double arrow

Древнегреческие храмы. В эпоху архаики получили развитие основные разновидности древнегреческих ваз: овальные амфоры с узкой шейкой и двумя ручками - для хранения вина, зерна,

Архитектура Древней Греции

Керамика

В эпоху архаики получили развитие основные разновидности древнегреческих ваз: овальные амфоры с узкой шейкой и двумя ручками - для хранения вина, зерна, растительного масла и мёда; объёмистые кратеры с широким горлом - для вина смешанного с водой, обычного напитка греков; изящные гидрии - кувшины для ношения воды с двумя горизонтальными ручками, чтобы поднимать на голову, и третьей, вертикальной, чтобы снимать с головы; плоские с ножкой и двумя ручками килики - чаши для питья; высокие удлинённые лекифы - для душистого масла и ещё многие другие кувшины и чаши. Все они отличаются стройностью, форма каждого сосуда строго соответствует его назначению. В их росписях, порой сплошь покрывающих поверхность сосудов, жёсткость линий и условность геометрических узоров постепенно уступают место гибкости линий и силуэтов, богатым растительным мотивам, распространяются сюжетные, главным образом мифологические, сцены.

Развитие вазовой росписи шло от геометрики - схематичных, отвлечённо-декоративных изображений - к композиции сюжетного характера. Уже в VII веке до н. э. в рисунки на вазах художники стали вводить растительные мотивы и сюжетные сцены. Близость малоазийского Востока выразилась в декоративности и красочности композиций, заставившим называть стиль вазописи VII в. до н. э. ориентализирующим, или ковровым. Орнаментальность, составляющая отличительную черту рисунков этого периода, пронизывает фигурные изображения и поглощает их, растворяет в певучих ритмах своих мотивов. В характере таких росписей много общего с любимой тогда роскошью одежд, обилием украшений.




На рубеже VII - VI веков до н. э. в вазописи художественный образ начинает освобождаться от орнаментальных "одежд", приобретать конкретность реальных контуров. В VI веке до н. э. орнаменту отводится подчинённая роль, он уже не заглушает действие сюжета.

Искусство вазописи быстро совершенствуется в позднюю архаическую эпоху. В конце VII—VI вв. до н. э. в вазописи Коринфа, а затем Афин утверждается чернофигурный стиль, бессюжетный орнамент теряет своё былое значение, и человеку начинают уделять основное внимание, а его образ начинает приобретать всё более реальные черты.

Чернофигурная роспись сугубо декоративна. Рисунок наводится чёрным лаком на глиняный жёлтый, розовый или оранжевый фон сосуда. В основе рисунка - силуэт, так что фигура даётся не объёмно, часто с головой в профиль, грудью в фас и ногами в профиль. Детали прорабатывались резцом, подобно гравировке по металлу. Тело женских фигур окрашивалось в белый цвет. Вся неразрисованная часть вазы покрывалась обычно лаком, который придавал ей металлический блеск.



В конце VI века до н. э. чернофигурная роспись сменяется краснофигурной, более совершенной, когда фигуры оставляются в цвете глины, а фон покрывается чёрным лаком. Светлые фигуры воспринимаются более реальными, они начинают "прорывать" поверхность вазы, будучи более объёмными, и роспись теряет свою декоративную роль украшений.

При всей простоте рисунка в ранних краснофигурных росписях он совершеннее, так как возможность изображения деталей тонкими линиями лака, едва заметными штрихами облегчает мастеру передаче трудных ракурсов и положений фигур. И пусть контуры фигур в ранних краснофигурных росписях ещё угловаты, но они уже в движении.

Сохраняя монументальность и целостность, свойственные памятникам древнейших цивилизаций, греческое искусство эпохи архаики постепенно обретает самобытность и яркие гуманистические черты.

Важнейшей задачей архитектуры у греков, как и всякого вообще народа, было строительство храмов. Оно породило и выработало художественные формы, которые перешли потом к сооружениям всякого рода. Во все продолжение исторической жизни Греции её храмы постоянно сохраняли один и тот же основной тип, впоследствии усвоенный и римлянами. Греческие храмы нисколько не походили на храмы Египта и Востока: это были не колоссальные, внушающие религиозный страх таинственные капища грозных, чудовищных божеств, а весёлые, приветливые обиталища человекоподобных богов, устроенные наподобие жилищ простых смертных, но только более изящные и богатые.

Если верить Павзанию, первоначально храмы строились из дерева. Потом их стали сооружать из камня, однако, сохранились некоторые элементы и приёмы деревянного зодчества. Греческий храм представлял собой здание в основном умеренных размеров, стоявшее внутри священной ограды (ι ' ερόν) на фундаменте о нескольких ступенях и представлявшее в простейшем своём виде сходство с продолговатым домом, имеющим в плане два сложенные вместе квадрата и двускатную, довольно отлогую крышу; одна из коротких его сторон не выходила наружу стеной, которую здесь заменяли две пилястры по краям и стоящие в пролёте между ними две (иногда 4, 6 и т. д., но всегда чётные числом) колонны, слегка отступив вглубь здания (обыкновенно на ⅓ квадрата), оно было перегорожено поперечной стеной с дверью в середине, так что получались род крыльца или крытых сеней (притвор, πρόναος) и внутреннее, замкнутое со всех сторон помещение — святилище (ναός, cella), где стояла статуя божества и куда никто не имел права входить, кроме жрецов. Подобное здание называют «храмом в пилястрах» (ι ' ερόν ε ' ν παραστάσιν, templum in antis). В некоторых случаях совершенно такое же крыльцо, как и с переднего фаса, устраивалось и с противоположной стороны (ο ' πισθόδομος, posticum). Пилястры и колонны сеней подпирали потолок и крышу, причём последняя образовывала над ними трёхугольный фронтон. Эта простейшая форма в более обширных и роскошных храмах усложнялась некоторыми добавочными частями, через что произошли следующие виды храмов:

  1. Храм «с портиком», или «простильный» (греч. πρόςτνλος), имеющий впереди входных сеней портик с колоннами, стоящими как раз против их пилястр и колонн
  2. Храм «с двумя портиками», или «амфипростильный» (греч. αμφιπρόστνλος), в котором к хр. in antis о двух крыльцах пристроено по портику к тому и другому
  3. Храм «кругокрылый», или «периптерический» (греч. περίπτερος), состоящий из храма in antis, или простильного, или же амфипростильного, сооружённого на платформе и обнесённого со всех сторон колоннадой
  4. Храм «двоякокругокрылый», или «диптерический» (греч. δίπτερος) — такой, в котором колонны окружают центральное сооружение не в один, а в два ряда
  5. Храм «ложнокругокрылый» или «псевдопериптерический» (греч. ψευδοπερίπτερος), в котором опоясывающую здание колоннаду заменяют полуколонны, выступающие из его стен
  6. Храм «сложнодвоякокругокрылый», или «псевдодиптерический» (греч. ψευδοδίπτερος), казавшийся как бы окружённым двумя рядами колонн, но в котором на самом деле второй их ряд заменялся со всех или только с длинных сторон здания полуколоннами, вделанными в стену.





Сейчас читают про: