Особенно когда используются сложные сцены нужно искусственно оттенить объёмность. Самый большой эффект – это построение теней. Метод построения теней основывается на элементарных операциях. Кроме центра проекции вводится понятие источника освещения. Как он используется?
1. Строим проекцию из точки взгляда.
2. Переносим центр проекции с источника света.
3. Удаляем скрытые линии и поверхности, исключают нулевую зону перекрытия проекций (стираем заштриховку на рисунке). Область проекции тени закрашивается.

Пусть есть ещё один источник света. Тогда
![]() |
1. Проекция самого объекта из точки взгляда.
2. Проекция из первого источника освещения.
3. Получение проекции из точки расположения второго источника света. Удаление области перекрытия с самим объектом.
4. Определение областей перекрытия теней.
5. Закраска с учётом положения теней.
Аналогично можно использовать получение теней, когда в первой сцене более одного объекта. Математический аппарат такой же. При этом, плоскость, на которую проецируется тень является грань.
![]() |
Вторым по важности способом является раскраска. Матовая поверхность – равномерное рассеивание света по всем направлениям. Если такой объект не обработать специальным методом, то яркость будет одинакова независимо от угла обзора. Из-за свойств зрения – предмет будет казаться плоским.

Ip – интенсивность источника света.
Id – интенсивность закраски поверхности.


изменяются от 0 до 1 (учитывает свойства поверхности)


рассеивание
Чтобы иметь представление о поверхности, необходимо ввести элемент рассеивания.
K<1 – коэффициент характеризующий состояние отражения от поверхности. Чем поверхность ближе, тем она ярче.

Чем плоха эта модель? Слишком ярко и темно.

Все точки расположены на уровне
будут закрашены с одинаковой интенсивностью.
![]() |









