double arrow

Кающиеся

Скиния

Притвор

Нартекс на условной схеме западноевропейского храма

Притво́р — пристройка перед входом в храм (то же, что прона́ос у греков,[1] передняя проходная часть античного храма). Может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом.

Происхождение термина обычно выводится из прето́рия (лат. praetorium ) — в Древнем Риме площадка для претора, место для палатки полководца, позже — центральная площадь города, резиденция, загородный дом. Отсюда и произошло древнерусское слово притория, а затем и притвор.

Притвор обычно отличают от на́ртекса (от греч. νάρθηξ — ларчик, шкатулка), последний располагается с западной стороны и изнутри полностью открыт в основной объем храма.

Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии, куда могли входить, кроме иудеев, также и язычники. В притвор христианского храма могли входить не только оглашенные и кающиеся, известные под именем слушающие, но и иудеи (по крайней мере с 4 в.), еретики, раскольники и язычники, для слушания слова Божия и поучения. В древности в притворе устраивалась крещальня, то есть купель для крещения.

Оглаше́нные (написание «оглашённые» здесь является неправильным[1]), катехуме́ны (греч. κατηχουμενος) в христианстве — люди, не принявшие крещение, но уже наставляемые в основах веры (в церковнославянской филологии прилагательное «оглашенный» означает «желающий принять Святое Крещение и учащийся христианским догматам»).




Понятие оглашенных возникло в древней церкви в связи с тем, что крещению предшествовал обязательный период катехизации.

Скиния собрания.

Ски́ния (др.-греч. σκηνή, скини́, «шатёр, палатка»; ивр. מִשְׁכָּן‎, мишкан, «обиталище, местопребывание», ивр. אהל מועד‎, охэль моэд, «шатёр встречи, собрания») — в основном употребляется в значении походного храма евреев, Скинии собрания, использовавшегося, согласно Библии, как место принесения жертвоприношений и хранения Ковчега Завета до постройки Иерусалимского храма, созданного строго по образу Скинии.

В русской традиции также употребляется синоним слова скиниякуща[1] (см. Суккот, или Праздник кущей).

В древности в русских храмах часто притворов не было вовсе. Это связано с тем, что ко времени принятия Русью христианства в церкви уже строго не отделялись оглашенные, т.е. готовящиеся принять крещение, и кающиеся.



Перевод

Кающиеся

вообще грешники, приносящие раскаяние в своих грехах; в частности, в древней церкви так назывались члены церкви, которые за тяжкие грехи подвергались церковным епитимиям. Смотря по важности грехов, они делились на четыре рода:

1) плачущие (προσκλαίοντες), которые не имели права входа в храм и во время богослужения стояли на церковной паперти, иногда с посыпанною пеплом головою, повергаясь ниц перед входящими в храм с просьбою о молитве за них.

2) Слушающие (ακούοντες), которым позволялось слушать чтение и объяснение св. Писания за литургией, после чего они выходили из храма; они стояли вместе с оглашенными в притворе.

3) Припадающие, или преклоняющие колена (ύποπίπτοντες), имели право присутствовать не только при чтении и объяснении св. Писания, но и при возносимых вслед за тем молитвах за них, стоя вместе с готовящимися ко крещению, непосредственно за амвоном. Перед началом литургии верных они оставляли церковь вместе с оглашенными.

4) Стоящие вместе с верными (συνασταμένοι τοϊς πιςτοϊς) присутствовали за литургией в храме вместе с верными во все продолжение ее, но не имели права приступать к причащению.

По усмотрению местного епископа К. могли быть переводимы из одного класса в другой и от него же получали разрешение. См. Jos. Bingham, "Origines, sive antiquitates ecclesiae" (изд. 2, Галле, 1751-1761), а также русскую переделку этого сочинения: "Памятники древней Хр. Церкви или христ. древности", пр. Ветринского (СПб., 1845).

Н. Б-в.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

К этому времени людей уже крестили, как правило, в младенческом возрасте, причём крещение взрослых иностранцев было не так часто, чтобы ради этого делать притворы. Те христиане, которые за греховное поведение или проступки получили церковное наказание — епитимию, стояли некоторую часть церковной службы у западной стены храма или на паперти.

В дальнейшем все же опять возобновилось массовое строительство притворов. Собственное название этой части храма — трапеза, поскольку раньше в ней устраивались угощения для нищих в праздничные дни или дни поминовения усопших. Теперь почти все православные храмы имеют притворы.

В н.вр. по Церковному Уставу они имеют богослужебное значение: здесь совершаются литии во время всенощного бдения, повечерие, полунощница и оглашение, панихиды по усопшим. В притворе даётся женщине очистительная молитва родительнице в 40-й день после родов, без неё невозможно входить в храм. Иногда в притворе, например, в монастырях, устраивается трапеза после литургии, подобно тому, как в древности здесь же, вслед за таинством причащения, для всех верующих приготовлялся ужин или вечеря любви. Дозволяется мирянам приносить в притвор в день Пасхи куличи, сыр и яйца для освящения.

Вход в притвор с улицы устраивается в виде паперти — площадки перед входными дверями, на которую ведёт несколько ступеней.






Сейчас читают про: