double arrow

Общий очерк


Глава 18. Арабо-мусульманская культура Средневековья

Литература

Культура эпохи Палеологов

В 1204 г. рыцари-крестоносцы, участники Четвертого крестового похода, штурмом взяли Константинополь. Византийская империя как самостоятельная держава прекратила свое существование, на ее месте возникла Латинская империя крестоносцев и зависимые от нее мелкие феодальные государства. Византийский император и его приближенные бежали в город Никею, где за почти шестьдесят лет изгнания был сформирован огромный духовный потенциал и заложены основы нового культурного подъема, получившего название «палеологовского ренессан-

Византийское влияние сказывалось в религии и философии, общественной мысли и космологии, письменности и образовании, оно проникало во все сферы искусства — в литературу и зодчество, живопись и музыку. Через византийскую культуру другим народам передавалось также античное и эллинистическое культурное наследие и духовные ценности, что способствовало прогрессивному развитию этих культур. При этом следует иметь в виду, что распространение византийской культуры в других странах, характер ее взаимодействия с местными культурными традициями не были везде одинаковыми. В одном случае складывались местные варианты византийского стиля (например, в Македонии); в другом — византийский стиль значительно трансформировался путем преодоления части христианско-догматических форм (средневековое искусство Италии); в третьем — влияние носило эпизодический характер и памятники византийского стиля резко контрастируют с произведениями местных мастеров (Закавказье); и наконец, в четвертом — византийский стиль оказался мощным и плодотворным стимулятором развития национальных художественных культур (Сербия, Болгария, Русь). Экспансия византийского стиля здесь продолжалась в течение всего Средневековья, что дает основание рассматривать эти культуры в качестве его наследия.

1. Бычков В.В. Византийская эстетика: теоретические проблемы. М., 1977.

2. Даркевич В.П. Светское искусство Византии: Произведения византийского художественного ремесла в Восточной Европе X—XIII вв. М., 1975.

3. История и культурология / Под ред. Н.В. Шишовой. М., 2004.




4. Культура Византии: IV — пер. пол. VII в. М., 1984.

5. Культура Византии: Вторая половина VII—XII вв. М., 1989.

6. Культура Византии: XIII — первая половина XV в. М., 1991.

7. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986.

8. Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. М., 1974.

9. Лихачева В.Д. Искусство Византии IV—XV вв. Л., 1986.

10. Мировая художественная культура. Древние цивилизации: Тематический словарь. М., 2004.

11. Поляковская М.А., Чекалова А. А Византия: быт и нравы. Свердловск, 1989.

12. Удальцова З.В. Византийская культура. М., 1988.

В эпоху Средневековья арабо-мусульманская культура процветала на огромной территории от Индии до Испании, включая Ближний и Средний Восток, Северную Африку, Среднюю Азию и Закавказье. Она была создана арабскими племенами (от «араб» — смелый наездник), населявшими Аравийский полуостров и находившимися на весьма примитивном уровне развития. В социальном плане арабы делились на две части: городское население, основным занятием которого была торговля, и кочевники бедуины («люди кочевой жизни»), которые разводили верблюдов и другой скот. Первоначально арабская цивилизация сосредоточивалась в оазисах, которые были торговыми центрами для кочевых племен. Религия доисламской Аравии была языческой, каждое племя верило в своего бога-покровителя, совершая жертвоприношения его каменному идолу — всего их насчитывалось около 360, что не способствовало объединению арабов. Арабы обожествляли силы природы, небесные светила, камни, деревья, ручьи.



Население Аравии в VII в. жило в условиях разложения родоплеменного строя и формирования единого государства И в этом процессе одним из средств объединения многочисленных арабских племен в единое государство стала новая мусульманская религия, ислам. По-арабски «ислам» означает «покорность», а название «мусульмане» происходит от слова «муслим» (предавший себя Аллаху, во мн. ч. — «муслимун»).

Основателем ислама стал арабский купец из племени курейш Мухаммед; в 610 г. он объявил себя пророком единого и всемогущего бога Аллаха. Постепенно сложился культ и догматика новой религии, в основу которых легли проповеди Мухаммеда.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: