Правовое регулирование бухгалтерской деятельности.
Правовую основу деятельности бухгалтеров составляет действующее Российское законодательство.
В системе нормативных актов особое место занимает конституция РФ, принятая 12 декабря 1993г.
В 1991г был издан указ президента СССР о едином экономическом пространстве СССР. Съезд народных депутатов РСФСР издал постановление о правовом обеспечении экономической реформы, в соответствии с которым законы РСФСР, указы президента, принятые в обеспечение экономической реформы, подлежали приоритетному исполнению.
В 1991г были приняты указы президента о приватизации гос-ного имущества, а также приватизации жилых помещений, о предприятиях.
В дальнейшем на базе конституции России стало приниматься отраслевое законодательство;
В 1994г – I часть гражданского кодекса, который ругулировет основы имущественных отношщений, отношений собственности и перераспеределения материальных благ; В 1996г – II часть; В 2001г – III часть; В 2006г – IV часть.
|
|
В 1998г – принимается I часть налогового кодекса, установившего основы налогообложения, виды налогов и порядок их уплаты и т.д.; В 2000г – II часть.
В 1995г – федеральный закон об акционерных обществах, определивший основной вид юридических лиц на тот момент.
В 1996г – закон о бухгалтерском учёте, к-рый устанавливает основные требования о ведении бухгалтерского учёта, бухгалтерской документации и регистрации; бухгалтерской отчетности, а также в этом году принимается «Положение о порядке ведения бухгалтерского учёта».
В 1993г в связи с необходимостью безотлагательного установления правовых основ аудиторской дея-сти как независимого ведомственного финансового контроля был издан приказ об аудиторской дея-сти РФ, а в дальнейшем в 2002г был принят аналогичный закон.
В сфере финансовой и банковской дея-сти на международном уровне действуют рекомендации международного комитета по аудиторской дея-сти и Базельского комитета по банковскому надзору 1983г. В 1991г был принят закон РСФСР о банках и банковской дея-сти и з-н о центральном банке России в 1990г.
В 1992г по указу президента было создано Федеральное Казначейство для проведения гос-ной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения бюджетов всех уровней, финансирования гос.программ, усиления контроля за поступлением и использованием гос. средств.
Кроме законов экономическую дея-сть всех субъектов права регулируют приказы Минфина, Федеральной налоговой службы, их инструкции, информационные письма.
Правовое регулирование гос-ной тайны осуществляется на основе федерального закона о гос-ной тайне от 1993г, и федерального з-на о безопасности 1995г.
|
|
Согласно последнему, безопасность – это состояние защищённости жизненно-важных интересов личности, общества и гос-ва от внутренних и внешних угроз.
Жизненно-важные интересы – это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и гос-ва.
Основными субъектами обеспечения безопасности являются гос-ные органы, осуществляющие функции законодательной, исполнительной и судебной властей.
Гос-ву принадлежит ведущая роль в регулировании и защите гос-ной тайны. В гос-ном механизме помимо органов общей компетенции специально созданы Межведомственная комиссия по защите гос-ной тайны, Федеральная служба безопасности, Министерство обороны, служба внешней разведки, Федеральное агентство правительственной связи, информации и др. Остальные органы гос-ва и местного самоуправления, предприятия, организации и граждане участвуют в защите гос-ной тайны в пределах предоставленных им прав и обязанностей.
Гос-ная тайна представляет собой защищаемые гос-вом сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной дея-сти, распространение которых может нанести ущерб безопасности России.
Не могут признаваться гос-ной тайной и засекретчиваться сведения о чрезвычайных ситуациях и катастрофах; о состоянии экологии, здравоохранении, санитарии, демографии, образовании, культуры, с/х; о состоянии преступности, а также о привилегиях отдельных граждан, о фактах нарушений прав и свобод граждан, о размерах золотого запаса и валютных резервов России; о состоянии здоровья высших основных лиц; о фактах нарушения законности органов гос.власти.
Закон предусматривает 3 степени секретности для носителей сведений составляющих гос.тайну (особо важная степень, совершенно секретно, секретно).
Допуск к сведениям, составляющим гос.тайну, предполагает особую процедуру оформления. Таким допуском обладают высшие должностные лица страны в связи с занимаемой деятельносью; судьи, следователи и адвокаты допускаются к сведениям, составляющим гос.тайну без процедуры проверки, но они подписывают обязательство о неразглашении сведений в течение всей жизни. Срок засекреченности составляет 50 лет, но может быть продлен.