Вопр. Принцип и теория диффузионизма (Ратцель, Гребнер, Фробениус)
Смеховая концепция культуры Бахтина
Впервые проблему смеховой культуры как целостной системы культурных форм поставил Б.: «При всем разнообразии этих форм и проявлений все формы, обладают единым стилем и явл. частями целостной народно-смеховой, карнавальной культуры». Б. впервые предположил, что разнообразные смеховые формы объединены в единую систему-смеховую культуру,но, ограничил это единство сферой праздничного народного смеха («обрядово-зрелищные формы») и примыкающими к ней элементами: «словесные смеховые произведения» и «различные формы и жанры фамильярно-площадной речи»
главными открытиями Б. явл. 1) тезис о существовании единства смеховых форм, объединенных общим структурным признаком («смеховая двумирность»), 2) концепт «карнавал», фиксирующий социальную и мировоззренческую базу этого единства, и 3) выявление содержательной доминанты «карнавальной культуры» («амбивалентность», образ «рождающей смерти»).
Смех в ситуации карнавала охватывает всех участников. Социально-психологическое значение карнавала заключается в разрядке внутрисоциальной напряженности, достигаемой посредством инверсии ролей и снятия запретов, поскольку смех, сопровождающий протекание карнавала, согласно концепции Б., отменяет существующую социальную иерархию. Кроме того, смех, по Б., амбивалентен: он весёлый и одновременно насмешливый, высмеивающий; отрицающий и утверждающий.
Согласно концепции Б., смех становится возможным только во взаимодействии двух сознаний (я и другого); в результате их взаимопроникновения, подразумевается-активность познающего субъекта (понимание выражения смешного), -и активность открывающегося (умение выразить это смешное, т.е. позволить другому над этим смешным [над собой] посмеяться). Таким образом личность контактирует с другой личностью,становится возможным диалог, «слияние кругозоров», а как следствие познание друг друга, которое ведёт к смеху. Возникает вопрос, для чего нужен этот «двусторонний акт познания».Б. полагает, что только созерцая себя в зеркале («я-для-другого»), мы «понимаем свою наружность», названную философом «я-для-себя». Можно прийти к выводу, что мы стараемся познать себя с помощью другого и облегчить познание нас этим другим; пытаемся понять этого другого, вовлекая его в смеховой процесс. Таким образом, появление смеха возможно только при встречной активности субъектов: один умеет выражать смешное и позволяет смеяться другому, второй – умеет это смешное видеть и понимать
Диффузия как способ изучения культур появ.кон. XIXв.("растекание", "проникновение"). В изучении культур обознач. распространение культур явлений через контакты между народами-торговлю, переселение.
Его цель состояла в точном показе пространственного распространения культур или отдельных культур. элементов, в выявлении областей их происхождения, реконструкции путей перемещения элементов культуры и определении его временных рамок этого перемещения.
Основателем диффузионизма был нем. исслед. Ратцель. Главный предмет изучения Р.-географическое распространение предметов материальной культуры и распространение народов-носителей этих предметов. Р. выделял два способа перемещения элементов культуры: 1) полный и быстрый перенос не отдельных вещей, а всего культурного комплекса;(аккультурация); 2) перемещение отдельных этнографических предметов от одного народа к другому.
Обобщающим понятием распространения культуры, для Р. была "культурная зона", или "культурный круг". Распространение культур. элементов предполагалось вместе с народом. Сходные элементы в культурах разных народов Р.объяснял их общим происхождением. Основной источник изменений в культурах он видел во взаимных контактах между ними.
В работах Р. сформулированы основ. положения диффузионизма как направления в изучении культур: акцент на взаимовлияние культур; их изменения путем заимствования; идея о некоем одном или нескольких центрах, из которых началось развитие человечества. Основной объект исследования -предметы материальной культуры, т.к. они гораздо дольше удерживаются и сохраняют свою форму (этнографические предметы), образующие некоторую целостность в пространстве и времени (культурный круг).
Фробениус был специалистом по африканским культурам. Ф. рассматривал («Происхождение африканских культур") 2 формы передвижения культуры: перенос культуры без значительного движения народа и перемещение культуры с народами. Основное понятие его концепции "культурная провинция" (культурный круг) представляло собой совокупность предметов материальной культуры, с определенными признаками.
Ф. обнаружил удивительное сходство многих черт "западноафриканского культурного круга" с культурой Новой Гвинеи и других частей Меланезии. Кроме этого типа он обнаружил в Африке еще две культуры "азиатского" происхождения-более раннюю "индийскую", позднего происхождения, "семитскую». В то же время в Африке Ф.нашел древнейший пласт культуры наз."нигритским".Из смешения "нигритской" культуры с "малайско-нигритской" и "азиатскими" культур. родилась новая "африканская" культура.
Ф. утверждает, что Культура рождается из природных условий, нуждается в питании, что осуществляется благодаря развитию хозяйства. Как организм, культура может быть пересажена на другую "почву", и в новых условиях она приобретет иное направление развития.
Впоследствии Л.Фробениус назвал свою теорию морфологией культуры, особо выделяя в ней такие разделы, как "анатомия" и "физиология" культуры.
Позднее,развивая свой тезис об аналогии культур и организма,Ф. подразделил культуры на муж. и женские.
Гребнер также разрабатывал теорию культурных кругов, основная идея которой - стремление свести все многообразие человеч. культуры к единичным, однократным явлениям. Основной объект исследований-культуры Австралии и Океании. Важнейшие работы-"Меланизийская культура лука и ее родственники", "Метод этнологии".Г. отстаивал идею практической неизменности форм предметов и их географического распространения. Культурные круги, он часто выделял произвольно, что не соответствовало реальному положению вещей. Г. также отстаивал идею, что каждый элемент культуры, будучи изобретенным один раз в определенном месте, затем распространяется по различным странам.
В Австралии и Океании Г. выделил 8 культур. кругов: тасманийскую, культуру бумеранга, тотемическую, двухклассовую, меланизийскую культуру лука, протополинезийскую, новополинезийскую, индонезийскую.
Оценка итогов развития диффузионизма в его классич. форме неоднозначна. В исслед. диффузионистов немало противоречий, с точки зрения историч. фактов. О недостатках данной концепции написал Токарев
Однако диффузионисты поставили вопрос о конкретно-исторических связях и взаимовлияниях культур различ. народов. В исслед. диффузионистов отрабатывались приемы анализа, сравнения, поиска сходных моментов в частях, составляющих культуру. Именно диффузионисты исслед. вопрос о пространственно-временных характеристиках культур.