double arrow

Историческая типология культур


Глава 9. Типология культур

Литература

1. Арутюнов С.А Народы и культуры. Развитие и взаимодействие М, 1989.

2. Болдырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность: Введение в проблему. М, 2003.

3. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. М., 2002.

4. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1994.

5. Зинченко В.Г., Зусман Б.Г., Кирнозе З.И. Межкультурная коммуникация. Системный подход. Нижний Новгород, 2003.

7. См.: Ситарам К, Когделл Р. Основы межкультурной коммуникации // Человек. 1992. № 5. С. 106.

8. Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.

9. Леонтович О.А. Россия и США: Введение в межкультурную коммуникацию. Волгоград, 2003.

10. Павловская А.В. Россия и Америка. Проблемы общения культур. М., 1998.

11. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура М., 2002.

12. Платонов Ю.П. Этническая психология. СПб., 2001.

13. Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации. М., 2004.

14. Ситарам К., Когделл Г. Основы межкультурной коммуникации // Человек. 1993. № 2—4.

Рационально осмыслить все многообразие мира культуры, получить целостное понимание сущности конкретных культур невозможно без типологизации. Типология культур помогает осознать и свою собственную культуру, увидеть то общее, что объединяет народы и одновременно отличает их друг от друга.

В самом общем смысле типология означает классификацию явлений по общности каких-либо признаков. Или, иными словами, типология — это научный метод, позволяющий систематизировать какие-либо объекты на основе их обобщенной модели. В таком понимании типология культуры позволяет выделить и классифицировать различные группы культурных объектов для наиболее полного их изучения, сравнения и описания. Однако определение типов культур сталкивается с трудностями методологического характера. Дело в том, что тип — это абстрактная конструкция, которая в обобщенном и схематизированном виде выражает некоторые существенные («типичные») черты культуры, отвлекаясь от их специфических особенностей. Однако каждая конкретная культура уникальна, и отнести ее к тому или иному типу можно только с какими-то упрощениями. Поэтому все культуры лишь приблизительно соответствуют тому или иному типу.




На всем протяжении развития культурологической мысли было создано много различных типологий. Их авторами были философы, социологи, историки, деятели искусства и др. В качестве критериев, или оснований, типологии культур были использованы самые разнообразные культурные, социальные или географические явления: религия, территориальная принадлежность, этническое своеобразие, историческая периодизация, хозяйственный уклад и др. В результате были созданы формационная, цивилизационная, культурно-историческая, регионально-территориальный, этнонациональный, демографический и другие типологии культуры. Как правило, выбор критерия для классификации определялся интересами того или иного исследования, его задачами и целями. При этом каждая типология обладает определенной методологической значимостью, заключает в себе определенный эвристический потенциал, отличается сильными и слабыми сторонами и дает возможность осмыслить лишь определенный аспект культуры.

Современное культурологическое знание представлено различными типологиями и классификациями культур, из них самые известные и распространенные — это историческая, формационная, цивилизационная и регионально-этническая.

Историческая типология культур основывается на выделении в мировой истории отдельных исторических периодов и эпох, в рамках которых возникали и функционировали различные конкретно-исторические типы культуры, и базируется на христианском представлении о времени как линейно направленном процессе от прошлого через настоящее в будущее. На протяжении жизни человечества существовали четыре царства (Ассирийское, Персидское, Македонское и Римское), развитие которых происходило циклически, в соответствии с природными процессами смены времен года. Согласно учению о четырех царствах вся история человечества делится на четыре периода, или века: каменный, медный, бронзовый и железный.



Каменный век

Каменный век — древнейший в развитии человеческой культуры: орудия труда и оружие изготовлялись из камня и люди научились самостоятельно добывать огонь. Современная наука делит каменный век на три этапа: древнекаменный (палеолит), когда появился человек разумный; среднекаменный (мезолит), когда были изобретены копье, лук и стрелы; и новокаменный (неолит), когда человек перешел от присвоения плодов земли к их выращиванию, скотоводству. В каменном веке появились зачатки искусства — наскальные рисунки, скульптура из камня и кости, глиняная посуда, а также примитивные религиозные культы в виде тотемизма (веры в кровнородственную связь какого-либо человеческого рода с определенным видом животных или растений); фетишизма (поклонения неодушевленным предметам); анимизма (веры в души и духов); и магии (веры в способность с помощью колдовских действий влиять на окружающие предметы и явления).

Медный век

Медный век — это период в развитии первобытной культуры, когда сформировался и укрепился родовой строй. Наряду с каменными, деревянными и костяными орудиями труда появились медные орудия и изделия как результат зарождающейся металлургии. Хозяйственная деятельность становится более разнообразной, так как наряду с охотой и со6ирательством развивается скотоводство и мотыжное земледелие, Формируются элементы пиктографии — рисуночного письма, облегчающего духовную преемственность поколений. Главным достижением культуры медного века стало изобретение колеса.

Бронзовый век

Бронзовый век — время возникновения и расцвета древнейших мировых цивилизаций — шумерской и древнеегипетской. Они обогатили культуру человечества изобретением плуга, стекла, ирригационных систем, строительством величественных дворцов и пирамид, выразительной настенной и погребальной живописью, а также скульптурой. Они же подарили человечеству первые системы письменности — клинопись и иероглифическое письмо. В этот же период были разработаны важные научные знания — десятеричная и шестидесятеричная системы исчисления, основы алгебры, геометрии, астрономии, первые календари, солнечные и водяные часы.

Железный век

Железный век вошел в историю мировой культуры открытием технологии получения железа, изготовлением из него оружия и орудий для земледелия и обработки стройматериалов. Некоторые этнические культуры переходят в железный век уже к концу II тыс до н. э. Среди них — античная культура, ставшая фундаментом современной европейской культуры и цивилизации.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: