Народные восстания до 1917 г

17-й век стал веком многочисленных народных восстаний, вызванных ухудшением экономического и политического положения России из-за голода, интервенции, ослабления власти, борьбы за царский престол. 17 век в истории России прозван «бунташным веком».

Восстание Болтникова (1606). Разрозненные крестьянские восстания летом 1606 г. переросли в крестьянскую войну под предводительством И. Болотникова. Причиной этого восстания стала попытка В.Шуйского восстановить уплату налогов, которые отменил Лжедмитрий I. Восставшие в Путивле крестьяне и холопы во главе с Болотниковым пошли на Москву. К восставшим присоединилось население южных и юго-западных областей России, а также Нижнего и Среднего Поволжья. Одержав несколько побед над царскими войсками, Болотников, взяв Калугу и Каширу, остановился в Коломенском. Однако под Москвой произошло разделение войск. Дворянские отряды частично перешли на сторону Шуйского. Оставшиеся дворяне - Григорий Шаховской и Андрей Телятевский до конца поддерживали Болотникова, но из-за разности задач стоящих перед ними внесли раскол в ряды войска.

При осаде Москвы Болотников потерпел поражение и отошел к Калуге. Терские и донские казаки помогли восставшим отступить к Туле. После четырехмесячной осады Шуйскому обманом удалось склонить Болотникова к капитуляции. Он обещал сохранить жизни восставшим, если они прекратят сопротивление. Однако боярское правительство не сдержало свое обещание - над участниками крестьянско-дворянской смуты была учинена жестокая расправа. Самого Ивана Болотникова сослали в далекий Каргополь, где вскоре он был втайне ослеплен и утоплен.

Причиной неудачи этого восстания стало отсутствие четкой программы и дисциплины в войске.

Соляной бунт 1648 в Москве возник по причине замены единого налога налогом на соль, что вызвало ее значительное подорожание.

В Пскове и Новгороде в 1650 г. произошли волнения из-за резкого увеличения цены на хлеб.

Огромное количество выпущенных правительством медных денег привело к быстрому падению их стоимости. Это стало причиной обнищания низших слоев населения Москвы. Летом 1662 г. произошел «медный бунт», и медные деньги были изъяты из обращения.

Восстание Степана Разина (1667-1671). Казак Степан Разин, собрав небольшой отряд, в 1667 году двинулся в поход «за зипунами». Ввернувшись с богатой добычей, он снискал себе славу удачливого атамана. В 1670 году Разин смог захватить власть в Нижнем Поволжье, обещая народу, примкнувшему к нему справедливую казацкую жизнь и отсутствие всяких податей или налогов. К быстро растущему войску присоединялись многочисленные отряды татар, чувашей, мордвы, мари. Овладев Астраханью и Царицыным, Разин двинулся вверх по Волге и, 4 сентября 1670 года, осадил Симбирск. На помощь городу 3 октября вышло шестидесятитысячное царское войско. Разин, проиграв сражение, отступил к Дону. Весь район между Доном и Волгой теперь был охвачен восстанием. Только весной 1671 года Степан Разин был схвачен и выдан царю. К причинам поражения восстания Разина можно отнести его стихийность, отсутствие у восставших четкой программы и плана действий, слабая дисциплина в войсках, плохое вооружение и противоречия между различными социальными группами восставших.

Стрелецкий бунт (1672). До сих пор нет определенного ответа, что же послужило причиной «Хованщины» (второе название бунта, связанное с именами его главных участников князей Хованских), но принято выделять две версии. По первой – это было столкновение боярских «партий», как выразился один из современников. По второй версии Стрелецкий бунт – это очередное городское восстание, связанное со злоупотреблением военоначальниками своими полномочиями и задержками жалования стрельцам. Итог бунта: фактическое правление царевны Софьи Алексеевны в течение 7 лет.

XVIII век. Коренные петровские преобразования потребовали огромных усилий, колоссального напряжения сил народов России. Резко ухудшилась жизнь простых людей. Резкое ухудшение жизни вызвало острое недовольство народных масс. Бегство крепостных стало распространённым явлением; один за одним выходят указы о сыске и возвращении беглых. Притесненное невиданными поборами, трудовой повинностью, рекрутчиной, население многих регионов страны восставало. Эти движения были стихийными и неодновременными. Наиболее крупным из них в первой половине XVIII века стали Астраханское восстание и восстание на Дону под предводительством Кондратия Булавина.

Астраханское восстание (1705). Поводом послужило насильственное брадобритие и введение одежды иностранного покроя. Всё это сопровождалось налоговым бременем, рекрутскими наборами, грубыми издевательствами, произволом и вымогательствами местного воеводы.

Восстание вспыхнуло в ночь на 30 июля 1705 года. По примеру казаков восставшие на общей сходке выбрали атамана и старейшин. Важнейшие решения принимались на общем собрании. Состав участников восстания: стрельцы, солдаты, посадская беднота. Восстание охватило обширный район юго-востока страны. Скоро среди восставших начались разногласия. Работные люди, стрельцы и солдаты стояли за вооружённое выступление против правительственных войск. Примкнувшие к восстанию на первом его этапе стрелецкие начальники, купеческая верхушка и духовенство готовы были пойти на примирение с правительством - они даже отправили в Москву свою делегацию с повинной. Раскол среди восставших заранее обрёк выступление астраханцев на поражение.

В 1706 году правительство направило в Астрахань войска. После артобстрела город сдался. Последовала жестокая расправа.

Восстание Булавина (1707). Возмущение казаков вызвало поведение царского полковника, проводившего сыск беглых крестьян с особой жестокостью. Группа повстанцев во главе с Кондратием Булавиным напала на отряд полковника и уничтожила его. После этого повстанцы потерпели поражение, Булавин скрылся. Но весной 1708 года восстание вспыхнуло с новой силой. Во главе снова был Булавин.

Восстание охватило почти весь юго-восток государства. Движущую силу восставших составляли крестьяне и беднейшие казаки. Благодаря восстанию в Черкесске - главном городе донского казачества - Булавину удалось взять этот город. Затем он взял Царицын, основные же силы направил против хорошо укреплённого, с большим гарнизоном Азова. Но взять его повстанцы не сумели. Стихийное, слабо организованное, восстание было обречено на неудачу.

В октябре 1708 года восстание на Дону было подавлено, но отдельные вспышки крестьянских выступлений продолжались ещё целых два года.

В первом десятилетии XVIII века среди населения Поволжья и Приуралья восстания, вызванные неслыханным произволом петровской администрации и местных феодалов, были непрерывны. Нередки были в петровскую эпоху и возмущения работных людей на мануфактурах и иных заводских промыслах (например, на уральских металлургических заводах).

Укрепление во второй половине XVIII века абсолютистско-феодального государства в России сопровождалось усилением крепостничества. Крепостнические указы Екатерины II, рост барщины и оброка привели к тому, что в конце 60-х годов крестьянские выступления охватили Левобережную Украину, Воронежскую и Белгородскую губернии, 9 центральных уездов. Высшим выражением этих выступлений стала крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва (1773-1775).

Она началась в восточных районах страны, где классовые противоречия были особенно напряжены: к ненависти крестьян добавлялось острое недовольство работных людей горных заводов и местных народностей - татар, мордвы, и особенно башкир, земли которых расхищались и отдавались дворянам. Состав движения был достаточно разнороден: в нём активно участвовали крестьяне, работные люди, казацкая беднота, местные нерусские народности.

Это восстание было самым мощным в истории России. Оно охватило огромную территорию (от Воронежа и Тамбова на западе до Тюмени на востоке и от Каспия на юге до Нижнего Новгорода и Перми на севере) и вовлекло сотни тысяч человек. Впервые к крестьянскому движению в массовом порядке присоединились представители нерусских народностей. Повстанческая армия Пугачёва оказалась весьма организованной: были созданы штаб, военная коллегия, войско делилось на полки, между которыми поддерживалась связь. Войска Пугачёва вооружались не только захваченным в боях оружием, но и получали его организованным путём с заводов Урала.

По сравнению с предыдущими восстаниями, не обладавшими никакой политической программой, восстание Пугачёва такой программой обладало. Пугачёв выступал против феодально-крепостнического строя в целом. В своих манифестах он прямо призывал к борьбе против дворянства, как ненавистного господствующего класса, который необходимо убрать с исторической арены, призывал к уничтожению крепостного строя и свержению императрицы, которая этот строй поддерживает.

Восстание потерпело поражение из-за типичных черт, присущих средневековым движениям: разрозненности и раздробленности, недостаточной организованности повстанцев, плохой вооружённости и недостаточной военной подготовленности. Не были преодолены национальная вражда среди восставших и монархические иллюзии. Восстание Пугачёва потерпело поражение ещё и потому, что против него была обращена вся мощь государства, поскольку никогда ещё опасность для последнего не была так велика.

Однако, крестьянскую войну Пугачёва нельзя назвать бессмысленной. С одной стороны, правительство обрушило репрессии на участников, но с другой помещики всё же поумерили свой пыл, сократив размер оброка и барщину, а на уральских заводах была почти вдвое повышена заработная плата. При всей обречённости крестьянских выступлений они вносили свою лепту в установление более приемлемых экономических отношений.

41. Царь и народ: история отношений.

до 1917 года в России существовала национальная идея, имевшая простую и точную официальную формулировку: «Православие, Самодержавие, Народность». Эта формула транслировалась в православный народ менее официально: «За Веру, Царя и Отечество!». Все три указанных элемента сформировались под взаимным влиянием и обусловили соответствующие характерные черты государственного устройства. Царь, как Помазанник Божий, выступал как защитник Веры и Отечества; народ смотрел на Царя как на представителя Бога на земле, стремился к послушанию ему и хранил в чистоте свою Веру

в Царской России народ глубоко почитал и горячо любил своего Государя.И Царь заботился о своих подданных,как родной отец!


Без Бога свет не стоит, без царя земля не правится.
Светится одно солнце на небе, а царь русский на земле.
Суди меня Бог да государь! Суди Бог да великий государь!
Нельзя быть земле русской без государя.
Нельзя земле без царя стоять.
Без царя - земля вдова.
Грозно, страшно, а без царя нельзя.
Народ - тело, царь - голова.
Государь-батюшка, надежа-православный­ царь
He всяк царя видит, а всяк его знает.
Не всяк царя видит, а всяк за него молит.

42. Русская культура XI–XVII вв.: ее особенности.

https://rikonti-khalsivar.narod.ru/Kultura_Rus.htm

Культура средневековой феодальной Руси имеет свои особенности, определенные ее исторической судьбой.

Определяя основное содержание и направление историко-культурного процесса средневековой России, можно с полным основанием говорить, что эта культура уходила своими корнями в народное творчество и имела в нем главную питательную среду своего развития. В условиях феодального общества, крепостни­чества, многовековой борьбы с опустошительными нашествиями внешних врагов культура России обнаружила замечательные богатства творческих сил народа. Эти силы питали и культуру господствующих классов, которые использовали ее в перера­ботанном виде в своих классовых целях.Культура народа проникнута светлым чувством оптимиз­ма, она жизнеутверждающая по своему духу.

Беспредельная самоотверженная любовь к родной земле, красота трудового и ратного подвига, высокое нравственное бла­городство, твердая вера в победу добра над злом, справедливо­сти над неправдой и обманом и вместе с тем глубокая поэтич­ность, неистощимый юмор, меткое выделение типичных жизнен­ных явлений, здравость и точность их оценок — все это ха­рактерно для произведений народного творчества феодальной эпохи. В той или иной степени, в разных формах эти замеча­тельные качества народного творчества пробивали себе доро­гу не только в литературе средневековой России, но и в зодчест­ве, живописи.

Развитие русской культуры средневековья отразило свойствен­ные этой эпохе особенности и противоречия. Они были обусловле­ны, в конечном счете, социально-политическими и экономиче­скими процессами, проходившими на Руси. Феодальный способ производства с присущими ему консерватизмом в раз­витии производительных сил, господством замкнутого нату­рального хозяйства, слабо развитым обменом, традициями к сохранению политической системы феодальной раздробленности, замедлял темпы развития культуры, формирование мест­ных традиций и особенностей. На развитие русской средне­вековой материальной и духовной культуры безусловное влия­ние оказало монголо-татарское нашествие и иго.

Несомненно, что на развитие русской культуры громадное влияние оказало господство религиозного мировоззрения. Цер­ковь, особенно в раннем средневековье, сыграла определенную роль и в распространении грамотности, и в развитии зодчества и живописи. Но в то же время церковь ревниво оберегала свои догматы и враждебно относилась к новым явлениям в культуре, являлась тормозом в развитии наук, технических знаний, ли­тературы, искусства. Всю громадную силу своей материаль­ной мощи и духовного влияния церковь направляла на полное и безоговорочное следование всей культуры узким рамкам религиозно-схоластического мышления, сковывала стремление человеческого ума к свободному творчеству. Отсюда становится понятным, почему духовная жизнь в то время протекала в ос­новном в рамках религиозно-богословской оболочки, почему борьба различных по содержанию классовых тенденций облека­лась, как правило, в форму религиозных разногласий и споров. Сковывающее влияние церкви прослеживается и во взаимодей­ствии русской культуры с культурами Запада и Востока. И тем не менее русская культура развивалась не изолированно от мировой культуры, обогащаясь ее достижениями и внося свой вклад в ее развитие.

Выдержавший столько тяжелых исторических испытаний в средние века, народ создал прекрасную духовную и материаль­ную культуру, воплотившую высокие качества богатейшего своими творческими силами народа. Когда в новом периоде русской истории, примерно с XVII в., стала формироваться рус­ская нация и затем наступила пора блестящего расцвета ее куль­туры в ХVIII-ХIХ столетиях, сокровищница культуры русского средневековья не раз служила источником великолепных творе­ний поэтов и художников, зодчих и композиторов. Культурные достижения русского средневековья вошли в круг непреходящих художественных ценностей нашей страны, они — часть нашего национального богатства, славы и величия нашего народа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: