double arrow

Теория конкурентных преимуществ

Дальнейшее развитие экономической теории привело к тому, что ограниченному «вкраплению» в доктрину сравнительных преимуществ был противопоставлен иной анализ проблем внешнеторгового обмена. При этом в качестве объекта анализа здесь выступила не отдельная страна, а международная фирма.

Объективной основой такого подхода является общепризнанный экономической наукой факт: значительная часть внешнеторговых операций представляет собой внутрифирменный обмен.

Выделив фирму или международную компанию в качестве объекта анализа, исследователи пытались ответить на вопрос, в каких случаях фирме удается выйти на внешний рынок и успешно завоевать его. Одну из первых попыток ответить на этот вопрос предпринял американский ученый С. Линдер.

С. Линдер делает вывод о том, что технологически сложные изделия создаются фирмой в качестве реакции на уже существующие потребности, т.е. прежде всего потребности внутреннего рынка. Только после очередного расширения производства, после насыщения внутреннего рынка фирма стремится завоевать внешний.

Выход на зарубежный рынок будет осуществляться фирмой на базе товара, подготовленного ею для национальных покупателей; структура потребления импортирующей страны должна быть максимально близка к структуре потребления страны, в которой находится головная компания.

Это объясняет расширение внешней торговли преимущественно между развитыми странами, где требования к производственным и потребительским товарам аналогичны.

Но теория С. Линдера осталась незавершенной, она охватывала лишь один, и притом ограниченный аспект поставки технологически сложных товаров на внешний рынок. Дальнейшая ее разработка привела к созданию теории «цикла жизни продукта» (см. выше).

Но почему конкретные фирмы в отдельных отраслях приобретают конкретные преимущества? На этот вопрос попытку ответить предпринял американский исследователь Майкл Портер. Он обратил внимание на эффективность использования факторов производства. В своей книге «Международная конкуренция» (1990) он на основании анализа более 100 отраслей и подотраслей из 10 стран приходит к выводу, что международные конкурентные преимущества действующих в этих отраслях и подотраслях национальных фирм зависят от того, в какой макросреде осуществляется деятельность в собственной стране. Макросреда определяется не только факторами производства, но и характером спроса на внутреннем рынке (он может помочь фирме достичь зрелости перед выходом на внешний рынок), развитостью родственных и смежных отраслей, уровнем менеджмента и конкуренции в стране, а также экономической политикой правительства и даже случайными событиями (войной, неожиданными изобретениями и т.д.). Сочетание этих шести главных параметров(особенно первых четырех, которых Портер называет детерминантами), определяет конкурентные преимущества фирм, подотраслей и стран на мировом рынке.

Конкурентное преимущество – системный подход, основанный на многостороннем анализе, включающий и маркетинговые исследования.

Факторы, обусловившие появление теории конкурентных преимуществ:

· произошли реальные изменения в мировой экономике и международной конкуренции, в силу чего прежняя классическая теория не способна была охарактеризовать конкурентные преимущества;

· произошли изменения в технологиях;

· появились новые индустриальные страны;

· произошла интернационализация производства (фирмы стали использовать преимущества не только той страны, в которой они базируются, но и тех стран, где находятся их финансы).

Во главу угла Майкл Портер ставит фирму, а не страну. По его мнению, необходимо понять, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество, чтобы уяснить роль страны в этом процессе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: