double arrow

Сорокин


Вопр. Концепции циклического развития культуры и цивилизации (Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Сорокин)

Его теория существования суперсистем культуры-одна из наиболее оригинальных культурологических концепций XX века. Она изложена в четырехтомном труде «Социокультурная динамика» . Сорокин рассматривает историческую действительность как целостное единство различных культурных систем.

Идеальные типы культуры по Сорокину:

1.идеационный-характериз.господством рационального мышления

2.сенсетивный (чувственный)-в основе преоблад.духовн.ценности над материальными

3.идеалистический-совмещает в себе стремление к удовлетворению как материальных, так и духов. потребностей.

Шпенглер. Книга «Закат Европы».В этой книге Ш. пишет:

- о надуманности концепции поступательного развития культуры; - о соотношении понятий «культура» и «жизнь»; - о невозможности диалога между различными культурами; - о неизбежности гибели культуры.

Ш. выделил 8 великих культур, достигших своего завершения: - египетскую (культуру «молчания»); - индийскую, вавилонскую, китайскую; - греко-римскую; - византийскую (магическую); - культуру «майя»; - западноевропейскую. По его мнению, следует ожидать и появления т.н. «русско-сибирской» культуры.

Согласно Ш., любая культура определяется своим первоэлементом-«душой», которая выражается в культурной деятельности народа.

Пройдя период активной, созидательной деятельности, культура перерождается в цивилизацию. На этапе цивилизации культурный организм, как историческое явление, умирает.

Ш. разделяет понятия «культура» и «цивилизация». В концепции Ш. цивилизация понимается как: - заключительный этап культуры; - застывшее состояние социума; - торжество научно-технических достижений и упадок искусства.

Тойнби.Его сочинение «Постижение истории»

Т. противник классического понимания истории как единого, линейного, непрерывного процесса ее движения и развития. Он расчленяет историю человечества на так называемые «локальные цивилизации». Все существовавшие когда-либо в истории цивилизации Т. стремится классифицировать. Он выделяет 21 цивилизацию, из которых ныне существуют семь: 1) западная, 2) православная, 3) индуистская, 4) китайская, 5) дальневосточная (Корея и Япония), 6) иранская, 7) арабская.




Основными содержательными моментами в жизни цивилизации, по мысли Т., явл. политика, культура и экономика. Каждая цивилизация в своем развитии проходит стадии: возникновения, роста, надлома и

распада. Согласно Т., определяющим фактором различия между примитивным обществом и цивилизацией явл.«социальное подражание», или мимесис. В примитивном обществе, где мимесис направлен на прошлое, ориентирован на старшее поколение происходит социальная смерть, распад и разложение. «В цивилизациях мимесис направлен на творческих личностей... и общество динамично устремляется по пути изменений и роста».

В своих рассуждениях Т. ищет механизм, с помощью которого и был осуществлен переход общества из статического состояния в динамическое движение, что в свою очередь способствовало рождению и функционированию цивилизаций. По его мнению, развитие любой цивилизации обуславливается действиями так называемого «вызова-и-ответа». Поскольку Т. исповедовал христианские ценности, то и опору для своей концепции он искал в христианской религии. ПоТ.,в основе истории лежит в заимодействие мирового закона-Бога (и это есть «вызов») и Человечества («ответ»). При этом «вызов-и-ответ» могут проявляться в различ.формах. Цивилизации развиваются благодаря порыву, который влечет их от вызова через ответ к дальнейшему вызову».



Данилевский.Науч. труд «Россия и Европа» Д. приходит к выводу, что нет единой культурно-

исторической линии в развитии человечества,что в свою очередь исключает возможность создания единой исторической теории культуры.

Д. отвергает все разговоры о рассмотрении западноевропейской цивилизации в качестве универсальной. В истории человечества существовали независимо от западноевропейской и достигали потрясающих результатов в своем культурном развитии и др. цивилизации. Д. подчеркивает, что каждая из отдельно развивающихся цивилизаций вносит свой вклад в сокровищницу человечества. Д. отрицает общепринятую периодизацию на древнюю, среднюю и новую. он предлагает понятие «культурно-исторический тип».

основные типы культуры:египетский,китайский,ассирийско-вавилоно-финикийский (древне-семитический), индийский, иранский, греческий, римский, ново-семитический, германо-романский (европейский).

В своей книге Д. выделял в исторической культурной жизни народов три периода:

- этнографический,когда и происходит оригинальное формирование народа, его языка;

- политический, связанный с созданием атрибутов государства;

- цивилизационный - период расцвета творческой деятельности народа.

На протяжении всей книги Д. рассуждает о взаимоотношениях между Россией и Европой. Россия не явл. европейской страной. Она представитель иного мира-славянского. Враждебное отношение Европы к России и славянству Д. видит в том, что Европа уже вступила в период упадка, в то время как славянская цивилизация входит в период расцвета своих творческих сил.

16вопр.Психоаналитические концепции культуры: З.Фрейд, К. Юнг

Становление принципов психоанализа и их применение связано с именем Фрейда. Проблемам культуры посв.след.работы: «Сон и миф», «Психология масс и анализ человеческого «Я»», «Недовольство культурой»

Предметом культурологического анализа Ф.явл. феномен личности в культуре, выразивший себя в: 1) в психологич.характеристиках личности;2) в определенных стереотипах ее поведения; 3) во взаимодействии личности с окруж.средой

Основу культурологич. концепции Ф.составл. гипотеза о том,что прстранство человеч. психики сост 3 слоя:

1.сознательное, разумное «Я»-стремящееся приспособить индивида к реальным условиям жизни

2.бессознательное «Оно»-исходящее из природных, биологических инстинктов и влечений чел.

3.социокультурная среда «Сверх-Я»-являющееся внутренним цензором, совестью личности и содержащая в себе общественные правила, нормы, законы. «Сверх-Я» вызывает чувство вины, потребность в самонаказании, искуплении.

Между «Я» и «Оно» неизбежно возникает борьба. В прямом столкновении культура (т.е. «Я») не может победить «Оно», т.к.в нем сосредоточена вся психическая энергия чел. Чтобы подчинить примитивное влечение «Оно», культура реализует свои цели в жизни с помощью сублимации, т.е с помощью определенных «культурных лишений»,которые явл.преобладающими в сфере социальных взаимоотношений между людьми. Центральное понятие культурологической концепции Ф.-сублимация понимаетсякак преобразование и переориентация сосредоточенной в «Оно» сексуально-биологической энергии в сфере разума и культуры. Особенности «Оно»:-оно-несловесное (невербальное);-ему закрыт прямой доступ в сознательное;-оно целиком исходит из принципа удовольствия.

Ф.пытался понять культуру через проявления бессознательного в чел.Составляющей бессознательного явл. 2 первичных инстинкта чел.: а)сексуальные, продолжение рода (Эрос);б) Танатос- как влечение к смерти.

Ф.полагал, что само существование чел.представляет собой компромисс между двумя этими инстинктами. Именно эта пара обуславливает все достижения культуры и решает задачи. Эрос и Танатос помогает людям овладеть силами природы и получать от них материальные блага для удовлетворения своих потребностей.

В рамках психоаналитического подхода последователи Фрейда разработали новые концепции и идеи (А. Адлер, К.Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др.).

Самостоятельную концепцию культуры на базе психоанализа разработал Юнг-основоположник «аналитической психологии». Основные культурологические идеи изложены в работах «Архетип и символ», «Феномен духа в культуре и науке», «Об отношении аналитической психологии к поэзии» и др.

В центре юнговской концепции лежит «коллективное бессознательное»,которое по мнению Юнга передается по наследству и явл.основанием для формирования чел.психики. под влиянием универсальных образцов поведения у чел.возник.не только животные реакции (либидо),но также восприятие, воображение,мышление и.др. коллективное бессознательное-явл.результатом родовой жизни, которая служит фундаментом духовной жизни. Содержанием «коллективного бессознательного» явл.прообразы человеч.поведения и мышления, получившие назв.архетипы-(первоначальный образ). Юнг считал,что архетип связан с определенной организацией психологических структур, предопределяет формирование образа той или иной ситуации, явления, характера. Юнг делает вывод о том, что архетипы:

- закрепляются в психике человека на генетическом уровне;

- передаются биологически;

- наследуются многими поколениями людей, принадлежащих к одной этнической группе, нации, расе.

Динамика архетипов лежит: в основе мифов и фольклора; религии и философии; в опыте сновидений, галлюцинаций, видений. Юнг считал, что главным в развитии культуры явл. взаимодействие бессознательно-архетипических и сознательных компонентов психики. Юнг считал, что именно культура, основанная на гармонии сознания и бессознательного поможет человеку адаптироваться как к внешнему, так и к внутреннему миру. Для обозначения согласованности психологических структур души Юнг вводит термин «индивидуация». Юнг рассчитывает, что с помощью индивидуации и произойдет столь желанное для него достижение равновесия сознательного и бессознательного начал в чел.

17вопр.Игровые и смеховые концепции культуры (Хѐйзинги, Бахтин)

Игровая концепция Хѐйзинги

Х. выдвинул положение,что культура-продукт «играющего человека». В своей книге «Человек играющий» он отождествляет игру и культуру на ранних стадиях истории, игровая природа проявляется во многих сферах культуры в ходе их генезиса, прежде всего в поэзии, обрядах, мифах и пр.

Игровое поведение чел. чаще всего реализуется в различ. праздниках, карнавалах, фестивалях, зрелищах и т.д. Игра имеет существенное значение в формировании человека как социального существа, в снижении социально-психологической напряженности в обществе, в гуманизации самого человека путем «выплескивания» дремлющих в нем разрушительных сил.

Основные идеи Х. касающиеся игрового гуманистического смыслов культуры, изложены в трудах «Homo ludens. В тени завтрашнего дня. Диагноз культурного недуга нашего времени» и в труде «Истерзанный мир», докладах «Игровой элемент культуры».

В труде «Homo ludens» Хѐйзинга выявляет ключевые черты игры:

1. Всякая игра есть прежде всего свободная деятельность.

2. Цели игры прямо не связаны с пользой, выгодой, материальным интересом.

3. Игра не может длиться бесконечно, у нее есть свои рамка начала и конца.

4. Устойчивость и повторяемость игровых форм определяют их место в культуре: «Будучи однажды сыгранной, она остается в памяти как некая духовная ценность, передается как традиция и может быть повторена в любое время».

5. Любая игра протекает внутри определенного пространства.

6. отклонение от установленного порядка в игре воспринимается игроками как вероломство, обман.

7. Чтобы усилить принадлежность к игре, используются ритуалы, тайные знаки, костюмы, символика.

8. Игра всегда ориентирована на удачу, выигрыш, победу, радость и восхищение.

Колизей,амфитеатры в Рим.империи, турниры в Средневековье,карнавалы Ренессанса, стили барокко и рококо в Европе-вот те новые формы,которые вошли в европ-ую культуру в минувшие века.

В ХХ в. на первое место в игре выдвинулся спорт.Состязания в силе, ловкости становятся массовыми, сопровождаются театрализованными зрелищами. Х. объясняет это вступлением полуграмотной массы в духовное общение, девальвацией моральных ценностей и благодаря технике большой скоростью их распространения. В массовом сознании преобладают злые страсти, которые подогреваются социальной и политич.борьбой, вносят фальшь в любое состязание. «Во всех этих явлениях,-заключает Хѐйзинг, –приметы угрожающего разложения.». Для того, чтобы игровое содержание культуры могло быть созидающим, оно должно быть чистым. Оно не должно отступать от норм, предписанных разумом, человечностью или верой.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: