double arrow

Вопр.Эволюционистские концепции культуры (Морган, Фрезер)

Инновации в культуре.

Изменчивость культуры проявляется в обновлении, инновациях, а последние являются результатом творчества. Инновация – это изобретение или выработка новых идей, образов, моделей, нацеленных на изменение общественного бытия, выдвижение новых форм деятельности, нового типа мышления. Носителями новаторства могут выступать творческие личности или новаторские группы.

Инновация и обычай тесно взаимопереплетены. Инновация не входит в противоречие с обычаем, оно будто базируясь на нем, но понемногу заменяет в нем некоторые элементы, которые входят в противоречие с изменившимися условиями и добавляя в обычаи новое. Напр, на Востоке девушки в ходят в чадре (обычай) и в мини-юбке (мода-инновация). При этом, с точки зрения данной культуры, одно не противоречит др.

Культура все время испытывает воздействие новых поколений, вступивших в социум в изменившихся историч. условиях. Эта особенность побуждает чел. к творческой переработке достижений прошлого, преемственности и новаторству. Результатом подобной деятельности чел. явл. динамика культуры. Культура есть противоречивое единство сохранения, воспроизводства и обновления, развития ее элементов, свойств и отношений. Неизменность культуры выражается понятием «статика»; те изменения, которые происходят в культуре и во взаимодействии различных культур, выражаются понятием «динамика».

Классический эволюционизм- направление, являвшейся наукой о человеческой культуре. Самостоятельная дисциплина, исследовавшая историческое развитие культур, осуществляла сравнительный анализ их различных типов, изучала закономерности функционирования, взаимодействие с природными условиями.

Почти одновременно в Германии, Франции, Англии и США появились первые эволюционистские концепции культуры. Основн. черты этого подхода: идея единства человеч. рода и единообразия развития культур (все народы идут по одному пути развития), прямая однолинейность этого развития - от простого к сложному, психологическое обоснование явлений культуры. идеи прогресса в общественном развитии.

идея первых исследователей культур- Это идея создания общей науки о человеке и культуре.

• В природе существует единство человеческого рода, поэтому все люди имеют примерно одни и те же умственные способности и в одинаковых ситуациях будут принимать примерно аналогичные решения;

К главным предметным областям исследований следует отнести: стадии развития культур, исторические формы брака и семьи, выяснение причин ряда запретов (табу), обычаев (экзогамия), анализ культурного своеобразия первых форм религии.

В США ведущи представителем эволюционизма стал Льюис Морган. Он являлся сторонником идеи технологического детерминизма, согласно которой основными движущими силами социальных изменений оказываются изобретения и открытия. Потребности в пище, жилье, комфорте, и т. д. стимулируют поиск средств для их удовлетворения, приводят к технологическим новшествам. К подобным выводам М. приходит в своем фундаментальном труде «Древнее общество».

Параллельно с материальным прогрессом шел прогресс духовный, основу которого составили единые идеи: правительства, семьи и собственности. Идея правительства прослежена начиная с родовой организации и вплоть до современной политической организации.

Идея семейной организации рассмотрена в пяти различных формах, начиная от сожительства братьев с сестрами и вплоть до современной семьи. М. доказал, что человечество начало с различных форм группового брака и лишь в длительном пути развития дошло до индивидуального брака и семьи.

Идея собственности рассмотрена в ее различных формах существования и передачи по наследству.

М., делит всю историю человеческого общества на три эпохи: дикость, варварство, цивилизацию, в свою очередь, подразделяя каждую из них на низшую, среднюю и высшую ступени (этнические периоды).

В «Древнем обществе» М. ставит перед собой задачу показать наиболее ранние формы семьи, чем нам известные - патриархальная и моногамная, которые автор называет «современными». Возникновение моногамной, стало следствием длительного исторического эволюционного развития общества. Изменения в области технологий и изобретений, материальный рост сопрягались с трансформацией общественных, семейных отношений, охватывали и духовную сферу

человеческого бытия.

Концепция Дж. Фрезера -автор работ, посвященных изучению верований, мифов, обрядов, ритуалов самых различных культур. " Золотая ветвь " и " Фольклор в Ветхом завете ". книги " Тотемизм и экзогамия ", " Почитание природы " и др.

Ф. одним из первых предпринял сравнительно-историческое изучение сюжетов Ветхого завета в сравнении с мифологией других народов. Был одним из создателей исторического подхода к Священному Писанию. Он явл. автором концепции эволюционных стадий в умственном развитии человечества. Согласно Ф., существуют три стадии такого развити я: магия, религия, наука. На первой стадии развития человек верил в свои способности, в свою колдовскую силу приманивать зверя, наносить вред врагу на расстоянии и т. д. Затем человек стал приписывать сверхъестественные способности уже богам. К ним он стал обращаться с молитвами. На последней стадии своего развития человек пришел к выводу, что ни духи, ни он сам не управляют развитием и функционированием природы. Место богов заняли законы.

Не лишено основания мнение о том, что в современной культуре сосуществуют все три типа умственно-культурного развития, выделенные Фрезером.

Эволюционистская концепция культуры Тайлора концепцию Т. изложил в книге " Первобытная культура ".

Ее суть можно свести к двум положениям. Во-первых, история культуры начинается с появления на Земле полуцивилизованной расы людей; во-вторых, с этой стадии культура пошла двумя путями: назад, к обществу дикарей, и вперед, к цивилизованным людям. Т. был убежден, что все культуры должны пройти примерно те же стадии в общекультурном развитии, что и цивилизованные (европейские страны).

В своих исследованиях Т. пытался применить естественно-научную систематику.

Все народы и культуры соединены между собой. Естественно-научный метод Т. - в изучении явлений культуры, поиска их общих черт.Явный акцент в изучении культуры Т. делал на анализе ее духовной стороны, религии, магии и связанных с ними обрядов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: