Вопр. Информационно-семиотическое измерение культуры

Информационно-семиотическая концепция культуры указывает на культуру как на огромную совокупность знаков-культурных кодов, в которых воплощается (кодируется) содержащая в ней информация. Данная концепция исходит из 3 основных положений:

А ) культура есть мир артефактов

Б) культура есть мир смыслов. Человек вносит в артефакты свою «человечность», т.е. «опредмечивает» в них свои представления. 3 основных вида смыслов:

-когнитивные смыслы (знания)

-ценностные- характеристики объектов с точки зрения их соответствия потребностям и интересам человека.

-регулятивные смыслы-Правила в соответствии с которыми люди строят свое поведение и деятельность

в) культура есть мир знаков.

Семиотика-это наука о знаках, знаковых системах, знаковом поведении и знаковой коммуникации.

Именно в трудах философов Пирса и Фердинанда де Соссюра были определены такие понятия как «язык», «речь», «знак», «знаковая система».

Пирс рассматривает знак как объект, замещающий нечто другое (явление, событие, объект) в человеческой деятельности. Напр., знак письма (буква, иероглиф) замещает собой произнесенное слово или звук речи. Важным моментом в трудах П. явл. выделения основных типов знаков. «Существует три вида знаков. 1) подобия, или иконы, которые выполняют функцию передачи идей, просто имитируя их. 2) указатели, или индексы, которые что-то говорят о вещах, потому что физически связаны с ними. (Напр. дорожные знаки). 3) символы, или общие знаки, которые ассоциируются с их значениями благодаря привычке.

Главные идеи де Соссюра касаются различения «языка» и «речи». Во-первых, язык и речь не одно и то же. Во-вторых, речь индивидуальна, каждый чел. обладает особым произношением. С. определяет язык как систему знаков. Важным моментом в определении Соссюра явл. то, что языком может выступать не только устная и письменная речь, а такие понятия как «язык жестов», «язык тела». Язык выступает мощнейшей системой, которая способна транслировать и сохранять информацию. По Соссюру, «язык есть механизм, продолжающий функционировать, несмотря на повреждения, которые ему наносятся».

Идеи Пирса и Ф. де СоссюрА, создали предпосылки для возникновения семиотики культуры. Культура выполняет важнейшую функцию-хранения и передачи социально-значимой информации. С этой точки зрения культура может пониматься как информационная система. С точки зрения семиотического подхода-культура есть сложная информационно-коммуникативная система, семиотическим базисом которой выступает язык.

Любая культура представляет собой не просто знаковую систему, а совокупность знаковых систем и понимается представителями московско-тартусской школы как текст. Важным элементом функционирования текста является другой текст, с которым он вступает во взаимодействие – контекст. Виды контекстов: 1) эмоционально-оценочноный контекст, связанный с индивидуальным характером воспринимающего; 2)событийный контекст; 3)контекст социально-исторический, соответствующий времени создания текста; 4) контекст функционирования культурного текста.

Культура выполняет ряд важнейших функций, главн. из которых выступают функция социального наследования ( включает в себя мир артефактов, мир знаков, мир смыслов. ) и смыслопорождающая функция (представлен концепцией Бахтина. Главная идея состоит в том, что человек, являясь одновременно и субъектом и продуктом культуры всегда находится в диалоге как с миром, так и с самим собой. Так любой факт истории, или произведение искусства обретает смысл лишь при наличие «собеседника»).

Культура в рамках семотического подхода представляет собой сложную систему знаковых моделирующих систем, как первичного характера (естественный язык), так и вторичных моделирующих систем (искусственные языки, мифология, религия, искусство и т.д).

«межкультурная коммуникация»-это совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам. происходит обмен информацией и культурными ценностями. Культуры сосуществуют как уникальные целостности, каждая из которых самоценна и самодостаточна. каждая культура признает уникальность иной культуры, ее право на существование,ставит вопрос об их взаимных отношениях, связях и взаимодействиях.

формы межкультурной коммуникации по характеру взаимодействия:

1.Ассимиляция – процесс поглощения одной культуры другой.2.Сепарация – отрицание «чужой» культуры.

3.Интеграция – сосуществование различных культурных моделей, без утраты собственной культурной идентичности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: