Карта кривых безразличия

Д1 – хлеб, картофель, плащ.

Д2 – фрукты, приличная одежда и т.п.

Д3 – лобстеры, омары и т.п.

Бюджетная линия – характеризует различные наборы продуктов, которые могут быть приобретены при данной величине денежного дохода потребителя.

А=Х*Рх+У*Ру

Оптимальный выбор, предполагающий максимальное удовлетворение потребностей потребителя возможен в точке совмещения графиков Кб и Бл.

Точка Н – отложенное потребление.

Точка К – пройденный этап

Точка Л – точка оптимума, где доходы потребителя соответствуют его потребностям.

Только в точке Л предельная выгода (т.е. выгода, связанная с потреблением ещё одной единицы продукта) равна предельным, маржинальным издержкам, которые покрываются соответствующим денежным доходом потребителя.

Излишек потребителя – разность между максимальной ценой, по которой потребитель готов приобрести товар, и той ценой, которую он за него заплатил, последней наиболее ценной для него единицы товара (т.е. каждая предпоследняя единица товара приносит ему некоторую выгоду). Разница меду той суммой денег, которую потребитель согласен был бы уплатить и суммой денег, которую он реально уплатил за товар.
Для совокупного спроса излишек потребителя равен площади между кривой спроса и горизонтальной линией, соответствующей рыночной цене.

При покупке 1 шт. потребитель платит 80 руб.

При покупке 2 шт. потребитель платит 60 руб.

Излишек товаропроизводителя – разница между рыночной ценой и предельными издержками производимого товара.

Предельные издержки – указывают на минимальную цену при которой фирма вообще будет производить каждую дополнительную единицу продукта.

Лекция №8: «Предпринимательство и предприятия»

1. Предпринимательство. Понятия и виды.

2. Организационно-правовые формы предприятия.

3. Монополистические объединения предприятий.

4. Издержки производства и прибыль фирмы.

5. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах. Эффект масштаба производства.

1. Предпринимательство – инициативная экономическая деятельность людей, направленная на производство товаров и услуг с целью получения экономической выгоды.

Черты предпринимательства:

А)Самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов.

Б)Экономическая заинтересованность, при сочетании личного интереса с общественной пользой.

В)Экономические действия в рамках правовых норм.

Г)Социальная, экономическая, экологическая, юридическая ответственность.

Виды предпринимательства:

1Производственной предпринимательство

2Коммерческое предпринимательство

3Финансовое предпринимательство

4Консалтинговые фирмы (оказывают консультационные услуги)

5Предпринимательство в непроизводственной сфере

Предприятие – производственно - технический и организационно – экономический комплекс, осуществляющий производство товаров и услуг с целью получения прибыли.

Виды предприятий (организаций):

1Образовательные

2Организации здравоохранения

3Военные организации

4Деловые организаций (экономические)

Гражданский кодекс РФ (часть 1, глава 4) – организационно-правовые формы предприятий:

1 Полное товарищество – предполагает, что его участники (полные товарищи) занимаются предпринимательством и несут ответственность по результатам своей деятельности всем принадлежащим им имуществом.

2 Товарищество на вере (коммандитное) – здесь наряду с полными товарищами имеется один или несколько вкладчиков – коммандистов, которые несут ответственность лишь в пределах их вкладов.

3 Общество с ограниченной ответственностью – объединение нескольких партнеров, где они несут риск убытков лишь в пределах своих вкладов.

4 Акционерное общество – общество, уставный капитал которого разделен на определенное количество акций, а акционеры несут риск убытков лишь в пределах стоимости своих акций.

5 Открытое акционерное общество – осуществляет эмиссию(выпуск) и размещение своих акций.

6 Закрытое акционерное общество – общество, акции которого распределены только среди его участников. ЗАО не эмитирует акции.

7 Дочернее хозяйственное общество – часть основного общества, капитал которого не преобладает в уставном капитале всего хозяйственного общества.

8 Унитарное предприятие – коммерческая организация, не имеющая права собственности на закрепленное за ней имущество.

2. Монополистические объединения предприятий – носят интернациональный характер. Их цели:

-получение максимума прибыли

-осуществление масштабных инвестиционных проектов

-обеспечение конкурентных преимуществ

-эффективное научно – техническое и технологическое сотрудничество

Отличие организационно – правовой формы предприятия от организационно – экономической формы:

1Уровень производственной деятельности

2В рамках данной страны

3Масштабные проекты

Формы монополистических объединений предприятий:

Картель – соглашение между предприятиями одной отрасли об условиях производства, об источниках сырья, о рынках сбыта и ценах. За нарушение этих соглашений полагается штраф. Предприятия, входящие в картель, сохраняют производственную, коммерческую, финансовую, юридическую самостоятельность.

Синдикат – предприятия, входящие в синдикат, теряют коммерческую самостоятельность, создаются сбытовые конторы.

Трест – предполагает полную потерю всех видов самостоятельности, все предприятия становятся дочерними фирмами. Управление – совет директоров компании.

Концерн – объединение формально независимых фирм, различных отраслей путем установления финансового контроля материнской (держательской) холдинговой компании над остальными, на основе приобретения контрольных пакетов акций (система участий).

Транснациональные корпорации – монополистические объединения предприятий, капитал которых национален по образованию, но действия которых носят интернациональный характер: ГазПром, Боинг и т.д.

Консорциум – временное объединение компаний, фирм для осуществления крупных инвестиционных, научно – технических, экономических программ. Фирма может быть участником нескольких консорциумов одновременно.

Растровая компания - организация, осуществляющая доверительное управление имуществом и другими активами различных хозяйствующих субъектов.

1. Эластичность спроса по цене составляет 1.6, а по доходу 0.8

Если цена товара снизится на 4%, а доход увеличится на 5%, то спрос возрастет на? 1.6*4=6.4 0.8*5=4 6.4+4=10.4

2. qd=20-3p

дуговая эластичность спроса по цене при её снижении с 5 руб. до 4 руб. составляет? -2.08

Лекция №9: «Экономические аспекты издержек предприятия»

1. Внешние, явные, открытые, бухгалтерские издержки – затраты, которые несет фирма, предприятие в пользу своих контр агентов, поставляющих ей ресурсы.

2. Внутренние издержки – недополученная прибыль, доход, следствие неиспользования, недоиспользования альтернативных возможностей (издержки упущенных возможностей).

3. Экономические издержки – совокупность внешних и внутренних издержек производства. Экономические издержки (вмененные издержки) равны стоимости ресурсов при наилучшем варианте их использования. Экономические издержки включают в себя и нормальную прибыль. Нормальная прибыль – минимальная плата предпринимателям за удержание их ресурсов в данном экономическом пространстве.

Прибыль – разность между выручкой и себестоимостью.

1 Балансовая прибыль – включает в себя доходы от реализации товара и внереализационные доходы.

2 Бухгалтерская прибыль – разница между выручкой и внешними бухгалтерскими издержками.

3 Экономическая прибыль – разница между выручкой и экономическими издержками.

4 Функциональные издержки (издержки в краткосрочном периоде):

А) Постоянные издержки – издержки, не связанные с объемом производства (арендная плата).

Б) Переменные издержки – издержки, связанные с объемом производства.

В) Валовые издержки – сумма постоянных и переменных издержек.

Г) Средние издержки – рассчитываются в среднем на 1 производства. (АС=ТС\N)

Если точка М (низшая точка параболы) соприкасается с осью цен, то это означает, что экономика находится в состоянии равновесия.

D – ценовая линия

АС1 – экономическое равновесие

АС2 – сверх прибыль

АС3 – фирма несет убыток

Д) Предельные издержки фирмы – связанные с производством ещё одной единицы товара. (АС=ТСn-TCn-1)

Максимизация прибыли предприятия осуществляется при следующем равенстве: maxП <- MR=MC=P

Qd = 160 – 0,5 P

VC = 20Q + Q2

FC = 3000

Ke = -1

П1 = 1800000

Внутренние издержки -?

Во сколько раз прибыль была бы больше? Какая сумма денег недополучена?

Эластичность (-1) при 0,5 максимального объема производства.

Q = 160/2 = 80

TR1 = 12800

TC1 = 1600 + 6400 + 3000 = 11000

П = TR1 – TC1

TC = VC+FC

П = 1800

MR = MC => maxП

TR2 = Q2 * P2

MC = TCn – TCn-1

TR2 = 20Q+Q2 + 3000

MC = 20Q + 20

320 – 4Q = 2Q+20

Q2 = 50

P2 = 320 – 2Q=220

TR2 = 220*50 = 11000

TC2 = TR1 – TC1 TR2 - X

TC2 = 9450 – 3000 = 6450

П2 = TR2 – TC2 = 11000 – 6450 = 4550

4550/1800 = 2,53 – внутренние издержки

4550 – 1800 = 2750 – внутренние издержки

1Определение реального состояния

2 Объективного состояния

3 Сравнение состояний

4 Факторный анализ состояний

Особенности издержек производства в долгосрочном периоде:

1Все издержки производства в долгосрочном периоде являются переменными.

2В долгосрочном периоде возникает эффект масштаба производства, который позволяет определить точку оптимального объема производства.

Аспекты эффекта масштаба производства:

1 Положительный эффект (эффект массового производства) – обусловлен специализацией производства, использованием средств производства.

2Отрицательный эффект

3Нейтральный эффект

Производительность труда – 1Растет количество единиц продукта, произведенных в единицу времени. 2Затраты времени на производство единицы продукции.

С точки А1 до точки С1 работает закон возрастающей отдачи, возрастающей производительности труда. С точки С1 до точки Е1 работает закон убывающей отдачи ресурсов. Отрезок В1 – С1 – постоянная отдача ресурсов.

Лекция №10: «Рынок труда»

  1. Рынок труда и его содержание
  2. Спрос и предложение труда
  1. Рынок труда – особая сфера экономических отношений, в которой осуществляется купля - продажа рабочей силы.

Рабочая сила – совокупность физических и духовных способностей к труду.

Экономические процессы на рынке труда:

1Определяются условия найма рабочей силы

2Осуществляется оценка качества рабочей силы (через заработную плату)

3Формируются гарантии занятости

4Определяются возможности получения образования, повышения квалификации, совершенствования качества рабочей силы.

Интенсивность труда - степень затрат живого труда в единицу времени (напряженность труда).

Основные элементы рынка труда:

1.Цена рабочей силы

Номинальная зарплата – сумма выдачи.

Реальная зарплата – номинальная зарплата за вычетом цен и налогов.

2 Конкуренция на рынке труда – борьба за лучшие рабочие места и борьба за лучших работников, лучших специалистов.

3Спрос и предложение труда

Спрос на труд – оплаченная потребность в труде

Субъекты спроса на труд:

А)Предприниматели

Б)Государство

В)Заграница (высококвалифицированные работники, неквалифицированная рабочая сила)

Предложение труда – наличные трудовые ресурсы определенного количества и качества, готовые работать за данную заработную плату.


Модификация предложения труда кривой предложения труда
L – труд; W – заработная плата; LS – предложение труда; AC – эффект дохода; BC – эффект замещения.


Кривая предложения труда
L – труд; W – заработная плата; LS – предложение труда.


Рис. 26.1. Кривая спроса на труд
L – труд; W – заработная плата; LD – спрос на труд

Кривая спроса на труд специфична, так как имеет ограничения сверху и снизу. Спрос на труд диктуется необходимостью для предпринимателя получить прибыль – иначе бессмысленно вести бизнес. Именно эту ситуацию и иллюстрирует верхнее ограничение кривой LD.

Нижнее ограничение также имеет экономический смысл и вызывается тем, что работнику необходимо восстановить свою трудовую активность; содержать семью; учиться, лечиться, повышать квалификацию и т. д. Кроме того, человеку необходимы различные социальные, духовные и материальные блага (религия, досуг, культура, спорт и т. д.).

Все перечисленное требует средств и должно быть объективно учтено в цене труда. На основе нижней границы цены труда формируется минимальная заработная плата, обеспечивающая минимум работнику.

Условия превращения рабочей силы в товар:

1Завоевание личной свободы человека

2Свобода от средств производства

3Человек свободен от предметов потребления

Факторы спроса на труд:

1 Потребность работодателей в определенном количестве рабочей силы, данной специальности и данной квалификации.

2 Уровень развития производительных сил общества.

3Цена рабочей силы или заработная плата.

4 Качество экономической и социальной политики государства. Экономические ожидания.

5 Предложение труда.

Факторы, определяющие предложение труда:

1Количество трудоспособного населения, экономически активного (более 80 млн. человек).

2Качественный состав рабочей силы.

3Эффекты дохода и замещения.

Эффект низкого дохода (Q1)

Эффект высокого дохода (Q2)

Функции рынка труда:

1 Регулирующая (через цены на труд)

2 Стимулирующая (через конкуренцию на рынке труда)

3 Социальная (обеспечение нормального уровня доходов и благосостояния)

4 Формирование резерва кадров (через осуществление профессионального обучения, повышение квалификации)

Принцип до информационного общества – каждый должен знать столько обо всем, чтобы в сумме все знали все.

Принцип информационного общества – каждый должен знать столько обо всем, чтобы быть независимым при принятии решений.

Лекция № 11: «Рынок капитала».

  1. Понятие капитала и различные его трактовки.
  2. Реальный капитал. Кругооборот и оборот капитала.
  3. Ссудный капитал и процент.
  4. Фиктивный капитал и ценные бумаги. Рынок ценных бумаг.
  5. Кредитно – денежный рынок и проблема дисконтирования.

Рынок капитала – часть рынка ресурсов, часть факторного рынка.

Капитал (вещная трактовка) – совокупность средств производства.

Капитал (денежная трактовка) - определенная сумма денег для получения благ.

Капитал (современная трактовка) – благо, стоимость (авансированная стоимость), инвестиции.

Человеческий капитал – совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом.

Реальный капитал выступает в форме промышленного капитала. Деньги = товар (рабочая сила + производство). Деньги = доход + прибавочная стоимость.

Кругооборот капитала – движение капитала, в процессе которого капитал превращается из одной формы в другую (денежный капитал – производительный капитал – товарный капитал) и возвращается к предпринимателю в исходной форме (денежная форма).

Прибавочная стоимость – вновь созданная живым трудом стоимость, которая создается наемными работниками, но присваивается собственником средств производства (капиталистам, предпринимателям).

Оборот капитала – кругооборот капитала, взятый не как отдельный момент, а как непрерывный, периодический процесс движения всего авансированного капитала.

Процесс производства:

1Здания и оборудование

2Станки и машины (активная часть капитала)

3Сырье и материалы

4Рабочая сила

1-2 – основной капитал

1-3 – постоянный капитал

4 – переменный капитал

3-4 – оборотные фонды, капитал

Постоянный капитал – та часть капитала, которая затрачивается на приобретение средств производства и в процессе производства не изменяет своей стоимости.

Переменный капитал – та часть капитала, которая затрачивается на приобретение рабочей силы и в процессе производства изменяет свою стоимость.

Основной капитал (основные производственные фонды) – та часть производительного капитала, которая многократно участвует в процессе производства и переносит свою стоимость на создаваемый продукт постепенно, по частям (Например: стоимость швейной машинки по частям включается в стоимость продукции).

Оборотный капитал (оборотные фонды) – та часть, производительного капитала, которая однократно участвует в процессе производства, которая изменяет свою натурально – вещественную форму в процессе производства, стоимость которого сразу включается в стоимость произведенной продукции.

Основные фонды, выраженные в деньгах – основные средства.

Фонды обращения – та часть производственных фондов фирмы, которая покинула сферу производства и обслуживает процесс обращения (к нему относятся произведенные товары, денежные средства в расчетах и кассе, дебиторская задолженность).

Оборотные средства – оборотные фонды и фонды обращения, выраженные в денежной форме.

Виды оборотных средств:

- Нормируемые оборотные средства – та часть оборотных средств фирмы, которая поддается корректному учету и планированию (производственные запасы).

- Ненормируемые оборотные средства – та часть оборотных средств фирмы, которая не поддается корректному учету и планированию (готовая продукция на складе) – дебиторская задолженность.

Моральный износ основных фондов 1-го вида – выражается в создании средств производства с меньшей стоимостью (купили станок за 100000 руб.)

Моральный износ 2-го вида – предполагает производство средств производства с такой же стоимостью, но с большей производительностью (купили станок за 100000 руб., который выпускает 1000 деталей, но существует станок за 100000 руб., который выпускает 1500 деталей – внутренние издержки).

Элементы денежного рынка:

1Учетный рынок – рынок векселей и других ценных бумаг краткосрочного характера.

2Межбанковский рынок – обстоятельство, когда временно свободные денежные средства банки размещают между собой и возникают межбанковские депозиты, вклады.

3Валютный рынок – предполагает куплю – продажу валюты в экономике.

4Рынок ценных бумаг – рынок на котором котируются ценные бумаги. Определяется в экономике как первичный рынок, предполагает эмиссию (выпуск) ценных бумаг и мобилизацию (объединение) финансовых ресурсов.

5Вторичный рынок ценных бумаг – предполагает перераспределение финансовых ресурсов через фондовые биржи (биржевой рынок ценных бумаг) и через коммерческие банки(не биржевой рынок).

Особенности денежного рынка:

1На нём реализуются высоколиквидные средства для покрытия краткосрочных потребностей

2Удовлетворяются долгосрочные потребности в финансовых ресурсах.

Денежно – кредитная система страны – включает в себя разные финансовые институты страны:

-Центробанк

-система коммерческих банков,

-специализированные кредитно – финансовые институты: пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные банки

Аспекты основных фондов:

1 Активная часть основных фондов (станки, машины, оборудования)

2 Пассивная часть основных фондов (здания, хранилища, склады)

Основные фонды изнашиваются:

1 Физический износ – утрата элементами основных фондов своей потребительной стоимости, полезности в процессе их использования.

2 Моральный износ – обесценение основного капитала (утрата его стоимости) в результате развития производительных сил общества.

Амортизация – денежное возмещение износа основных фондов, путем включения части их стоимости в затраты на выпуск продукта через создание амортизационного фонда.

Норма амортизации – процентное отношение годовой суммы амортизации к среднегодовой стоимости основных фондов.

Лекция №12: «Ссудный капитал и процент».

Ставка рефинансирования - размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, предоставленные кредитным организациям

Ссудный капитал – денежный капитал, приносящий проценты.

Формой реализации ссудного капитала является кредит. Кредиторы – инвесторы, банкиры.

Источник ссудного капитала – временно свободные денежные средства, которые возникают как результат несовпадения сроков получения и использования денег, денежных средств.

ВСДС – Банк – Предприниматель – (ссудный процент) – Банк – (банковский процент) – ВСДС

Банковская прибыль = ссудный процент – банковский процент

Процент – плата за кредит.

Ставка процента – цена денег, используемых в виде кредита.

Экономический смысл ставки процента – указывает на доступность кредита.

Норма процента – выражает процентное отношение суммы годового дохода на ссудный капитал к самой сумме ссудного капитала. Выражает доходность кредита. (г.д./с.к)*100%

Ссудный капитал – обособленная часть промышленного капитала. Ссудный капитал – денежный капитал, приносящий проценты. Процент выступает как цена ссудного капитала, представленного в качестве товара.

Фиктивный капитал – титул собственности, представленный в виде ценных бумаг и дающий право на доход в виде дивидендов (дивидендов на акции, процентов на облигации и неинфляционного рыночного дохода на сберегательные сертификаты).

Ценная бумага – документ удостоверяющий право собственности её владельца на определенную часть капитала, отданного им взаймы за вознаграждение.

Акция – подтверждает, что её держатель, владелец внес свои деньги в акционерное общество, что дает ему право на получение дохода в виде дивиденда и право на участие в управлении акционерным обществом (на сумму номинала).

Формула курса акций = дивиденд/ ставка процента *100%

Виды ценных бумаг:

1 Акции

-Обыкновенные

-Привилегированные (дают право на дивиденд, но не обеспечивают право на управление компанией)

-Именные (запись в реестре закрытого акционерного общества)

-На предъявителя (открытые акции)

2 Облигации – долговое обязательство государства, корпорации, различных фондов перед своими покупателями. Облигации обеспечивают получение фиксированного, процентного дохода на срок погашения этой облигации.

-Государственные

-Именные

-На предъявителя

-Государственные краткосрочные

-Федерального значения

Отличие акций от облигаций:

1 Акции обеспечивают право на управление делами компании. Облигации не дают такого права.

2 Акции – собственники корпорации, компании. Облигации – кредиторы, а не собственники.

3 Акции – инструмент краткосрочного действия (1-3 года). Облигации – инструмент долгосрочного действия (10-15 лет).

3 Вексель – долговое обязательство физического или юридического лица перед своим кредитором (например долговая расписка).

4 Сертификаты – ценная бумага, обеспеченная определенной стоимостью.

-Сберегательный сертификат (обеспечивает неинфляционный рыночный доход)

-Депозитный сертификат (дает дифференцированный процентный доход).

-Золотой сертификат (номинал = 10 кг золота)

4 Опцион – допуск к сделке. Привилегия в сделке. Страхование сделки (покупатель опциона получает право купить - продать товар (ценные бумаги) по данной цене в данное время, а продавец опциона обретает обязательства продать – купить товар (ценные бумаги) по данной цене в данное время).

Кредитно – денежный рынок = финансовый рынок = рынок ссудного капитала.

Кредитно – денежный рынок – система экономических отношений по поводу развития денежного рынка и рынка капитала.

Денежный рынок (учетный, межбанковского капитала, валютный рынки) - Рынок капитала (межбанковский кредит, ценных бумаг) – Финансовый рынок.

Спрос на деньги предполагает опору на два подхода: монетаристский подход (М. Фридман, И. Фишер) и кейнсианскую концепцию (Дж. М. Кейнс).

Формула Фишера:

MV = PQ

M=PQ/V – спрос на деньги

M – масса денег

PQ – сумма товарных цен

V – скорость оборота денег

В кейнсианской концепции определились трансакционный и спекулятивный спрос на деньги.

Трансакционный спрос на деньги:

Md1=KPy

K=1/v (скорость оборота денег – v)

Py – номинальный доход

К – коэффициент Маршалла

Спекулятивный спрос на деньги - выражает их необходимость, как средство сбережения.

Md2=L(r)

Md=KPy+L(r) – совокупный денежный агрегат

Субъектами спроса на деньги выступают: население, бизнес (предприниматели), государство.

Субъекты спроса на денежный капитал: бизнес и государство.

Спрос на деньги зависит от ставки процента. Доход от инвестиционного проекта определяется в виде доходности, нормы дохода. Цена спроса выражается процентом.

Предложение денежного капитала. Денежный капитал предлагают инвесторы. В качестве инвесторов могут выступать: население, бизнес и государство.

Инвестор – осуществляя инвестирование, отказывает себе в текущем потреблении в пользу будущего потребления.

Пропорция «текущее потребление – будущее потребление» определяется:

-Объемом доходов инвестора.

-От нормы дохода (ставки процента)

Инвестор, принимая инвестиционное решение, должен знать сколько сегодняшняя сумма денег будет стоить в будущем. Таким образом определяется норма прибыли.

Норма прибыли = (сумма прибыли/ сумма дохода)*100%

Деньги «сегодня» и доход в будущем – разные деньги. Таким образом, нужно определить, сколько стоит сегодня 1 руб., который мы получим через год или два, вложив деньги в инвестиционный проект.

Дисконтирование – приведение стоимости будущих денег к их сегодняшней стоимости.

Приведенный доход – будущий доход, пересчитанный по оценке сегодняшнего дня.

PVn=1/(1+r)n

PVn – дисконтированная стоимость одного рубля, выплаченного через n лет.

r – ставка процента в долях единицы.

n – количество лет инвестирования.

Дисконтированная стоимость снижается по мере возрастания количества лет инвестирования, и с ростом ставки процента.

Зная дисконтированную стоимость инвестиции можно определить величину будущих доходов и оценить их.

PDVn=R+(R1/1+r)1 + (R2/(1+r)2

PDVn – дисконтированная стоимость будущих доходов.

r – ставка процента в долях единицы

R – будущий доход через n лет.

PV=FV/

Норма дисконта важна, поскольку указывает и выражает возможные потери альтернативного дохода.

Чем выше норма дисконта (ставка процента), тем меньше текущая дисконтированная стоимость будущих денег, и следовательно, тем невыгоднее данный инвестиционный проект.

Чистая дисконтированная стоимость – разница между ожидаемыми доходами от инвестиций и самой суммой инвестиций. Если ожидаемый доход больше, чем затраты на инвестиции, то инвестиции будут рентабельными, доходными, следовательно нужно найти PDVn и сравнить с объемом инвестиций.

NPV= PDVn – J

NPV= R+(R1/1+r)1 + (R2/1+r)2 + (Rn/1+r)n – J

Инвестировать можно тогда, когда NPV больше 0, если NPV меньше 0, то инвестиции не окупаются.

#1 Дано: срок инвестирования 2 г., ставка процента 9%, при этих условиях текущая дисконтированная стоимость (PDV) будущего дохода (FV) 100000 руб. будет равна?

#2 Дано: мы рассчитываем на получение ежегодного дохода в 120 тыс., ставка дисконтирования 15%. При этих условиях приведенная стоимость (ценность дохода) в ближайшие 5 лет составит?

#3 Инвестиционный проект 1: в объеме 100000 руб., в течении 3 лет доход в 20000.

Инвестиционный проект 2: инвестиции в 100000 руб., в течение 3 лет доход в 15% годовых.

Какой проект выгоднее?

#4 Вложим 1000000 руб. (расход). р=10%, определить чистую дисконтированную стоимость? Каждый год мы должны получать по 100000 в течение 10 лет.

Лекция №13: «Рынок земли».

  1. Рынок земли и особенности его развития.
  2. Земельная рента и её экономические формы.

Виды плодородия почвы:

1Естественное плодородие – природное.

2Искусственное плодородие – связано с дополнительными вложениями капитала в землю.

3Экономическое плодородие почвы – обусловлено развитием производительных сил общества и уровнем агрикультуры.

Спрос на землю – выступает как производный спрос (вторичный спрос). Не потому хлеб дорог, что земля дорога, а потому земля дорога, что хлеб нужен.

Субъекты рынка земли:

-Землевладелец

-Землепользователь (арендатор, фермер)

-Государство

-Наемные сельскохозяйственные рабочие

Монополия на землю – исключительное право данного рыночного субъекта распоряжаться землей как экономическим ресурсом.

-Монополия на землю как объект хозяйствования – связанна с действиями землепользователя.

-Монополия частной собственности на землю – предполагает действия землевладельца.

Цена земли = рента/ставка процента *100%

Чем выше рента – тем выше цена земли.

Рента – одна из формы экономического дохода, определяемая как избыток прибавочной стоимости над средней прибылью.

Арендная плата, как плата включает в себя:

-Ренту

-Часть заработной платы наемных сельскохозяйственных работников

-Процент на капитал, вложенный в землю

Задача №1

Объем выпуска товара Валовые издержки (ТС) Предельные издержки (МС) Средние издержки (АС)

1 30 30 30

2 44 14 22

3 55 11 18.3

4 72 17 18

5 100 28 20

6 150 50 25

По данным таблицы построить графики. Определить при каком количестве выпускаемой продукции оптимизируется объем производства и максимизируется уровень прибыли (при 4).

Образование дифференциальной ренты связано с тем, что в сельском хозяйстве формируется цена производства продукта, произведенного при худших, а не при средних условиях.

Цена производства = издержки производства + средняя прибыль

Дифференциальная рента 1 – определяется по плодородию и по местоположению. Предполагает экстенсивный способ ведения хозяйства. Особенность дифференциальной ренты 1 (по местоположению) - предполагает учет затрат за доставку продукции.

Дифференциальная рента 2. Особенность дифференциальной ренты 2 выражается в том, что она остается в собственности фермера, арендатора на период действия арендного договора.

Причиной образования дифференциальной ренты 1 и 2 является монополия на землю, как на объект хозяйства.

Условия образования дифференциальной ренты – различие в плодородии и местоположении земель, дополнительные вложения капитала в землю.

Источником дифференциальной ренты 1 и 2 является труд наемных сельскохозяйственных рабочих.

Различия:

1. Дифференциальная рента 1 результат экстенсивного ведения хозяйства, а дифференциальная рента 2 – интенсивного.

2. Дифференциальная рента 1 образуется на средних и лучших участках земли, а Дифференциальная рента 2 – и на худших, неплодородных участках земли.

3. Дифференциальная рента 1 сразу присваивается землевладельцам, а Дифференциальная рента 2 – арендаторам на срок действия арендного договора.

Абсолютная рента – возникает вследствие того, что цена сельскохозяйственного продукта выше цены производства продукта, произведенного даже на худших участках земли.

Причиной образования абсолютной ренты является монополия частной собственности на землю.

Источник абсолютной ренты – труд.

Условия образования абсолютной ренты: более низкое, органическое строение капитала в сельском хозяйстве. (Органическое строение капитала выражается в фондо- механо-энерго- электровооруженности труда.

Монопольная (избыточная) рента – основывается на монопольной цене производства редких продуктов.

Монопольно высокая цена определяется способностью покупателя заплатить более высокую цену за потребление редких видов сельскохозяйственной продукции.

Рента в добывающей промышленности (горная рента) – определяется по местоположению, как дифференциальная рента 1. Индивидуальная цена производства продукции, добываемой из недр земли различна, но на рынке, в силу условий совершенной конкуренции, она продается по цене производства, произведенной при худших условиях.

Рента в строительной промышленности – возникает, как дифференциальная рента 1, по местоположению.

Экологическая рента – плата за более качественное условие жизни. Экологическая рента фиксируется в более высокой арендной плате за землю, участки которой расположены в качественной лучшей территории для нас.

Лекция № 14: «Спрос на ресурсы и проблема их эффективного использования».

  1. Рынок ресурсов и его особенности.
  2. Проблема эффективного использования ресурсов.

1.Используется следующая группа ресурсов

-Природные ресурсы

-Материальные ресурсы (сырье)

-Трудовые ресурсы

-Финансовые ресурсы

-Интеллектуальные ресурсы

Ресурсы – совокупность возможностей, которые используются для создания богатства.

Спрос на ресурсы представляется как индивидуальный, отраслевой и рыночный спрос.

Факторы, определяющие спрос на ресурсы. Величина и устойчивость спроса на ресурсы зависят от:

-Производительности данного ресурса при производстве товара.

-От рыночной стоимости и цены товара, произведенного с помощью данного ресурса.

Особенности спроса на ресурсы.

1Спрос на ресурсы выступает как производный спрос.

«Не потому бензин дорог, что нефть дорога, а потому нефть дорога, что бензин нужен».

2Рынок ресурсов – рынок совершенной конкуренции.

3Рынок ресурсов можно и нужно рассматривать в экономическом и технологическом аспектах.

В технологическом аспекте ресурсы выступают как взаимозаменяемые. Ресурс к – востребован, ресурс л – человек. Взаимодополняющие ресурсы.

Идея взаимозамещения и взаимодополнения ресурсов заключается в том, что при использовании ресурсов их можно сочетать в таком соотношении, что бы это сочетание обеспечило бы фирме, предпренимателю наибольшую прибыль при наименьших затратах.

Производство продукции в 1000 единиц предполагает, что нам нужно решить задачу: какое сочетание к и л самое дешевое, доступное для предпренимателя, т.е. при каком сечетании труда и капитала издержки производства минимизируются.

АБСД – кривая равного продукта в 1000 единиц (изокванта).

Бюджетная линия – изокоста.

Точка с указывает на оптимальное использование ресурсов при производстве данного объема продукции в 1000 единиц.

Минимизация издержек производства при использовании ресурсов определяется формулой (1).

Максимизация прибыли при использовании ресурсов предполагает использование формулы (2).

Взаимосвязь между факторами производства выражает производственная функция, которая определяется как

Частным проявлением производственной функции является изокванта или кривая равного продукта.

Бюджетная линия – изокоста – выражает возможности товаропроизводителя при использовании ресурсов.

Точка касания изокванты и изокосты указывает на минимизацию издержек производства и максимизацию прибыли при производстве данного объема продукции с использованием данных ресурсов.

Лекция № 15: «Рынок чистой, совершенной конкуренции».

  1. Экономические черты рынка совершенной конкуренции.
  2. Экономический механизм, максимизации прибыли и минимизации убытков в краткосрочном периоде.
  3. Проблема максимизации прибыли в долговременном периоде.

Объективные элементы рынка:

1Цена

2Спрос и предложение

Черты совершенной конкуренции:

-Огромное количество продавцов и покупателей

-Цены устанавливаются свободно под воздействием спроса и предложения

-Свободный, открытый доступ фирм в отрасль

-Симметричная информация

-Полная мобильность всех ресурсов

-Действия рыночных агентов в соответствии с требованиями экономических законов и рыночного механизма.

Условия рынка чистой конкуренции складываться на двух рынках:

1Рынок потребительских товаров и услуг

2Рынок ресурсов

В условиях рынка совершенной конкуренции:

-Цена формируется под воздействием спроса и предложения, но кривая спроса отдельного покупателя и спроса отрасли различны.

Параметры общего спроса:

МРП - идентичность цены в условиях рынка конкуренции.

Фирма в краткосрочном периоде.

Сверхприбыль АС получает та фирма, затраты которой меньше цены.

Прибыль фирмы=Р-АС*Q (оптимальное)

Если Р < АС, то фирма убыточна

ТR=P*Q

ТС (валовые издержки)=ТС*Q

Прибыль, убытки фирмы определяется как ТR-ТС / TC-TR

TR-TC>0 – прибыль

TC>TR или TR-TC<0 - убыток

МR=TC – равновесие

Проблема максимизации прибыли и минимизации издержек с точки зрения 2-х подходов:

Равнодействие фирмы в условиях краткосрочного периода.

Равновесность обеспечивает фирме получение нормальной прибыли.

L Q MPl P TR MRPl

1 14 14 2 28 ----

2 26 12 2 52 24

3 36 10 2 72 20

4 43 7 2 86 14

5 48 5 2 96 10

Выручка возрастает, но валовой доход уменьшается.

Равновесие фирмы в краткосрочном периоде:

В условиях чистой конкуренции равновесие фирмы, равновесная цена определяется соответствием общего объема спроса и предложения, но это и есть условие максимизации прибыли.

TR=888

TC=780

П=100

Долговременное равновесие фирмы:

В силу свободного доступа на рынок множество фирм устремляется на рынок, но особенность рынка совершенной конкуренции в долговременном периоде в том, что все фирмы получают не экономическую, а нормальную прибыль.

Эффект масштаба производства в долговременном периоде:

Особенность рынка совершенной конкуренции в долговременном периоде заключается в том, что экономические прибыли носят краткосрочный характер, а все фирмы получают лишь нормальную прибыль.

Лекция №16: «Рынок чистой монополии».

  1. Понятие и черты рынка несовершенной конкуренции (НСК)
  2. Понятие и признаки монополии. Виды монополии.
  3. Эластичность спроса при монополии.
  4. Динамика дохода и цены монополиста
  5. Максимизация прибыли и минимизация убытков в условиях чистой монополии.
  6. Антимонопольная политика государства.

Черты несовершенной конкуренции:

1Один или несколько товаропроизводителей

2Жесткий контроль над ценой

3Блокирование входа в отрасль

4Определяющая доля данного товаропроизводителя в производстве продукции

Монополия – тип рыночной структуры, предполагающий действия одного товаропроизводителя и N количества покупателей.

Монопсония – ситуация одного покупателя, но множества продавцов (государство).

Диверсификация цен предполагает продажу продукции разным потребителям по разным ценам.

Признаки монополии:

1Одна фирма производит данный продукт

2Производство уникального продукта

3Контроль над ценой и монополист диктует цены

4Устанавливает барьеры для входа в отрасль (экономические, юридические, технико – технологические)

5Асимметричная информация – монополист владеет информацией, потребитель нет.

Виды монополий:

1Естественная монополия – предполагает, что производство продукта, осуществляемое одной фирмой обходится дешевле, чем в случае двух или нескольких фирм (ведение городского хозяйства).

2Закрытая монополия – предполагает обладание патентами на технические изобретения и новшества, обладание правом на выдачу лицензий (разрешений).

3Открытая монополия – фирма, выходящая на рынок с качественно новой продукцией, товаром-пионером.

Эластичность спроса при монополии.

Эластичность спроса это 1% изменение цены.

Если спрос эластичен, т.е. Ed коэффициент эластичности больше 1, то TR возрастает.

Если спрос неэластичен, т.е. Ed коэффициент эластичности меньше 1, то TR сокращается.

Если MR+, то TR возрастает, Ed коэффициент эластичности больше 1.

Если MR-, то Ed коэффициент эластичности меньше 1, TR сокращается.

Если MR=0, то Ed=1

Верны и обратные утверждения.

Степень монопольной власти определяется динамикой TR.

Степень монополизации определяется параметром Лернера.

L=P-MC/P

L=-1/Ed

P=MC/(1+(1/Ed))

Коэффициент эластичности = -4

Предельные издержки = 9

Цена=12

Источники монопольной власти:

1Эластичность рыночного спроса

2Количество фирм на рынке

Динамика взаимоотношений средних (AR), валовых (TR) и предельных (MR) издержек в условиях монополии:

№ Р TR MR AR=(TRn+TRn+1)/2

2 12 24 -

3 10 30 6

4 8 32 2

5 6 30 -2

Монополист контролирует цены

Монополист оптимизирует объем производимой продукции

Зорко следит за соотношением TR и MR. (TRмакс=MRмин)

Монополист прибыльно производит продукцию на отрезке P1Q1 и на отрезке ОК. На этих участках прибыль максимизируется.

При совершенной конкуренции:

P=MR

При несовершенной конкуренции:

P>MR

Максимизация прибыли на рынке совершенной конкуренции:

MRP=MC

Максимизация прибыли на рынке несовершенной конкуренции:

P>AC>AD=MC

Инструмент максимизации прибыли для монополиста – ценовая дискриминация как неравенство в ценах CD первой степени – продажа товара каждому покупателю по индивидуальной цене равной максимальной оценке товара данным покупателем.

Ценовая дискриминация первой степени – аукционные торги.

Ценовая дискриминация второй степени - при установлении различных цен на один и тот же товар в зависимости от количества покупаемой продукции.

А) Оптовая торговля.

Б) Использование электроэнергии.

Ценовая дискриминация третьей степени – разделение покупателей на группы с низкой и высокой эластичностью спроса по цене.

Цена и предельный доход в условиях чистой монополии зависят от объема продаж.

Q P TR MR
       
       
       

5 – Максимизация прибыли.

Максимизация прибыли и минимизация убытка в условиях чистой монополии (краткосрочный период).

Базовым условием максимизации прибыли является равенство: MR=MC

ТС – валовые издержки

АС – средние издержки

MR – предельный доход

МС – предельные издержки

TR – валовой доход

В точке Е2 возникает ситуация экономического равновесия при несовершенной конкуренции (чистой монополии). В точке Е2 при цене 2 – фирма получает нормальную прибыль.

Сверхприбыль в этой ситуации предполагает, что монополист решает проблему «а стоит ли вообще производить?»

А) Р>AC

Б) P<AC

Минимизация убытков обеспечивается при двух подходах:

1) P>AVC

2) P<AVC – цена и доходы не покрывают средние переменные издержки.

Убытки монополиста минимизируются в случае функционирования, деятельности предприятия при (AC-P)*Q1.

Закрытие предприятия предполагает возникновение равенства FC=(AC-AVC)*Q1

Антимонопольная политика государства.

1Административно-правового характера:

-запрет монополии в данной отрасли

-разъединение монополии на ряд самостоятельных производств

-роспуск, расформирование существующих монополистических объединений

2Административно-экономическое воздействие на монополии:

-преследование торговцев за рост цен, необусловленный ростом затрат, издержек производства

-преследование торговцев, осуществляющих фальсификацию товара, выпуск контрафакта

-запрет неэкономического воздействия на рыночных агентов путем тайного сговора, коррупции, лоббизма

3Экономические меры:

-использование налоговой политики

-максимизация производства товаров-заменителей

-ускорение научного прогресса

-осуществление структурных преобразований в экономике

Монополистическая конкуренция – сочетание монополии и совершенной конкуренции.

Монополистическая конкуренция – вид несовершенной конкуренции с большим количеством участников рынка, производящих дифференцированный продукт.

Основные черты монополистической конкуренции:

-большое количество участников рынка

-производство дифференцируемой продукции

-высокая эластичность спроса по цене

-стабильное получение нормальной прибыли в долгосрочном периоде

-.невысокие барьеры вхождения в отрасль

Проблема максимизации прибыли, минимизации убытков совершается как при рынке совершенной конкуренции.

Особенности монополистической конкуренции:

-конкурируют монополисты

-графики P и MR имеют нисходящий характер

-спрос динамичен в силу высокой эластичности спроса по цене

-экономическая прибыль (сверхприбыль) достаточно низка и краткосрочна

-нормальная прибыль весьма стабильна

Особенности монополистической конкуренции в краткосрочном и долговременном периодах:

А) В условиях краткосрочного периода параметры максимизации прибыли такие же как и в условиях чистой монополии.

Б) В условиях долговременного периода LMR=LMC изменение Р определяется изменением спроса. Цена должна быть равна долгосрочным средним издержкам P=LAС, при этом условии обеспечивается равновесное состояние прибыли, безубыточность фирмы. Сверхприбыль возникает при условии P>LAC

Определить ситуации равновесия фирмы, которая определяется средними издержками (а), параметры фирмы в условиях рынка совершенной конкуренции (б), в условиях чистой монополии (в).

Ситуация сверхприбыли, определяемая динамикой средних издержек в условиях рынка совершенной конкуренции и в условиях чистой монополии.

Конъюнктура рынка – определенное соотношение спроса и предложения. Она определяется для товаропроизводителя и для покупателя (+, -).

Цена – денежное выражение стоимости товара.

P<LAC

Долгосрочное равновесие. В отрасль входят все новые и новые фирмы, конкуренция ужесточается (возрастают АС – средние издержки).

6Наряду с ценовой конкуренцией осуществляется неценовая конкуренция.

Неценовая конкуренция – ведется экономическими методами: лишение конкурентов источников сырья, методов сбыта, скупка патентов, изобретений, ноу-хау, развитие рекламной деятельности, позиционирование товара.

Внеэкономические методы: технический шпионаж, лоббизм, коррупция.

Технологическая конкуренция. Политические методы: протекция низкой политики (защита национальных предприятий и предпринимателей, государственный патернализм.

Олигополия (с лат. Власть немногих). Черты олигополии:

1На рынке господствуют несколько предприятий.

2Высокий уровень контроля над ценой.

3Значительные барьеры для входа в отрасль.

4Осуществляется преимущественно неценовая конкуренция.

5Высокий уровень взаимозависимости фирм олигополистов.

Степень олигополистической власти над рынком, над ценой определяется индексом Герфендаля (концентрация монополистической власти над рынком):

H=S2+S2(2)+S2(n)

50% 25% 15% 10%

Н=2500+625+225+100=3450

Типы олигополии:

1Господство нескольких одноотраслевых фирм в экономике (Боинг, Газпром, Роснефть).

2Несколько производителей товаров производят и продают дифференцированный продукт.

Модели олигополистического поведения:

1Олигополия доминирования, т.е. крупная фирма контролирует производство и реализацию 60-80% продукции, а 20-30% отдаются сателлитам.

2Тайная олигополия (тайный сговор, картельное соглашение).

3Лидерство в ценах – повышение, снижение цен.

4Неценовая конкуренция.

5Модель А. Курно – дуополия (власть двоих):

-производство однородного товара

-известен объем производства фирмы-конкурента для данной фирмы, таким образом определяется реакция фирмы1 на действия фирмы2 (и наоборот) – определяется объем производства, максимизирующий прибыль и возникают кривые реакции фирмы1 на действия фирмы2 (и наоборот).

В точке Е возникает точка равновесия (точка равновесия Августина Курно)

Кривая реакции каждой фирмы указывает на объем производства данной фирмы при предполагаемом объеме производства её конкурента.

В точке равновесия Курно каждый дуополист устанавливает такой объем производства, который максимизирует его прибыль при данном объеме производства его конкурента.

Билатеральные агенты рынка – их действия предполагают одновременно и взаимодействие и противоборство (двусторонние).

А)Билатеральная монополия – взаимодействие и противоборство единого поставщика и объединенного потребителя (тандем) Газпром – потребители газа, Раоржд – пассажиры.

Б)Билатеральная олигополия – взаимодействие и борьба нескольких продавцов и нескольких групп покупателей и потребителей: Ваз, Газ, Камаз – гражданские автолюбители, предприятия, организации.

Противоборство в условиях билатеральной олигополии

Цена – денежное выражение стоимости товара.

Виды цен:

1Оптовая (оптовая цена предприятия и оптовая цена промышленности).

2Розничная

3Тарифы на работы и услуги

Структура цен:

1Оптовая цена предприятия включает в себя себестоимость + среднюю прибыль.

2Оптовая цена промышленности включает в себя оптовую цену предприятия + среднеотраслевая прибыль + издержки сбытовых организация + прибыль этих организаций + налоги

3Розничная цена = оптовая цена промышленности + издержки обращения + прибыль торговых организаций + налоги + трансакционные издержки (издержки, сопутствующие развитию бизнеса – затраты на заключение договоров и т.д.).

Функции цен:

1Учетная – учитываются затраты.

2Распределительная

3Социальная – определяет уровень жизни населения в стране.

4Стимулирующая

5Контролирующая функция – через цены мы контролируем наши затрат.

#1

Объем производства = 10000/д

Цена = 25

Общие издержки = 170000

TR=250000

TC=170000

П=TR-TC=80000

П=(P-AC)*Q=(25-17)*10000=80000

AC=TC/Q = 170000/10000=17

#2

Определите индекс Лернера для монополиста, при объеме выпуска=1000

Предельные издержки=100

Цена=120

L=(P-MC)/P = 0.167

#3

Что произойдет с прибылью монополиста, если:

А) Функция спроса расположена так, что МR пройдет через точку пересечения ас и мс.

Б) Если функция спроса пройдет ниже пересечения ас и мс.

В каком случае индекс Лернера будет выше?

Чистая монополия монополист. конкуренция олигополия

1Максимизация прибыли MR=MC MR=MC

2Минимизация убытков P>LAC P>LAC

3Закрытие предприятия FC=(AC-AVC)*Q1 FC=(AC-AVC)*Q

Бухгалтерская прибыль – разница между выручкой и внешними издержками.

Экономическая прибыль – разница между бухгалтерской прибылью и экономическими издержками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: