Источники
См. также
- Экзонартекс
- Пронаос
- ↑ Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. — СПб.: Икар, 1993. — С. 177.
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Это заготовка статьи о христианском церковном здании. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
[показать] Храмовая архитектура | ||
Христианские | Крестово-купольный храм • Шатровый храм • Базилика • Ротонда • Восьмерик на четверике • Иже под колоколы • Корабль • Надвратный храм • Железная церковь • Зальный храм | |
Буддийские | Пранг • Пагода • Сала • Ступа • Кумбум • Тахото • Так-пху • Чайтья | |
Языческие | Митреум • Моноптер • Нимфеум • Наиск • Капище • Гонтина • Серапеум • Мегалитические храмы Мальты • Мандир | |
План и объёмы | Наос • Пронаос • Опистодом • Неф • Апсида • Четверик • Восьмерик • Капелла • Хоры • Галерея • Средокрестие | |
Помещения | Экзонартекс • Притвор • Венец капелл • Придел • Крипта • Подклет • Карильон • Вима • Амвон • Алтарь • Трансепт • Исповедальня • Эмпоры | |
Несущие конструкции | Столб • Колонна • Аркада • Каркасная система готической архитектуры • Контрфорс • Аркбутан • Нервюра | |
Своды и перекрытия | Арка • Свод • Конха • Парус • Тромп • Барабан • Глава • Купол • Шатёр • Журавец • Закомара • Кокошник • Лемех • Небо | |
Храмовые сооружения | Звонница • Карильон • Колокольня • Кампанила • Капелла • Придел • Баптистерий • Киворий • Гульбище • Клуатр • Трапезная • Мартириум |
Источник — «https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Притвор&oldid=47447126»
Категории:
- Устройство храма
- Храмовая архитектура
- Архитектурные элементы
Нищие на паперти (Болгария)
Паперть в монастыре Кременца
Па́перть, или внешний притвор (греч. ατριον, лат. atrium, impluvium, pars aperta) — непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором храма, на которой в первые века христианства стояли плачущие и кающиеся. В середине паперти устраивался бассейн с водой, в котором верующие умывали лицо и руки прежде, чем входили в церковь.
Понятие «непокрытой паперти», применительно к храмам 15-17 вв., могло появиться в России не ранее начала 18 века, после появления таких папертей на российских храмах. До конца 17 века подобные храмы с папертями без крыш в России неизвестны. Ранее к таковым ошибочно относили церковь Вознесения в Коломенском, Успенский собор в Дмитрове, церковь Петра митрополита в Переславле Залесском и все остальные. В своей монографии А. Л. Баталов[1] оставил этот вопрос без достаточного внимания. Для него уже этого вопроса не было: паперти были всегда крытые. Однако после первой реплики Н. В. Султанова в 1897 г. в защиту первоначальности второго яруса галерей Благовещенского собора в Московском Кремле, об этой реплике забыли до начала 1960-х, когда архитектор Н. Н. Свешников обнаружил первоначальную западную паперть Спасо-Преображенского собора 1490-х Новоспасского монастыря. Работавшая с Н. Н. Свешниковым Е. Р. Куницкая тогда же написала записку о первоначальности папертей Успенского собора в Дмитрове, но не сделала к этому заявлению обоснования, после публикации Каталога памятников архитектуры Московской области в 1975 г. о своей датировке не вспоминала. Первой в публикации к первоначальному строительству отнесла паперти собора Спасского монастыря в Ярославле Е. М. Караваева[2] Однако в русле ошибочной и уже устаревшей теории при реставрации Преображенской (Троицкой) церкви в Больших Вяземах (ВПНРК-ЦНРПМ) первоначальные столбы с крышей были разобраны[3] В 1970-х к первоначальному строительству отнесены паперти церкви Вознесения в Коломенском[4]. В 1974 г. В. И. Федоров снова вернулся к первоначальной султановской датировке папертей Благовещенского собора Московского Кремля[5]. Но в 1975 г. вышел Каталог памятников Московской области[6], в котором снова опубликованы неверные датировки папертей. В 1976 г. комиссия архитекторов обследовала паперти церкви в Вяземах и установила факт недобросовестного исследования, приведшего к уничтожению второго яруса паперти Преображенской (Троицкой) церкви в Больших Вяземах. В 1976 г. установлена первоначальность папертей Успенского собора в Дмитрове[7]. Затем паперти церкви Петра митрополита в Переславле Залесском[8], в начале 1980-х паперти Покровского собора и Успенской церкви Александровой слободы[9] Инициатором исследования папертей с середины 1970-х и в последующие годы был архитектор Кавельмахер В. В. Но С. С. Подъяпольский не признавал первоначальности второго яруса папертей церкви Вознесения в Коломенском. В 1998 г. под редакцией Е. Н. Подъяпольской вышло второе издание «Каталога памятников архитектуры Московской области», где она пишет о первоначально построенных двухъярусных папертях, в частности на Успенском соборе в Дмитрове[10]. Но ученики С. С. Подъяпольского, архитекторы, проводившие работы на церкви Вознесения в 2001—2007 (ЦНРПМ), до сих пор относят первоначальные столбы с кровлями к поздним переделкам и сохранили их лишь из чисто практических соображений.[11]
В настоящее время в православных храмах паперть представляет собой площадку перед входными дверями храма, к которой ведут несколько ступеней и на которой, как и в древности, стоят нищие, просящие подаяние у прихожан. Само слово «паперть» могло произойти от лат. pauper — бедный.
Паперть, будучи первым храмовым возвышением, знаменует собой духовную высоту Церкви по отношению к миру.
На паперть выходят люди перед пострижением в монахи, в знак отречения от мира.
- Устройство храма