Стиль барокко в изобразительном искусстве Зап. Европы

Барокко – (итал. barocco – причудливый, странный, склонный к излишествам)– характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции.

В XVII веке Италия потеряла экономическое и политическое могущество. На ее территории начинают хозяйничать иностранцы – испанцы и французы. Но Италия все равно остается культурным центром Европы. Знать и церковь нуждались в том, чтобы их силу и состоятельность увидели все, но поскольку денег на новые постройки не было, они обратилась к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Так на территории Италии возникает барокко.

Барокко свойственны стремление к величию и пышности. В этот период, благодаря открытиям Коперника, изменилось представление о мире, а также о человеке как о разумнейшем существе. Самые характерные черты барокко – броская цветистость и динамичность композиций. Яркий пример – творчество Рубенса и Караваджо с их буйствами чувств и натурализмом в изображении людей и событий. Рубенс «Похищение Ганимеда», «Похищение дочерей Левкиппа», «Автопортрет с Саскией на коленях». «Возвращение блудного сына». «Даная» и др. Караваджо считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни. «Вакх». «Давид с головой Голиафа», «Юдифь и Олоферн», «Поцелуй Иуды», «Юноша с корзиной фруктов», «Отдых на пути в Египет», «Иоанн Креститель» и др.

В итальянской живописи эпохи барокко развивались разные жанры, но в основном это были аллегории, мифологический жанр. В этом направлении преуспели Пьетро да Кортона, Андреа дель Поццо, Тьеполо, братья Карраччи (Агостино и Лодовико) «Христос и ангелы в пустыне», «(“Мадонна Барджеллини” Лодовико Карраччи, 1588, фресковые росписи “Триумф Вакха и Ариадны”, “Меркурий и Парис”, “Пан и Дианы”, “Юпитер и Юнона” принадлежат к числу особенно удачных произведений братьев.

Тьеполо – «Аполлон и Дафна», «Пир Клеопатры», «Святая, спасающая город от чумы», «Встреча Антония и Клеопатры», «Агарь в пустыне», «Ангел, спасающий Агарь». Создаёт грандиозные фресковые ансамбли венецианского палаццо Лабиа и др. венецианских палаццо. Украсил фресками Королевский дворец в Мадриде.

Прославилась венецианская школа, где большую популярность получил жанр ведуты, или городского пейзажа. Самый прославленный автор таких работ – художник Каналетто

.

Помимо Рубенса международного признания добился еще один мастер фламандского барокко – Ван Дейк «Автопортрет с подсолнухом», «Поругание Христа», «Карл 1 в трёх профилях», «Портрет Изабеллы Брандт», «Королева Генриетта Мария и её карлик», «Портрет Вильгельма Орлеанского с его невестой Марией Стюарт» и др. С творчеством Рубенса новый стиль пришел в Голландию, где его подхватили Франс Халс и Ян Вермеер. В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес, а во Франции – Никола Пуссен, в России – Иван Никитин и Алексей Антропов.
Тесно связанное с монархией, аристократией и церковью, искусство барокко было призвано прославлять их могущество. Вместе с тем оно отразило новые представления о многообразии мира, о его изменчивости, интерес к окружению человека, к природной стихии. Человек предстаёт многоплановой личностью, со сложным миром переживаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: