О человеке и его душе

Экономические воззрения Средневековья.

Фома Аквинский (1225-1274) философ и теолог, Труды Фомы Аквинского включают два обширных трактата, охватывающих широкий спектр тем — «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» («Сумма философии»). Мир — совокупность субстанций, зависимых своим существованием от Бога. Только в Боге сущность и существование нераздельны и тождественны. Вслед за Аристотелем, Ф Аквинский развивает мысль о естественности натурального хозяйства и в связи с этим производит деление богатства на естественное (продукты натурального хозяйства) и искусственное (золото и серебро). Последнее, по мысли Ф.Аквинского, не делает человека счастливым и приобретение такого богатства не может быть целью, т.к. последняя должна состоять в "нравственном усовершенствовании".

Фома Аквинский различал два вида существования::

· существование самосущностное или безусловное.

· существование случайное или зависимое.

Индивидуальность человека — личностное единство души и тела.

Душа — животворящая сила человеческого организма; она нематериальна и самосуща; она — субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом, благодаря ей телесность обретает значимость — становясь человеком. В единстве души и тела рождаются мысли, чувства и целеполагания.

Истина — это «соответствие интеллекта и вещи».

1) все принадлежит Богу и человек может этим только пользоваться

2) частная собственность нужна для эффективного удовлетворения личных нужд

3) богатство делится на естественное (плоды земли и ремесла) искусственное (золото)

4) обмен товаров по справедливым ценам

5) земельная рента оправдана, так как это часть продукта производимого силами природы

6) запрещены кредит и % (каноническим правом)

2 Меркантилизм. (1 этап - Боден, Скаруффи, Стаффорд;2 этап- Барбон, Локк, Лоу, Кантильон)

МЕРКАНТИЛИЗМ (от итал. mercante — торговец, купец), первая школа буржуазной политэкономии; экономическая политика эпохи т. н. первоначального накопления капитала, выражалась в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь и проводилась в интересах купечества. Политика меркантилизма заключалась в активном протекционизме, в поддержке экспансии торгового капитала, поощрении развития отечественной промышленности, особенно мануфактурной.

В рамках "эпохи меркантилизма" различают ранний и поздний меркантилизм.

16 век – ранний М.(монетаризм) - политика на увеличение количества денег в стране любым путем.

Поздний М.17 в. возник после великих географических открытий, когда не торговать было невозможно.

1. XV-XVI ст. Ранний меркантилизм. Другими словами монетаризм. Основные положения: всестороннее ограничение импорта товаров; вывоз золота и серебра из страны карался смертной казнью; установление высоких цен на экспортируемые товары. Главной являлась теория денежного баланса, которая обосновала политику, направленную на увеличение денежного баланса. В целях удержания денег в стране запрещался вывоз за границу товаров, и сумму, врученную за товар, тратить на покупку местных товаров.

2. 2я пол. XVI-XVII ст. Поздний меркантилизм. Основные положения: снятие жестких ограничений по импорту товара и вывозу денег; доминирует идея торгового баланса; появляется протекционизм экономической политики государства. Характерна система активного торгового баланса, который обеспечивался путем вывоза готовых изделий своей страны и при помощи посреднической торговли в связи с чем разрешается вывоз денег за границу. Появляется принцип покупки дешевле в одной стране и продажи дороже в другой.

Основные положения Мерк:

развитие торговли (цель внешней торговли – приток золота и серебра в страну)

1) отказ от запрета на вывоз денег за границу

2) отказ от запрета на импорт

3) завоевание рынков, в том числе колониальных

4) поддержка национальной промышленности (импорт дешевого сырья и высокие пошлины на остальной импорт)

Томас Мен (1571-1641) Ман английский экономист, меркантилист. «Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли как регулятор нашего богатства». Главным видом капитала считал торговый капитал, богатство отождествлял с его денежной формой, а источником обогащения признавал лишь торговлю, в которой вывоз товаров преобладает над ввозом, что приносит приращение капитала, богатство. «Надо продавать по возможности дёшево, лишь бы не терять сбыта…» Мен выдвинул идею, положенную в основу количественной теории денег. Увеличение денег в стране находится в зависимости от торговли. В связи с этим рассматривал деньги не только как сокровище, но и как средство обращения и капитал. Богатство рассматривается в его денежной форме как запасы драгоценного металла. Как отдельный торговый капиталист пускает в оборот деньги, чтобы извлечь их с приращением, так страна должна обогащаться путем торговли, обеспечивая превышение вывоза товара над ввозом "... продавать иностранцам ежегодно на большую сумму, чем мы у них покупаем...". Развитие производства рассматривается как средство расширения торговли. Ссудный процент рассматривается как зависимый от торговли, а ссудный капитал - от торгового. Мен категорически выступал против регулирования нормы ссудного процента законодадельным путем.

Джон Локк (1632-1704) английский философ, основатель либерализма.

1) внешняя торговля-главное средство увеличения богатства

2) труд - главный источник богатства

3) значение имеет не только номинальное количество денег, но и скорость обращения

Страна, не имеющая рудников, может обогатиться только за счет:

1) завоевания

2) торговля


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: