Сорокин

Вопр. Концепции циклического развития культуры и цивилизации (Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Сорокин)

Его теория существования суперсистем культуры-одна из наиболее оригинальных культурологических концепций XX века. Она изложена в четырехтомном труде «Социокультурная динамика». Сорокин рассматривает историческую действительность как целостное единство различных культурных систем.

Идеальные типы культуры по Сорокину:

1.идеационный- характериз.господством рационального мышления

2.сенсетивный (чувственный)-в основе преоблад.духовн.ценности над материальными

3.идеалистический- совмещает в себе стремление к удовлетворению как материальных, так и духов. потребностей.

Шпенглер. Книга «Закат Европы».В этой книге Ш. пишет:

- о надуманности концепции поступательного развития культуры; - о соотношении понятий «культура» и «жизнь»; - о невозможности диалога между различными культурами; - о неизбежности гибели культуры.

Ш. выделил 8 великих культур, достигших своего завершения: - египетскую (культуру «молчания»); - индийскую, вавилонскую, китайскую; - греко-римскую; - византийскую (магическую); - культуру «майя»; - западноевропейскую. По его мнению, следует ожидать и появления т.н. «русско-сибирской» культуры.

Согласно Ш., любая культура определяется своим первоэлементом-«душой», которая выражается в культурной деятельности народа.

Пройдя период активной, созидательной деятельности, культура перерождается в цивилизацию. На этапе цивилизации культурный организм, как историческое явление, умирает.

Ш. разделяет понятия «культура» и «цивилизация». В концепции Ш. цивилизация понимается как: - заключительный этап культуры; - застывшее состояние социума; - торжество научно-технических достижений и упадок искусства.

Тойнби. Его сочинение «Постижение истории»

Т. противник классического понимания истории как единого, линейного, непрерывного процесса ее движения и развития. Он расчленяет историю человечества на так называемые «локальные цивилизации». Все существовавшие когда-либо в истории цивилизации Т. стремится классифицировать. Он выделяет 21 цивилизацию, из которых ныне существуют семь: 1) западная, 2) православная, 3) индуистская, 4) китайская, 5) дальневосточная (Корея и Япония), 6) иранская, 7) арабская.

Основными содержательными моментами в жизни цивилизации, по мысли Т., явл. политика, культура и экономика. Каждая цивилизация в своем развитии проходит стадии: возникновения, роста, надлома и

распада. Согласно Т., определяющим фактором различия между примитивным обществом и цивилизацией явл.«социальное подражание», или мимесис. В примитивном обществе, где мимесис направлен на прошлое, ориентирован на старшее поколение происходит социальная смерть, распад и разложение. «В цивилизациях мимесис направлен на творческих личностей... и общество динамично устремляется по пути изменений и роста».

В своих рассуждениях Т. ищет механизм, с помощью которого и был осуществлен переход общества из статического состояния в динамическое движение, что в свою очередь способствовало рождению и функционированию цивилизаций. По его мнению, развитие любой цивилизации обуславливается действиями так называемого «вызова-и-ответа». Поскольку Т. исповедовал христианские ценности, то и опору для своей концепции он искал в христианской религии. ПоТ.,в основе истории лежит в заимодействие мирового закона-Бога (и это есть «вызов») и Человечества («ответ»). При этом «вызов-и-ответ» могут проявляться в различ.формах. Цивилизации развиваются благодаря порыву, который влечет их от вызова через ответ к дальнейшему вызову».

Данилевский. Науч. труд «Россия и Европа» Д. приходит к выводу, что нет единой культурно-

исторической линии в развитии человечества,что в свою очередь исключает возможность создания единой исторической теории культуры.

Д. отвергает все разговоры о рассмотрении западноевропейской цивилизации в качестве универсальной. В истории человечества существовали независимо от западноевропейской и достигали потрясающих результатов в своем культурном развитии и др. цивилизации. Д. подчеркивает, что каждая из отдельно развивающихся цивилизаций вносит свой вклад в сокровищницу человечества. Д. отрицает общепринятую периодизацию на древнюю, среднюю и новую. он предлагает понятие «культурно-исторический тип».

основные типы культуры:египетский,китайский,ассирийско-вавилоно-финикийский (древне-семитический), индийский, иранский, греческий, римский, ново-семитический, германо-романский (европейский).

В своей книге Д. выделял в исторической культурной жизни народов три периода:

- этнографический,когда и происходит оригинальное формирование народа, его языка;

- политический, связанный с созданием атрибутов государства;

- цивилизационный - период расцвета творческой деятельности народа.

На протяжении всей книги Д. рассуждает о взаимоотношениях между Россией и Европой. Россия не явл. европейской страной. Она представитель иного мира-славянского. Враждебное отношение Европы к России и славянству Д. видит в том, что Европа уже вступила в период упадка, в то время как славянская цивилизация входит в период расцвета своих творческих сил.

16вопр.Психоаналитические концепции культуры: З.Фрейд, К. Юнг

Становление принципов психоанализа и их применение связано с именем Фрейда. Проблемам культуры посв.след.работы: «Сон и миф», «Психология масс и анализ человеческого «Я»», «Недовольство культурой»

Предметом культурологического анализа Ф.явл. феномен личности в культуре, выразивший себя в: 1) в психологич.характеристиках личности;2) в определенных стереотипах ее поведения; 3) во взаимодействии личности с окруж.средой

Основу культурологич. концепции Ф.составл. гипотеза о том,что прстранство человеч. психики сост 3 слоя:

1. сознательное, разумное «Я» -стремящееся приспособить индивида к реальным условиям жизни

2. бессознательное «Оно»-исходящее из природных, биологических инстинктов и влечений чел.

3. социокультурная среда «Сверх-Я»-являющееся внутренним цензором, совестью личности и содержащая в себе общественные правила, нормы, законы. «Сверх-Я» вызывает чувство вины, потребность в самонаказании, искуплении.

Между «Я» и «Оно» неизбежно возникает борьба. В прямом столкновении культура (т.е. «Я») не может победить «Оно», т.к.в нем сосредоточена вся психическая энергия чел. Чтобы подчинить примитивное влечение «Оно», культура реализует свои цели в жизни с помощью сублимации, т.е с помощью определенных «культурных лишений», которые явл.преобладающими в сфере социальных взаимоотношений между людьми. Центральное понятие культурологической концепции Ф.- сублимация понимается как преобразование и переориентация сосредоточенной в «Оно» сексуально-биологической энергии в сфере разума и культуры. Особенности «Оно»:-оно-несловесное (невербальное);-ему закрыт прямой доступ в сознательное;-оно целиком исходит из принципа удовольствия.

Ф.пытался понять культуру через проявления бессознательного в чел.Составляющей бессознательного явл. 2 первичных инстинкта чел.: а)сексуальные, продолжение рода (Эрос);б) Танатос - как влечение к смерти.

Ф.полагал, что само существование чел.представляет собой компромисс между двумя этими инстинктами. Именно эта пара обуславливает все достижения культуры и решает задачи. Эрос и Танатос помогает людям овладеть силами природы и получать от них материальные блага для удовлетворения своих потребностей.

В рамках психоаналитического подхода последователи Фрейда разработали новые концепции и идеи (А. Адлер, К.Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др.).

Самостоятельную концепцию культуры на базе психоанализа разработал Юнг-основоположник «аналитической психологии». Основные культурологические идеи изложены в работах «Архетип и символ», «Феномен духа в культуре и науке», «Об отношении аналитической психологии к поэзии» и др.

В центре юнговской концепции лежит «коллективное бессознательное»,которое по мнению Юнга передается по наследству и явл.основанием для формирования чел.психики. под влиянием универсальных образцов поведения у чел.возник.не только животные реакции (либидо),но также восприятие, воображение,мышление и.др. коллективное бессознательное- явл.результатом родовой жизни, которая служит фундаментом духовной жизни. Содержанием «коллективного бессознательного» явл.прообразы человеч.поведения и мышления, получившие назв. архетипы- (первоначальный образ). Юнг считал,что архетип связан с определенной организацией психологических структур, предопределяет формирование образа той или иной ситуации, явления, характера. Юнг делает вывод о том, что архетипы:

- закрепляются в психике человека на генетическом уровне;

- передаются биологически;

- наследуются многими поколениями людей, принадлежащих к одной этнической группе, нации, расе.

Динамика архетипов лежит: в основе мифов и фольклора; религии и философии; в опыте сновидений, галлюцинаций, видений. Юнг считал, что главным в развитии культуры явл. взаимодействие бессознательно-архетипических и сознательных компонентов психики. Юнг считал, что именно культура, основанная на гармонии сознания и бессознательного поможет человеку адаптироваться как к внешнему, так и к внутреннему миру. Для обозначения согласованности психологических структур души Юнг вводит термин «индивидуация». Юнг рассчитывает, что с помощью индивидуации и произойдет столь желанное для него достижение равновесия сознательного и бессознательного начал в чел.

17вопр.Игровые и смеховые концепции культуры (Хѐйзинги, Бахтин)

Игровая концепция Хѐйзинги

Х. выдвинул положение,что культура-продукт «играющего человека». В своей книге «Человек играющий» он отождествляет игру и культуру на ранних стадиях истории, игровая природа проявляется во многих сферах культуры в ходе их генезиса, прежде всего в поэзии, обрядах, мифах и пр.

Игровое поведение чел. чаще всего реализуется в различ. праздниках, карнавалах, фестивалях, зрелищах и т.д. Игра имеет существенное значение в формировании человека как социального существа, в снижении социально-психологической напряженности в обществе, в гуманизации самого человека путем «выплескивания» дремлющих в нем разрушительных сил.

Основные идеи Х. касающиеся игрового гуманистического смыслов культуры, изложены в трудах «Homo ludens. В тени завтрашнего дня. Диагноз культурного недуга нашего времени» и в труде «Истерзанный ми р», докладах «Игровой элемент культуры».

В труде «Homo ludens» Хѐйзинга выявляет ключевые черты игры:

1. Всякая игра есть прежде всего свободная деятельность.

2. Цели игры прямо не связаны с пользой, выгодой, материальным интересом.

3. Игра не может длиться бесконечно, у нее есть свои рамка начала и конца.

4. Устойчивость и повторяемость игровых форм определяют их место в культуре: «Будучи однажды сыгранной, она остается в памяти как некая духовная ценность, передается как традиция и может быть повторена в любое время».

5. Любая игра протекает внутри определенного пространства.

6. отклонение от установленного порядка в игре воспринимается игроками как вероломство, обман.

7. Чтобы усилить принадлежность к игре, используются ритуалы, тайные знаки, костюмы, символика.

8. Игра всегда ориентирована на удачу, выигрыш, победу, радость и восхищение.

Колизей,амфитеатры в Рим.империи, турниры в Средневековье,карнавалы Ренессанса, стили барокко и рококо в Европе-вот те новые формы,которые вошли в европ-ую культуру в минувшие века.

В ХХ в. на первое место в игре выдвинулся спорт.Состязания в силе, ловкости становятся массовыми, сопровождаются театрализованными зрелищами. Х. объясняет это вступлением полуграмотной массы в духовное общение, девальвацией моральных ценностей и благодаря технике большой скоростью их распространения. В массовом сознании преобладают злые страсти, которые подогреваются социальной и политич.борьбой, вносят фальшь в любое состязание. «Во всех этих явлениях,-заключает Хѐйзинг, –приметы угрожающего разложения.». Для того, чтобы игровое содержание культуры могло быть созидающим, оно должно быть чистым. Оно не должно отступать от норм, предписанных разумом, человечностью или верой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: