double arrow

Архитектура барокко в Италии. В истории искусства барокко следует за Ренессансом и предшествует неоклассицизму. Барокко – большой стиль, присущий и архитектуре, и живописи, и пластике,


Введение

В истории искусства барокко следует за Ренессансом и предшествует неоклассицизму. Барокко – большой стиль, присущий и архитектуре, и живописи, и пластике, составивший целую эпоху в истории искусства Западной Европы. Искусство каждой эпохи связано с историческими условиями, национальными культурами, уровнем художественной жизни общества. На каждом из этапов история выдвигает какую-либо одну страну (или несколько стран) и её культуру как передовую, какой-то один из видов искусства становится главным, ибо с наибольшей полнотой выражает тенденции времени. Италия и прежде всего Рим стали центром, из которого барокко распространилось по всей Европе. Архитектура барокко, занимая главенствующее положение, объединила скульптуру, живопись и декоративное искусство в единое целое.

В данных методических указаниях содержится общая характеристика стиля, а также краткая характеристика архитектуры барокко Италии, Испании, Франции, Германии, Англии, представленная в соответствующих разделах и выявляющая общие стилевые черты и национальные особенности. Текст сопровождается иллюстрациями, помогающими более полно раскрыть содержание учебного материала. Разделы содержат контрольные вопросы по рассматриваемой теме, акцентирующие внимание на задачах изучения и повышающие уровень самоконтроля студентов.

Цель данных методических указаний - способствовать формированию базы необходимых систематических знаний по теме «Архитектура барокко», дающих представление о возникновении, особенностях, распространении стиля, его месте и значении в истории.

1. К. Мадерна.Церковь Св. Сусанны. 1596 - 1603 гг. 2. Ф. Борромини.Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане. 1634 - 1667гг. 3. Л. Бернини.Площадь Св. Петра 1657 - 1663 гг.
1. Общая характеристика стиля барокко

В конце XVI века появляется новый исторический художественный стиль – барокко. Ему было суждено блистательно царствовать в Западной Европе в XVII – первой половине XVIII столетия. Причём в различных странах его стилевые особенности проявлялись не одинаково.

Некоторые исследователи полагают, что термин «барокко» - это трансформированная форма слова «barrueco» - название жемчужины неправильной формы. Поскольку такие жемчужины использовали для создания роскошных драгоценностей, значение термина ассоциируется с понятиями сложности и уникальности.

Этот стиль разработал собственный образный язык, включающий оригинальные формы и эстетику. Из папского Рима, где находился его эпицентр, барокко распространилось по Франции, Австрии, Голландии, Германии, Испании, Португалии и Америке (особенно Мексике и Перу).

Ключ к пониманию барокко в том, что оно направлялось и контролировалось властью, использовавшей его для популяризации и внедрения своей идеологии. Целью нового стиля было поразить, потрясти зрителей, поэтому театральность, наличие неожиданных эффектов стали его неотъемлемыми чертами. Такие стилевые признаки, как сложность, грандиозность, пышность и динамика, повышенная эмоциональность, интенсивность чувств, пристрастие к сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени, а также преобладание криволинейных, а не правильных и симметричных, как в Возрождении, очертаний были присущи произведениям всех видов искусства.

Важным общим признаком барокко является синтез искусств, т.е. создание единого произведения выразительными средствами разных видов искусств. В дворцовых или храмовых ансамблях гармонично сочетались архитектура, скульптура, живопись и декоративное убранство.

Характерные черты архитектуры барокко:

- стремление к величию и пышности;

- усложнённость планов;

- стремление к созданию ансамбля, где пейзаж привлекается в качестве

основного композиционного приёма;

- преобладание пластики над тектоникой: ордер становится менее

функциональным, чем в эпоху Возрождения, на первый план выходит

декоративность;

- чрезвычайная объёмная пластичность, выразительность, эффектное

выделение порталов;

- обилие криволинейных поверхностей;

- богатство и роскошь интерьеров, широкое использование живописи,

зеркал и скульптуры.

В развитии стиля барокко выделяют периоды:

Раннее бароккоконец XVI и первая треть XVII века.

Зрелое бароккос 30-х годов XVII века до конца XVIII века.


Сейчас читают про: