Дальнейшее развитие экономической теории привело к тому, что ограниченному «вкраплению» в доктрину сравнительных преимуществ был противопоставлен иной анализ проблем внешнеторгового обмена. При этом в качестве объекта анализа здесь выступила не отдельная страна, а международная фирма.
Объективной основой такого подхода является общепризнанный экономической наукой факт: значительная часть внешнеторговых операций представляет собой внутрифирменный обмен.
Выделив фирму или международную компанию в качестве объекта анализа, исследователи пытались ответить на вопрос, в каких случаях фирме удается выйти на внешний рынок и успешно завоевать его. Одну из первых попыток ответить на этот вопрос предпринял американский ученый С. Линдер.
С. Линдер делает вывод о том, что технологически сложные изделия создаются фирмой в качестве реакции на уже существующие потребности, т.е. прежде всего потребности внутреннего рынка. Только после очередного расширения производства, после насыщения внутреннего рынка фирма стремится завоевать внешний.
|
|
Выход на зарубежный рынок будет осуществляться фирмой на базе товара, подготовленного ею для национальных покупателей; структура потребления импортирующей страны должна быть максимально близка к структуре потребления страны, в которой находится головная компания.
Это объясняет расширение внешней торговли преимущественно между развитыми странами, где требования к производственным и потребительским товарам аналогичны.
Но теория С. Линдера осталась незавершенной, она охватывала лишь один, и притом ограниченный аспект поставки технологически сложных товаров на внешний рынок. Дальнейшая ее разработка привела к созданию теории «цикла жизни продукта» (см. выше).
Но почему конкретные фирмы в отдельных отраслях приобретают конкретные преимущества? На этот вопрос попытку ответить предпринял американский исследователь Майкл Портер. Он обратил внимание на эффективность использования факторов производства. В своей книге «Международная конкуренция» (1990) он на основании анализа более 100 отраслей и подотраслей из 10 стран приходит к выводу, что международные конкурентные преимущества действующих в этих отраслях и подотраслях национальных фирм зависят от того, в какой макросреде осуществляется деятельность в собственной стране. Макросреда определяется не только факторами производства, но и характером спроса на внутреннем рынке (он может помочь фирме достичь зрелости перед выходом на внешний рынок), развитостью родственных и смежных отраслей, уровнем менеджмента и конкуренции в стране, а также экономической политикой правительства и даже случайными событиями (войной, неожиданными изобретениями и т.д.). Сочетание этих шести главных параметров(особенно первых четырех, которых Портер называет детерминантами), определяет конкурентные преимущества фирм, подотраслей и стран на мировом рынке.
|
|
Конкурентное преимущество – системный подход, основанный на многостороннем анализе, включающий и маркетинговые исследования.
Факторы, обусловившие появление теории конкурентных преимуществ:
· произошли реальные изменения в мировой экономике и международной конкуренции, в силу чего прежняя классическая теория не способна была охарактеризовать конкурентные преимущества;
· произошли изменения в технологиях;
· появились новые индустриальные страны;
· произошла интернационализация производства (фирмы стали использовать преимущества не только той страны, в которой они базируются, но и тех стран, где находятся их финансы).
Во главу угла Майкл Портер ставит фирму, а не страну. По его мнению, необходимо понять, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество, чтобы уяснить роль страны в этом процессе.