Последствия влияния ТДК на биоту экосистем

Влияние ТДК на биосферу или отдельные экосистемы – лишь часть антропического воздействия на окружающую среду. Поэтому для него характерны все черты, определяемые последствиями научно- технического прогресса, урбанизации и агломерации. Вместе с тем имеется особая специфика.

Действия транспортных систем и транспорта на окружающую среду можно условно разделить на: перманентные, уничтожающие, повреждающие.

Перманентное действие на экосистему приводит к периодическим изменениям, которые не выводят ее из состояния равновесия. Это касается некоторых видов загрязнения (как например, умеренное акустическое) или повышенной эпизодической рекреационной нагрузки.

В соответствии с Законом (правилом) 1% изменения энергетики естественной системы до 1% не выводит ее из состояния равновесия. Экосистема способна при указанных условиях самосохраняться и самовосстанавливаться.

Уничтожающее действие на биоту приводит к ее полному или значительному истреблению. Резко уменьшается видовое разнообразие и количество биомассы. Оно осуществляется при строительстве транспортных систем и предприятий ТДК, а также в результате техногенных аварий.

Кроме прямых негативных последствий, очевидно, что всякое хозяйственное действие, приводящее к непосредственному разрушению окружающей среды, приводит к появлению нежелательных последствий, влияющих в итоге на микроэкономические и социальные процессы. Эта закономерность была впервые высказана П. Дансеро (1957) и называется Законом обратной связи взаимодействия «человек-биосфера». Б. Коммонер в этой связи высказал один и своих экологических «постулатов» - «за все надо платить». И, наконец, повреждающее действие на экосистемы проявляется в условиях, когда изменение энергетики превышает 1% энергетического потенциала системы (см. выше), но не уничтожает ее. В условиях ТДК оно проявляется при строительстве и эксплуатации транспортных систем.

Природа постоянно стремится восстановить утраченное равновесие, используя для этого механизм сукцессий, а человек пытается сохранить полученные преимущества, например, за счет ремонта и восстановления коммуникаций и обслуживающих их территорий.

Каковы же последствия повреждения природных экосистем ТДК для биоты экосистем?

1. Часть видов живых существ может исчезнуть. Все они составляют для человека возобновимые ресурсы. Но по Закону необратимости взаимодействия «человек-биосфера при нерациональном природопользовании они переходят в разряд невозобновимых и исчерпаемых.

2. Уменьшается численность существующих популяций. Одна из причин этого для продуцентов состоит в снижении плодородия почв и загрязнения окружающей среды. Установлено, что тяжелые металлы, традиционные загрязнители автомобильных дорог, обнаруживаются в количествах, превышающих допустимые нормы на расстоянии 100 м от дороги. Они задерживают развитие многих видов растений, сокращают их онтогенез. Так, например, липы (Tilia L.), растущие вдоль автомобильных дорог, погибают через 30-50 лет после посадки, в то время как в городских парках растут по 100-125 лет (Е.И.Павлова, 1998). Численность консументов снижается вследствие уменьшения источников корма и воды, а также возможностей для перемещения и размножения.

3. Нарушается целостность природных ландшафтов. Поскольку все экосистемы связаны друг с другом, повреждение или уничтожение хотя бы одной из них в результате воздействия ТДК или иных структур неизбежно отражается на существовании биосферы в целом.

Примечание: настоящая лекция предназначена для студентов обучающихся по специализации «Инженерная защита окружающей среды на транспорте».

Для снижения вредного влияния автомобильного транспорта можно определить несколько направлений. Среди них: снижение использования в автомобильном бизнесе высокотоксичного антидетонатора – тетраэтилсвинца. В ряде экономически развитых стран осуществлен переход на неэтилированный бензин с использованием палладиевых и платиновых нейтрализаторов отработанных газов; ужесточение нормативов выбросов вредных веществ с отработанными газами автомобилей; использование новых видов топлива (газовое, комбинированное, синтетическое – спирты), новых типов двигателей, наиболее перспективным, экологически чистым является водородный двигатель, в котором при сгорании водородовоздушных смесей образуется водяной пар и исключается возможность образования каких либо токсических веществ, кроме оксидов азота, выбросы которых незначительны; объем выхлопных газов от автомобильного транспорта можно существенно снизить за счет лучшей технической эксплуатации автомобиля, регулирования скорости, перехода на схему одностороннего движения.

Контрольные вопросы и задания

1. Объясните, почему автомобиль считают мощным загрязнителем биосферы?

2. Чем опасны автомобильные пробки?

3. Какие виды транспорта считают мощным загрязнителем биосферы?

4. Какой вред биосфере наносит автомобиль?

5. Почему особенно опасным считают выделяемый при сжигании автомобильного топлива свинец?

6. В чем проявляется вред от использования большого количества кислорода для сжигания автомобильного топлива?

7. Как влияет автомобиль на газовый баланс атмосферы?

8. Почему газ как горючее меньше загрязняет атмосферу, чем бензин?

9. Почему до сих пор не перешли на использование водорода, солнечной энергии в автомобильном транспорте?

10. Почему меньше всего наносит вреда природе безостановочное движение транспорта по принципу «зеленой волны?

11. Почему во многих городах мира предпочтение отдают троллейбусу? Почему в городах стараются заменять автобусы трамваями?

12. Каковы преимущества электромобилей, солнцемобилей перед автомобилем?

13. Как можно уменьшить отрицательное влияние автомобильного транспорта?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: