Право на служебную и коммерческую тайну

Служебную и коммерческую тайну составляет информация, име­ющая экономическую ценность (ст. 139 ГК). Информация рассматри­вается как самостоятельный объект гражданского права (ст. 128 ГК). К служебной и коммерческой тайне относится не любая информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую цен­ность, а только та, которая не известна третьим лицам (сохраняется в тайне), к ней нет доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Ин­формация, составляющая коммерческую тайну, называется в ряде случаев «секретами производства» или английскими словами «ноу-хау».

Законодательство непосредственно не определяет содержания пра­ва на служебную и коммерческую тайну. Обладание служебной и коммерческой тайной дает ее владельцу (обладателю) в силу неизвест­ности ее третьим лицам единолично (исключительно) извлекать в результате ее использования экономическую выгоду. Этот результат и ситуация в целом аналогичны положению обладателя любого другого исключительного права, когда третьи лица в силу прямого указания закона лишены возможности извлекать экономические выгоды путем использования объекта исключительного права. В то же время следует отметить, что право на служебную и коммерческую тайну не имеет абсолютного характера. Лицо, самостоятельно и добросовестно полу­чившее информацию, составляющую содержание служебной и ком­мерческой тайны другого лица, вправе использовать ее без каких-либо ограничений.

В соответствии с положениями ст. 10 Закона РСФСР «О конкурен­ции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. получение, использование и разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, без согласия ее владельца не допускается. Лица, незаконными методами получившие информацию, так же как и работники, разгласившие служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить убытки, причиненные обладателю служебной или коммерческой тайны (п. 2 ст. 139 ГК).

Обладатель коммерческой тайны вправе выдать разрешение (лицензию) на использование сведений, составляющих эту тайну, заключив лицензионный или иной договор, например договор коммерческой концессии.

Право на фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и наименование места происхождения товара

Помимо произведений науки, литературы и искусства, изобретений, промышленных образцов и полезных моделей объектами исключительных прав могут быть условные обозначения, имеющие своей целью индивидуализацию юридического лица, его продукции, выполненных работ или услуг, а также указывающие место происхождения товара. Все эти обозначения могут представлять определенную экономическую ценность для субъектов предпринимательской деятельности: индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Одним из атрибутов юридического лица как субъекта гражданского права является его наименование. Гражданское законодательство устанавливает ряд требований, предъявляемых к наименованию юридического лица. В частности, наименование юридического лица должно держать указания на организационно-правовую форму юридического лица (ст. 54 ГК), включаться в единый государственный реестр юридических лиц (ст. 51 ГК).

Наименование коммерческих организаций принято называть фирменным (п. 4 ст. 54 ГК). Регистрация фирменного, наименования осуществляется одновременно с государственной регистрацией юридического лица (ст. 51).

Юридическое лицо, зарегистрировавшее фирменное наименование, имеет исключительные права на его использование. В тех случаях, когда фирменное наименование неправомерно используется другим лицом, последнее по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки (п. 4 ст. 54 ГК).

Право на фирменное наименование, как и другие исключительные права, входит в состав предприятия как имущественного комплекса

Товарный знак используется для индивидуализации товаров, производимых владельцем товарного знака. Для индивидуализации услуг используют знак, называемый знаком обслуживания. Товарный знак и знак обслуживания могут помещаться на самих товарах или их упаков­ке, а также использоваться в рекламе, печатных изданиях, на офици­альных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках. Для обозначения товаров могут использоваться названия географических объектов (страны, населенного пункта и т. д.), если свойства товара определяются характерными для данного геогра­фического объекта природными условиями или людскими факторами, например «Вологодское масло».

Отношения, возникающие в связи с регистрацией и использова­нием товарных знаков, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товаров регулируются Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения» от 23 сентября 1992 г. В соответствии со ст. 1 этого закона товарным знаком (знаком обслуживания) признаются обозначения, способные отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однород­ных товаров и услуг других лиц. Владельцу товарного знака принадле­жит исключительное право пользоваться и распоряжаться им, а также запрещать его использование другими лицами (ст. 4 закона). Такое право у владельца товарного знака возникает только после его госу­дарственной регистрации.

Регистрация товарных знаков осуществляется Патентным ведом­ством, для чего в ведомство необходимо подать соответствующую заявку. По заявке проводится экспертиза, по результатам которой принимается решение либо о регистрации товарного знака, либо об отказе в его регистрации. На основании решения о регистрации товарный знак вносится в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации и производится выдача свидетельства на товарный знак. Срок действия регистрации товарного знака — 10 лет. Этот срок может неоднократно продлеваться по ходатайству его владельца, каждый раз на 10 лет (ст. 14 — 16 Закона о товарных знаках).

Товарный знак может быть уступлен другим лицам. Право на использование знака может быть предоставлено другим лицам и по лицензионному договору. Договор об уступке товарного знака и лицензионный договор должны быть зарегистрированы в патентном ведомстве. Без этой регистрации они считаются недействительными (ст. 25 — 27 Закона о товарных знаках).

Нарушение права владельца на товарный знак влечет за собой уголовную и гражданскую ответственность в соответствии с законода­тельством Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: