Государство и право.
Одна из задач государств — воздействовать на поведение человека, направить его действия и поступки в нужное русло, т. е. «канализировать» поведение общества. Делается это государством с помощью главного инструмента в его руках — права.
Государство воздействует на поведение человека и тем самым регулирует общественные отношения посредством трех видов правил (норм):
• норм, которые запрещают определенные поступки; такие нормы называются запрещающими;
• норм, которые обязывают совершить определенные поступки, действия; такие нормы называются обязывающими;
• норм, которые предоставляют определенные права, правомочия; такие нормы называются управомочивающими (или разрешающими).
Перечисленные виды норм — запрещающие, обязывающие и управомочивающие — действуют не только в отношениях между людьми, а в отношениях с участием любых субъектов права: людей, предприятий, общественных организаций, государственных органов и др. Широта охвата данных норм зависит от воли государства. Отдельные нормы носят всеохватный характер, например обязанность соблюдать конституцию и законы страны; другие нормы — касаются только определенных субъектов в определенных обстоятельствах.
|
|
Устанавливая запрещающие, обязывающие или управомочивающие нормы, государство управляет поведением общества, регулирует отношения, направляет их в нужную сторону.
Право — не единственный регулятор общественных отношений: оно регулирует не все, а лишь наиболее принципиальные отношения — отношения собственности, власти, управления, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечения порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные отношения и т. п.
На поведение человека влияют также разного рода правила (нормы) которые не исходят от государства и потому называются неправовыми. Так например, люди покупают подарки ко дню рождения своим близким, друзьям; уступают место в транспорте престарелым; соблюдают посты в соответствии с предписаниями религиозных книг и т. д.
Среди неправовых норм, которые участвуют в регулировании общественных отношений, можно назвать следующие:
• нормы обычаев (например, обмен кольцами во время бракосочетания);
• религиозные нормы (крещение ребенка, исповедь и т. п.);
• нормы морали, нравственности (например, не изменять супругу в браке; помочь товарищу в беде), — и некоторые другие нормы.
Все такого рода неправовые нормы также налагают права, обязанности, запреты, и люди выстраивают свое поведение, свои поступки в соответствии с данными нормами.
|
|
Под неправовыми обычаями понимают правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного применения. Проще говоря, люди поступают именно так потому, что все до них поступали так всегда: так принято, так удобно, так делают все. К обычным нормам относят также нравы, традиции, обряды, ритуалы.
Обычаи были первым общественным механизмом поддержания порядка. С появлением государств и развитием правовых систем, наиболее важные для государств обычаи были санкционированы государством, закреплялись в праве и становились его частью — правовыми обычаями.
Нормы морали — это нормы и принципы, воплощающие нравственные ценности: любовь, дружбу, честность, долг, совесть, достоинство, справедливость, коллективизм. Моральные нормы имеют самую широкую сферу действия в обществе. Они охватывают практически все поступки и действия человека.
Право и мораль участвуют в регулировании одних и тех же вопросов, отношений, сфер, при этом оставаясь самостоятельными регуляторами отношений. Однако право — более избирательно.
Право и мораль по-разному оценивают поведение, поступки и действия людей. Мораль «видит» их как хорошие или плохие, справедливые или несправедливые, честные или нечестные и т. п.; право — как правомерные или неправомерные, законные или незаконные, допустимые или запрещенные.
Неблагоприятными последствиями за нарушение норм права может быть суд, тюрьма, разные механизмы ответственности. Неблагоприятные последствия нарушения норм морали состоят в угрызениях совести, осуждении окружающих.
Общечеловеческое содержание морали в обобщенном виде выражено в «золотом правиле»: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».
Воздействие комплекса социальных норм на общественные отношении можно условно передать следующей схемой.
государство