Индексы цен на производимую сельскохозяйственную продукцию и основные ее виды;

3. Индексы цен в капитальном строительстве;

4. Индексы цен на перевозку грузов, тарифов связи и др.

Индексы цен производителей используются для получения информации о динамике цен по отраслям, информации для расчетов макроэкономических показателей в сопоставимых ценах и оценки динамики макроэкономических показателей, прогнозирования динамики цен, проведения международных сопоставлений.

Индексы цен производителей промышленной продукции с выделением индексов по отраслям промышленности и отдельным видам продукции. Эти индексы принято рассчитывать с использованием формулы Ласпейреса. Используются фактические цены реализации производителей на продукцию, отгружаемую на внутрироссийский рынок, без НДС, акцизов и других косвенных налогов и без учета транспортных расходов, не входящих в оптовую цену франко-станция отправления.

Индексы цен производителей сельскохозяйственной продукции. Эти индексы принято рассчитывать по формуле Пааше. Они определяются по сельскохозяйственной продукции в целом и по отдельным видам сельскохозяйственной продукции. Расчеты производятся по ценам фактической реализации без учета транспортных и погрузочно-разгрузочных расходов, НДС и дотаций на сельскохозяйственную продукцию. Эти индексы используется для анализа динамики и соотношений цен, сопоставления динамики цен на сельскохозяйственную продукцию и потребляемые в сельском хозяйстве средства производства и услуги.

Индексы цен на строительную продукцию. Используются для оценки объемов строительства в сопоставимых ценах, составления сметной документации, обоснования цен на строительство, осуществления расчетов за выполненные работы. Особенность строительной продукции - многообразие и индивидуальность каждого объекта. Введение объектов требует длительного времени, а расчеты могут осуществляться или за объект в целом, или за выполненные работы. Поэтому методы определения индексов отличаются от методов, принятых в промышленности и сельском хозяйстве. В сводном индексе объединяются индексы цен на строительно-монтажные работы, оборудование и прочие капитальные работы.

Индексы цен на продукцию и услуги производственно-технического назначения. Эти индексы характеризуют динамику цен по месту конечного использования продукции. Они включают:

a) индексы цен на продукцию и услуги, приобретаемые промышленностью с выделением:

· индексов на средства производства, промежуточные товары и потребительские товары;

· индексов цен на товары, приобретаемые отдельными отраслями;

· индексы цен на отдельные виды товаров и услуг.

b) индексы цен на продукцию, потребляемую в сельском хозяйстве;

c) индексы цен на продукцию, потребляемую в строительстве.

Используются цены производителя с включением транспортных расходов, косвенных налогов, оплаты услуг торговых организаций. Индекс цен на потребляемые ресурсы охватывает как продукцию отечественного производства, так и импорт. Используется при определении паритета цен на продукцию промышленности и сельского хозяйства и др.

Индексы цен внешней торговли. Отражают движение цен для стран-поставщиков и потребителей товаров. Для индексов экспортных цен используются цены «фоб» – то есть цены франко-граница (с учетом погрузки на судно, налогов и пошлин, взимаемых страной-экспортером). Для индексов импортных цен используются импортные цены «сиф» – превышающие цены «фоб» на сумму страхования и оплаты морских перевозок до портовых городов страны. Для сухопутных перевозок принимаются цены франко-граница. Для валютных пересчетов используется фактический курс. Кроме того, используется индекс условий торговли, получаемый как соотношение индекса экспортных цен и индекса импортных цен.

Индексы-дефляторы. Применяются для макроэкономических показателей, имеющих сложную неоднородную структуру, когда невозможно определить круг товаров-представителей. Дефлятор по ВНП в целом рассчитывается сопоставлением общего объема ВНП в действующих и базовых ценах. Например, в действующих ценах ВНП=108,6 млрд. руб., а в базовых (сопоставимых) – 100 млрд. руб. Индекс-дефлятор в этом случае - 108,6%. Покупательная способность рубля – величина, обратная индексу-дефлятору. В данном примере она равна 92,1%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: