Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Киевская Русь X-XII вв




Историю образования и развития Древнерусского государства можно разделить на 3 этапа:

1. Вторая половина 9-10 века – объединение восточных славян в единое государство, создание аппарата власти и военной организации.

2. Конец 10-11 века – расцвет Киевской Руси.

3. Конец 11 – первая половина 12 века – начало распада Киевской Руси, княжеские усобицы, феодальная раздробленность.

Социально-экономические отношения.

С начала 10 века начался переход к феодальным отношениям. В их основе лежит собственность феодала на основное средство производства — землю и неполная собственность на феодально-зависимого работника. Выделяются два основных класса — крестьяне (прежде всего смерды) и феодалы. Смерды – люди, занимающиеся сельскохозяйственным трудом, основная масса населения, делились на свободных общинников, которые вели натуральное хозяйство и платили дань князю, и зависимых людей.

Зависимое население состояло из:

- закупов (разорившихся общинников, которые попали в зависимость от князя, взяв у него «купу» (долг) деньгами, скотом, семенами или инвентарем);

- рядовичей (зависимых людей, заключивших с князем договор («ряд»));

- изгоев (обедневших выходцев из общин);

- холопов (зависимых людей, находившихся на положении рабов и выполнявших хозяйские работы в вотчине);

- всего населения, работавшего в вотчине и зависимого от вотчинника, или челяди.

Класс феодалов составляла военно-княжеская знать (представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен или земель, бояре, старшие дружинники).

Княжение первых Рюриковичей, их внутренняя и внешняя политика.

После смерти Рюрика (879 г.) его родственник князь Олег начал поход на Киев, захватил город кривичей Смоленск, потом Любеч. Он сумел обмануть киевских князей Аскольда и Дира (позднее они были убиты) и утвердился в Киеве. В 882 г. Олег сделал Киев своей резиденцией, возникло Древнерусское государство с центром в Киеве. Эта дата традиционно считается началом российской государственности. Князь Олег правил 30 лет: обложил данью славян, кривичей, древлян, радимичей, северян, договорился о военном союзе с варягами, венграми, прекратил зависимость славян от Хазарского каганата. Олег принял титул великого князя, а остальные князья стали его данниками. Возникло огромное государство, но многие его районы были мало заселены, и оно не отличалось прочностью.

Во внешней политике в первой половине Х в. Русь ставила несколько целей:

- объединение всех племен восточных славян;

- обеспечение русским купцам безопасности в торговле с Балканами и Востоком;




- овладение устьем Днепра и Дуная, Керченским проливом.

Во время княжения Олега Русь несколько раз ходила на Византию: 907 г. осада Константинополя, мирный договор; 911 г. письменный договор между Русью и Византией (13 статей, договор по экономическим, юридическим, военным и другим вопросам), выгодный для Руси, обеспечивавший ей мирную торговлю с Византией и укреплявший силу ее оружия. После смерти Олега – Игорь (сын Рюрика). От Киева отделился племенной союз древлян – Игорь силой присоединил его к Киеву и обложил данью. В 941 г. поход на Византию, неудачно. В 944 г. он снова пошел на Византию, подписал договор (подтверждены многие статьи договора 911 г., беспошлинная торговля отменялась + договоренность о совместной борьбе против хазар). При Игоре в состав Руси вошли племена уличей, тивирцев.

Важным источником доходов князя являлась дань, выплачиваемая покоренными племенами. Князь с дружиной объезжал подвластные земли, собирал дань (полюдье), вершил суд, облагал виновных штрафами — вирами. Размеры дани не были фиксированы. В 945 г. во время сбора дани в земле древлян князь Игорь вторично попытался собрать дань, но древлянский князь Мал поднял восстание, во время которого Игорь был убит. В Киеве - жена Игоря Ольга с сыном Святославом. Ольга отомстила древлянам за смерть мужа, сожгла их столицу Искоростень. Она установила фиксированный размер дани — «уроки» и «погосты» (места, куда свозилась дань). Это явилось началом формирования налоговой системы на Руси.

Ольгу считают первой христианкой на Руси. Именно ее в 957 г. в Царьграде крестил патриарх.



В 962 г. в правление Русью вступил сын Игоря и Ольги — Святослав: завоевание соседних племен (подчинил себе вятичей) + походы на восток. 964 г. разгром Волжской Булгарии, Хазарского каганата. Затем присоединил земли ясов (осетин) и касогов (черкесов) на Северном Кавказе. Таким образом, в 964-967 гг. Святослав захватил огромную территорию — от Оки до Северного Кавказа. При этом Русь получила опаснейшего врага — печенегов. В 967 г. русское войско разбило болгарского царя Петра. К Руси отошло нижнее течение Дуная. В 970 г. началась война с Македонией и Фракией. В 971 г. Святослав вынужден был попросить мира: русские оставляли Болгарию, обязывались не нападать на нее, а за это греки обещали помочь русским уйти в Киев. Но по дороге домой в бою с печенегами князь погиб.

Владимир I. В 980 г. великим киевским князем стал Владимир Святославич: вторично покорил радимичей и вятичей, прекратил кровавую княжескую междоусобицу после смерти Святослава, объединил Киев и Новгород, контролировал весь Днепровский путь. Своих сыновей (12) посадил наместниками в Новгород, Ростов, Муром. Западное направление внешней политики Руси. Сильное государство поляков и польская католическая церковь признали главенство Папы Римского. Русь и Польша стали противниками.

Владимиру удалось подчинить юго-западные города Червень, Перемышль и др. + земли ятвягов (древнее литовское племя). Главное – борьба с печенегами. Для защиты от их набегов Владимир строил системы крепостей. Крепости, как правило, имели 2 ряда валов, стены с башнями и башни для сигнальных костров. Был построен город-крепость Белгород. В течение часа киевский князь знал о приближении врага. По указу Владимира в дружину стали набирать молодых людей с Русского Севера: новгородцев, смолян, вятичей. Натиск печенегов был остановлен.

Крещение Руси: мотивы, предпосылки и значение. В Х в. язычество господствовало среди большинства населения, верховным был бог войны — громовержец Перун. Но среди киевских дружинников уже были христиане. Христианкой была княгиня Ольга. Придя к власти, Владимир сначала пытался укрепить языческую веру, создав единый пантеон языческих богов во главе с Перуном. Однако язычество, не могло стать духовной основой объединения древнерусского общества в условиях развивающихся феодальных отношений, создания прочного государства и укрепления власти князя. Соседние с Киевской Русью государства исповедовали религии, основу которых составлял монотеизм.

В Византии – христианство, в Хазарии — иудаизм, в Волжской Булгарии — ислам. Легенда, изложенная в «Повести временных лет», рассказывает как Владимир в 986 г. выбирал веру для киевлян. Ислам был отвергнут - мусульмане не пили вино, иудаизм отвергнут — евреи не имели своего государства, выбрал христианство. Был заключен династический брак — византийская принцесса Анна была выдана замуж за Владимира, который был крещен в Херсонесе (видимо, в 988 г.), в Крыму.

Причины принятия христианства:

1) язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы, тормозило развитие международных связей и торговли;

2) язычество мешало стабилизации и укреплению феодального строя на Руси;

3) требовалась новая идеология, которая помогала бы утверждению в стране новых отношений — господства и подчинения;

4) монотеизм христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси;

5) появляющееся социальное неравенство на Руси требовало новой идеологии, которая могла бы оправдать богатство одних и бедность других, утешить людей, попавших в зависимость от феодала, обещая им лучшую жизнь в ином мире.

В 988 г. в Киеве все жители города вошли в реку Днепр, и священники провели обряд крещения. Обращение в христианство населения других русских городов заняло несколько лет. В Новгороде жители ожесточенно сопротивлялись введению христианства. Воеводы Владимира вынуждены были поджечь пригород и, угрожая оружием, заставили новгородцев креститься в реке Волхов (Мечом и огнем Русь крещена была) На Руси возникло двоеверие: христиане молились в церкви, имели дома иконы, но одновременно справляли языческие праздники — Масленицу, Ивана Купалу, сохранилась вера в леших, домовых, русалок. Лишь через 200— 300 лет христианство было принято всем народом.

Значение:

- церковь оказывала значительное воздействие на политическую жизнь, поддерживала усилия князей в борьбе за единство Руси, стояла во главе общерусского патриотического движения (Куликовская битва);

- изменение международное положение Киевской Руси, уравнение с остальными европейскими государствами, установление более тесных связей с соседними христианизированными странами;

- церковь способствовала формированию и развитию княжеских и боярских вотчин, а также появлению крупного церковного и монастырского землевладения;

- христианство повлияло на развитие ремесла: возникли иконопись, фресковая живопись;

- церковь способствовала распространению на Руси письменности, при монастырях открывались школы, библиотеки;

- христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев.

Вместе с тем церковь оказывала и негативное влияние на русскую жизнь и быт. Она отстаивала интересы господствующего класса, помогала закабалению свободных общинников, чтобы превратить в свою собственность принадлежащие им земли, жестоко преследовала инакомыслие, осуждала все формы протеста угнетенных, прикрывала темные дела отдельных феодалов, регламентировала внутрисемейную жизнь, требовала беспрекословного подчинения жены мужу, а детей — отцу.

Ярослав Мудрый (1019—1054). Летопись говорит о нем как о великом государственном деятеле, человеке умном и образованном, смелом воине, законодателе, градостроителе, хитром дипломате. Приходу Ярослава к власти предшествовала острая борьба, которую он вел с братом Святополком. Правление Ярослава Мудрого — время расцвета Руси: на западном берегу Чудского озера был основан город Юрьев, киевляне ходили в Литву, был заключен выгодный договор с Польшей, Русь оказала ей помощь в войне с Чехией, дружескими стали отношения Руси со Швецией (Ярослав женился на дочери шведского короля). В 1036 г. под Киевом печенеги потерпели поражение и больше уже не ходили на Русь. Но печенегов сменили половцы.

В 1046 г. Русь заключила мирный договор с Византией, были заключены династические браки: дочери Ярослава были отданы замуж за французского, венгерского и норвежского королей. Русь стала европейской державой. При Ярославе значительную роль в обществе стала играть церковь. В Киеве был воздвигнут величественный собор Святой Софии, который олицетворял мощь Руси. В середине 50-х годов XI в. под Киевом возник Печерский монастырь. По указанию Ярослава в 1039 г. священник Илларион был избран митрополитом Руси. Русская церковь освобождалась от влияния Византии.

«Русская Правда» Этот документ создавался на протяжении XI-XII вв. и получил свое название в 1072 г. Начало ему положил Ярослав Мудрый, который в 1016 г. создал свод законов о порядках в Новгороде («Правда Ярослава»). А в 1072 г. трое братьев Ярославичей (Изяслав, Святослав и Всеволод) дополнили свод новыми законами. Он назвался «Правдой Ярославичей» и стал второй частью «Русской Правды». В дальнейшем кодекс неоднократно пополнялся княжескими уставами и церковными установлениями. В «Правде Ярослава» закон допускал кровную месть за убийство человека, но мстить могли только близкие родственники (брат, отец, сын). А в «Правде Ярославичей» месть была вообще запрещена и заменена штрафом — вирой.

Вира шла князю. Закон защищал администрацию, имущество и рабочее население княжеских вотчин. В Законе были видны черты социального неравенства. Полагался штраф за укрывательство чужих слуг (челяди), свободный человек за обиду мог убить холопа. За убийство княжеского огнищанина (управителя) полагался штраф в 80 гривен, старосты — 12 гривен, а смерда или холопа — 5 гривен. Были также установлены штрафы за кражу скота, птицы, запашку чужой земли, нарушение межей. Власть великого князя переходила по старшинству — старший в роду становился великим князем.

Владимир Мономах. В конце XI в. начинается процесс распада Руси.

Основными причинами его являются следующие:

1) утверждение феодальных отношений привело к образованию независимых местных политических центров и их борьбе с Киевом;

2) рост крупных городов — Смоленска, Чернигова, Полоцка, Галича, Суздаля, Владимира и др., их соперничество друг с другом за лидерство.

В 1097 г. князья съехались в родовой замок Владимира Мономаха Любеч для того, чтобы установить порядок на Руси. Князья договорились, что за каждым из них сохраняются наследственные земли. За нарушение договора грозило наказание. => Русь распалась на «отчины» — наследственные владения отдельных князей, которые были независимы в хозяйственном и военном отношении. Можно сказать, что решения Любечского съезда закрепили не объединение, а разделение Руси.

Владимир Мономах дал Руси новую «Русскую Правду» — «Устав Владимира Всеволодовича», в котором запрещалось долговое рабство, отменялась смертная казнь для холопов, беглых закупов. Устав упорядочил взимание ростовщических процентов, положение купцов и закупов. Мономах снял социальную напряженность в обществе. За годы его правления (1113-1125) были сделаны попытки восстановления единства Руси. Он заставил подчиниться многих князей. Своих сыновей направил в Новгород, Смоленск, Суздаль. Организовал поход против половцев, поддерживал отношения с Византией. При нем был создан новый летописный свод.

Владимир Мономах написал знаменитое «Поучение», обращенное к сыновьям. Главная идея этого произведения — единство Руси, борьба с межкняжескими усобицами. Мономах рисует образ идеального князя, заботящегося о могуществе и процветании земли Русской. Молодым сыновьям своим он давал следующие советы: ешьте и пейте скромно; при стариках молчите; мудрых слушайте; будьте скромными; равнодушно относитесь к почестям.

Умер Владимир Мономах в 1125 г. Его сыновья не сумели предотвратить процесс распада Руси на удельные княжества. В 30-е годы XII в. начинается процесс политической раздробленности Руси, что явилось закономерным историческим этапом в развитии феодализма.





Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 15056; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9096 - | 7706 - или читать все...

Читайте также:

  1. III. Византийское искусство IX-XII вв
  2. Введение. КЕМЕРОВО 1999 Введение 4. Факторы самобытности русской истории (С.А. Васютин). 5. Лекция № 1. Древности восточных славян и киевская
  3. ВО ВСЕМИРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ. КИЕВСКАЯ РУСЬ
  4. Вопрос №3. Киевская Русь как раннефеодальная монархия.Древнерусское гос-во м. охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе гос-ва стоял великий князь
  5. Вопрос №4. Причины и предпосылки образования государства у восточных славян в IX в. Образования государства Киевская Русь. Роль варягов в этом процессе
  6. Вопрос №7. Киевская Русь при Ярославе Мудром: внутренняя и внешняя политика, формирование феодальных отношений, развитие культуры
  7. Государство и Церковь в Древней Руси, X-XIII 1 страница
  8. Государство и Церковь в Древней Руси, X-XIII 10 страница
  9. Государство и Церковь в Древней Руси, X-XIII 11 страница
  10. Государство и Церковь в Древней Руси, X-XIII 12 страница
  11. Государство и Церковь в Древней Руси, X-XIII 13 страница
  12. Государство и Церковь в Древней Руси, X-XIII 14 страница


 

3.234.208.66 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.005 сек.