Этот Кодекс дополняется Общими положениями о портовом надзоре в торговых и рыбных портах.
В Испании в настоящее время действует Закон о государственных портах и морских торговых портах. В Законе предусмотрено создание портовых органов, выступающих самоуправляющимися государственными предприятиями, обладающими правосубъектностью и имеющими собственный бюджет. Они осуществляют все операции на акватории и территории порта, связанные с обработкой грузов и судов, однако они могут предоставлять концессии на выполнение некоторых специализированных услуг. Управление работой портовых органов координируется и контролируется национальным агентством, отвечающим также за планирование капвложений на национальном уровне и разработку учетной и информационной систем. Все функции портов, касающиеся эксплуатации объектов и других вопросов, регулируются частным правом.
В Португалии все торговые порты являются автономными. Лиссабонский и Лейшойншский порты управляются органами, созданными на основании декрета-закона. Эти порты обладают довольно широкой автономией по отношению к государству, однако государство, тем не менее, осуществляет финансовый контроль за деятельностью портовых предприятий.
|
|
В портах применяются многие законы и подзаконные акты, конкретно не относящиеся к деятельности портов. Так, основные виды портовых операций – это прием судов и обработка грузов, однако в портах часто осуществляются также и другие операции, связанные с морскими, автомобильными или железнодорожными перевозками и таможенными процедурами.
Законы и подзаконные акты, конкретно не касающиеся деятельности портов, применяются по мере необходимости к операциям, осуществляющимся в порту. Это относится к Гражданско-процессуальному кодексу, на основании которых решаются некоторые виды сборов, связанных с портовыми операциями.
В портах реализуются финансово-хозяйственные интересы различных пользователей: судовладельцев, экспедиторов, перевозчиков, операторов и др. В процессе работы порта происходит эксплуатация машин, оборудования, других объектов, а также осуществляются различные операции. По существу в этой деятельности участвуют все службы, обеспечивающие функционирование порта, и соответственно производится законодательное регламентирование.
Эти правила содержат положения, касающиеся использования сооружений или оборудования, а также заключают положения о переходе ответственности к пользователю. Последние представляют собой контракты на основе типовых условий, т.к. в них делаются ссылки на эти положения и положения, содержащиеся в тарифе за пользование государственным оборудованием.
|
|
Пользование государственным оборудованием является частью функционирования государственной промышленно-коммерческой службы. Договоры, заключенные с этой целью, регламентируются положениями частного права.
Преимущество договоров на типовых условиях заключается в том, что они содержат лишь одну ссылку на установленные стандартные условия и составляются в упрощенной форме. Хотя на практике такие договоры заключаются устно, в последнее время они чаще оформляются с помощью средств вычислительной техники.
Как только правила, регламентирующие работу порта, утверждены совещательным или руководящим органом порта, они приобретают обязательную силу, в частности, в отношении третьих сторон, заключающих договоры об использовании оборудования и сооружений. В соответствующих случаях несоблюдение этих правил подлежит наказанию в виде наложения штрафа (во Франции данная процедура регламентируется Кодексом морских портов и правилами о портовом надзоре или ст. 26-45 Уголовного кодекса).
Сфера действия правил работы порта зависит от вида услуг, предоставляемых портовой администрацией. Так, в некоторых портах портовые власти предоставляют услуги по лоцманской проводке и буксировке и даже обеспечивают контроль за грузами на причалах и складских площадках; в других портах соответствующий орган ограничивается выдачей разрешений на вход судов в порт, а погрузочно-разгрузочные операции должны выполняться с помощью оборудования и экипажа судна или с привлечением частных компаний.