Исторический очерк
Глава 19. Западноевропейская культура Средних веков
Литература
1. Арабская средневековая культура и литература. М., 1978.
2. Бартольд П. Ислам и арабская культура. М., 1992.
3. Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана М., 1974.
4. Грюненбаум ГА Основные черты арабо-мусульманской культуры. М., 1981.
5. Грюненбаум ТА. Классический ислам: Очерк истории. М., 1986.
6. Мировая художественная культура Древние цивилизации: Толковый словарь. М., 2004.
7. Очерки истории арабской культуры V—XV вв. М., 1982.
8. Родионов М.А. Ислам классический. СПб., 2001.
9. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. М., 1985.
Средние века в истории европейской культуры охватывают более чем тысячелетний временной период — с V по XVI в. Это эпоха возникновения, развития и упадка феодального общества. Следуя основным этапам истории развития феодализма, в истории культуры Средних веков обычно выделяют этапы раннего (V—X вв.), зрелого, или классического (XI—XIII вв.), и позднего (XIV—XVI вв.) Средневековья.
|
|
Римский мир начал разрушаться с III в. Торговля приходила в упадок, сельское хозяйство и ремесленная продукция теряли рынки сбыта, денег становилось все меньше, проба их ухудшалась, земли забрасывались. Существенным фактором усиления кризиса римского мира стало вторжение варваров — алеманов, франков, готов, разоривших в 276 г. Галлию, Испанию, Северную Италию, Дакию.
Появление варварских племен в пределах Римской империи стало закономерным результатом Великого переселения народов, начавшегося еще в I в. и связанного с похолоданием в огромном регионе от Сибири до Скандинавии, которое существенно сократило площадь земледельческих и животноводческих угодий и вынудило варваров, подталкивая друг друга, двинуться на юг и запад вплоть до окраин западного мира. Благодаря их появлению в Западной Европе Британия стала Англией, Галлия — Францией, в Испании появилась Андалузия, названная в честь вандалов, а в Италии — Ломбардия, сохранившая имя своих поздних завоевателей лангобардов.
Следует отметить, что варвары, расселившиеся в Римской империи, не были таковыми в полном смысле этого слова.
Возникли прекрасные условия для нового подъема духовной жизни и искусства, особенно в Северной Италии. Этот подъем впоследствии привел к эпохе Возрождения в европейской культуре.
Гибель античной цивилизации и культуры одновременно означала победу христианства над язычеством (хотя победа была далеко не полной, и конфликт между христианством и языческим наследием прошел через все Средневековье) "и превращала его в духовную силу, которая влияла на все стороны жизни человека, на его духовные ориентиры. В условиях всеобщего упадка культуры в период раннего Средневековья только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы.
|
|
В тяжелых и опасных обстоятельствах повседневной жизни христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, его устройстве и действующих в нем силах и законах. Кроме того, дополнительными, притягательными чертами христианства были проповедь общечеловеческой любви, понятные всем нормы и правила жизни, равенство всех людей без исключения, идея об искупительной жертве. Вместе с тем христианство утвердило свою систему ценностей, которая отрицала вечность мира и признавала роль Бога в качестве вечного и неизменного начала мира. Бог мыслился в христианстве создателем всех вещей и самого человека. В иконографии Бог изображался то в качестве владыки на троне, то Пантократором — главой Вселенной, то Иисусом — богочеловеком, добровольно принявшим смерть во искупление грехов и страданий человеческих.
В соответствии с христианской картиной мира средневековый европеец представлял его себе в виде иерархической системы, напоминающей пирамиду. На вершине ее Бог, ниже идут уровни священных персонажей: сначала апостолы, наиболее приближенные к Богу, затем архангелы, ангелы и тому подобные существа, постепенно удаляющиеся от Бога и приближающиеся к земному уровню. Еще ниже в этой иерархии находятся люди: сначала папа и кардиналы, затем клирики более низких уровней и, наконец, простые миряне. Затем еще дальше от Бога и ближе к земле размещаются животные, потом растения. В основании пирамиды — полностью неодушевленная земля. А уже дальше, в мире подземном, расположились силы зла во главе с Сатаной — здесь также существует своя иерархия.
Придворный досуг и рыцарские турниры, пиры, сцены охоты, путешествия в дальние страны и другие стороны пышной придворной жизни. Битвы и поединки героев также представлены во всех деталях. Необычайно красочно описаны богатое оружие героев, щедрые подарки правителей, драгоценное одеяние, сочетающее красочные, золотые, белые цвета и живо напоминающие средневековую книжную миниатюру.