Инновационная деятельность предприятия. Инновационная деятельность- это деятельность, направлен­ная на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ас­сортимента и повышения качества продукции

Инновационная деятельность - это деятельность, направлен­ная на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ас­сортимента и повышения качества продукции, совершенствова­ния технологии и организации производства.

Инновационная деятельность включает:

• выявление проблем предприятия;

• осуществление инновационного процесса;

• организацию инновационной деятельности.

Главная предпосылка инновационной деятельности предпри­ятия состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому не­обходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учиты­вать ошибки, неудачи и просчеты. Для этого на предприятиях периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, тех­нологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распре­деления. Иными словами, должна проводиться своеобразная рен­тгенограмма всех сторон деятельности предприятия. Это не про­сто диагностика производственно-хозяйственной деятельности предприятия, его продукции, рынков и т.д. На ее основе руково­дители должны первыми подумать о том, как самим сделать свою продукцию (услуги) морально устаревшей, а не ждать, пока это сделают конкуренты. А это, в свою очередь, будет побуждать предприятия к инновациям. Практика показывает: ничто так не заставляет руководителя сосредоточиться на инновационной идее, как осознание того, что производимый продукт уже в бли­жайшем будущем окажется устаревшим.

Откуда берутся инновационные идеи? Можно назвать семь источников таких идей;. Перечислим внутренние источники; они возникают в рамках предприятия или отрасли. К ним относятся:

1) неожиданное событие (для предприятия или отрасли) - ус­пех, неудача, внешнее событие;

2) неконгруэнтность - несоответствие между реальностью (ка­кова она есть на самом деле) и нашими представлениями о ней;

3) нововведения, основанные на потребности процесса;

4) внезапные изменения в структуре отрасли или рынка.

Следующие три источника нововведений относятся к вне­шним, так как они имеют свое происхождение за пределами пред­приятия или отрасли. Это:

5) демографические изменения;

6) изменения в восприятиях, настроениях и ценностных уста­
новках;

7) новые знания (как научные, так и ненаучные).

Анализ названных ситуаций при рассмотрении того или ино­го типа изменения позволяет установить характер инновацион­ного решения. Во всяком случае, всегда можно получить ответы на следующие вопросы. Что будет, если мы воспользуемся создав­шимся изменением? Куда это может привести предприятие? Что нужно сделать, чтобы изменение превратить в источник разви­тия?

Вместе с тем из семи источников изменений наиболее важны­ми являются третье и седьмое, так как они носят наиболее ради­кальный характер.

Изменение, вызываемое потребностью процесса, представляет собой куда более важное значение, нежели два первых. Старая пословица гласит: «необходимость есть мать изобретения». В данном случае изменение основывается на потребности практи­ки, жизни. (Замена ручного набора в книгопечатании, сохране­ние свежести продуктов и др.) Вместе с тем реализация этого типа изменений предполагает необходимость понимания, что:

• недостаточно прочувствовать потребность, важно познать
и разобраться в ее сути, иначе невозможно найти ее решение;

• не всегда возможно удовлетворить потребность, а в этом слу­чае остается только решение какой-то ее части.

Во всяком случае при решении проблемы этого типа необхо­димо ответить на следующие вопросы. Понимаем ли мы, в чем и в каких изменениях нуждается процесс? Имеются ли в наличии необходимые знания или их нужно получить? Соответствуют ли наши решения привычкам, традициям и целевым ориентациям потенциальных потребителей?

Наиболее существенные изменения, можно сказать радикаль­ные, происходят на основе «новых знаний». Нововведения, осно­ванные на новых знаниях (открытиях), как правило, трудноуп­равляемы. Это обусловливается рядом обстоятельств. Прежде всего наблюдается, как правило, большой разрыв между появле­нием нового знания и его технологическим использованием, во-вторых, проходит много времени до того, как новая технология материализуется в новом продукте, процессе или услуге.

В этой связи нововведения, основанные на новых знаниях, требуют:

• тщательного анализа всех необходимых факторов;

• ясного понимания преследуемой цели, т.е. необходима четкая стратегическая ориентация;

• организации предпринимательского управления, посколь­ку здесь необходимы финансовая и управленческая гибкость и нацеленность на рынок.

Нововведение, основанное на новых знаниях, должно «со­зреть» и быть воспринятым обществом. Только в этом случае оно принесет успех.

Каковы же основополагающие принципы инновационной деятельности? По мнению П.Друкера, нужно провести четкую линию между тем, что нужно делать, и тем, чего делать не следует.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: