Средневековая Европа

Исламская культура

Античный мир

В культуре античного Рима музыкальное воздействие в медицинских целях применялась весьма широко, уже не ограничиваясь сферой душевной жизни человека. Римские легионеры неизбежно сталкивались с проблемой спасения от последствий укусов ядовитых змей и пауков. Врачи предписывали в подобных случаях прибегать к ударным инструментам. Считалось, что ритмические звуки ударных, издаваемые в убыстряющемся темпе, способны снять судороги и другие симптомы интоксикации.

Среди современных итальянских исследователей истории музыкотерапии распространено мнение, что именно такая медицинская практика привела к возникновению танца тарантелла, само название которого происходит о названия ядовитого паука – тарантула. Нарастающий темп и повторяющаяся мелодия вводят человека в особое состояние сознания, позволяющее нейтрализовать действие яда. Обычно после укуса тарантула быстро наступает психическое расстройство, и появляются тяжелые судороги. Если немедленными музыкально-терапевтическими мерами предотвратить сбой психической деятельности пациента, шок не получает развития.

Исламская культура в странах арабского Востока, Иране и в Средней Азии также признавала огромный целительный потенциал музыки.

Известны медицинские воззрения Авиценна (980-1037 гг.), - врача, слава которого не померкла и на пороге XXI. Ибн Сина, практиковавший в Средней Азии и Иране при дворах различных правителей, активно использовал музыкотерапию. В своем главном труде – «Книге исцеления» - он уделил музыке особое внимание. В его трудах музыкотерапия заняла достойное место среди других методов восстановления и сохранения здоровья

В средневековой Европе музыкотерапия представляла собой практическое воплощение учение о «гармонии сфер», развивавшегося на базе идей Пифагора и Платона. Европейские врачи в практике музыкотерапии опирались и на учение о музыке времен года. Согласно этому учению, четыре сезона соотносятся между собой как музыкальные интервалы: весна – это кварта по отношению к осени, квинта – по отношению к зиме, октава – по отношению к лету и т.д.Распространение этого учения в медицинских кругах послужило импульсом творческой активности композиторов, создавших музыкальные циклы под названием «Времена года». Успех или неудача их музыкально-терапевтического воздействия были обусловлены мерой таланта и знаний композитора. Именно с этой целью Антонио Вивальди написал свои «Времена года».

Народные музыканты также владели тайнами музыкального воздействия на человека, получив эти знания через семейные линии преемственности. Неизменно сопровождая музыкой праздники и важнейшие события в жизни односельчан, они своим искусством влияли не только на психику, но и на телесное состояние.

После периода незаслуженного забвения интерес европейских врачей к исцеляющей силе музыки возродился лишь в середине XIX века. Случилось так, что музыка заново проложила себе дорогу в академическую медицину, войдя через скорбные ворота одной из психиатрических клиник Франции.

Бурное развитие промышленного производства, нарастание темпов городской жизни, ее усложнение, как и изменение в жизненном укладе людей средневековья, опять привели к значительному увеличению числа психических и нервных расстройств. Больницы были переполнены.

Несмотря на стремительный прогресс биологии, химии и фармакологии, медицине еще не были известны эффективные способы избавления людей от душевных страданий. Пациенты в состоянии острого психоза вопили, стонали, метались, находясь во власти бредовых переживаний. Единственным средством «успокоения» подобных пациентов, контроля над их поведением служила смирительная рубашка.

И вот нашелся человек, молодой доктор Эскироль, ординатор одной из респектабельных парижских психиатрических клиник, который напряженно искал способ облегчить участь душевно больных.

Эскироль припомнил один эпизод из детства, когда его матушка, скромная провинциальная учительница музыки, спасла от самоубийства молодую родственницу, потерявшую первенца. Преодолеть депрессию несчастной помогли фортепианные импровизации, длившиеся часами. Ее страдание пролилось обильными слезами, и женщина почувствовала, что скорбь, какой бы сильной она не была, не способна лишить человеческую жизнь смысла.

Эскироль решился поставить аналогичный эксперимент, веря, что сила музыки сможет изменить эмоциональное состояние его пациентов. Доктор пригласил в клинику своих близких друзей – музыкантов, воодушевленных новой идеей и готовых бесплатно играть в палатах больных, давно казалось бы, утративших способность к человеческому контакту. Через месяц компетентная комиссия, состоявшая из профессоров Сорбонны и авторитетных врачей, констатировала удивительные факты: эмоциональная напряженность буйных пациентов снизилась, а больные, прежде отгороженные от окружающего мира своими переживаниями, выказывали добровольную готовность к общению.

Опыты Эскироля не прекращались, и по прошествии пяти лет ученые и врачи-психиатры признали, что лечение музыкой должно быть введено в медицинскую практику.

После Первой мировой войны в госпиталях оказалось множество молодых людей, чье физическое выздоровление после перенесенных ранений затягивалось по непонятным причинам.

Именно тогда, в десятые годы XX века многие врачи в Германии, Австрии, Италии и Франции почти одновременно обратились к музыкотерапии. Они полагали, что заживлению ран препятствует пережитой страх перед новым оружием - отравляющими газами и тяжелейшие эмоциональные травмы, полученные на полях сражений.

В госпиталях зазвучала музыка, и постепенно произошло чудо: рубцевание ран ускорилось; люди, уже смирившиеся с положением инвалидов, прикованных к больничной койке, поверили в свое выздоровление. Музыка помогала им преодолеть боль, забыть о пережитых страданиях, почувствовать зов жизни. Звуки как бы служили ключом к некой тайной аптеке, сокрытой в человеческом организме.

В период Второй мировой войны музыкотерапия активно применялась в американских военных госпиталях. Врачи США установили, что хирургическое и послеоперационное лечение, сопровождаемое музыкотерапией, дает значительно более успешные результаты, снижает процент осложнений. В 1944 году американские медики создали первую стандартизированную программу музыкотерапии, привлекшую пристальное внимание не только ученых, но и профессиональных музыкантов, пожелавших внести свой вклад в развитие этого эффективного метода исцеления.

Не только военные врачи лечили музыкой. Германские медики уже в 30-х годах предприняли первые и весьма успешные попытки музыкальной терапии таких серьезных хронических заболеваний, как язва желудка и двенадцатиперстной кишки, ишемическая болезнь. А швейцарскими врачами был выявлен и вовсе поразительный факт: музыка исключительно благотворно влияет на процесс излечения незапущенных форм туберкулеза легких. В австрийских акушерских клиниках музыка была впервые использована для обезболивания родов, что позволило полностью отказаться от лекарственных анестезии, отнюдь не безопасных для жизни и здоровья, как роженицы, так и плода.

На Западе в послевоенный период возникли крупнейшие научно-практические центры, объединившие музыкотерапевтов, психологов, хирургов, анестезиологов, акушеров и врачей иных специальностей.

Медики обратились к исцеляющей силе музыки не потому, что музыкотерапия стала модным направлением. Дело в том, что прогресс фармакологии, давшей в руки врачей такие могущественные лекарственные средства, как антибиотики, всевозможные транквилизаторы, вскоре обнаружил свою обратную сторону. Лекарственные средства, поначалу казавшиеся абсолютным благом, панацеей от множества грозных заболеваний, на практике провоцировали возникновение тяжелейших аллергий, расстройств в деятельности печени, почек, кишечника. Это был заколдованный круг, суть которого хорошо передает русская поговорка: «Одно лечит, другое калечит». Медицине предстояло как можно быстрее разрешить проблему поиска медикаментов, способных устранить вред, причиняемый приемом новых лекарств. Не отказываясь от достижений фармакологии, врачи, тем не менее, все чаще начали обращать взоры на безлекарственное лечение, мобилизующие собственные защитные силы организма – природный иммунитет, свойственный человеку как творению Природы. И музыкотерапия, доказавшая свое могущество на практике – в военных госпиталях, акушерских клиниках, в противотуберкулезных санаториях, спасшая тысячи больных от печальной необходимости ложиться на операционный стол, начала активную борьбу за здоровье людей.

Сегодня лечение музыкой нашло на Западе широчайшую область приложения. Музыка – это испытанное средство обезболивания при местных хирургических вмешательствах. В целом ряде медицинских учреждений развитых стран она в обязательном порядке включается в схему предоперационной подготовки тех пациентов, которым назначены обширные полостные операции. Музыка звучит, когда работают хирурги и анестезиологи. Разработаны специальные музыкотерапевтические программы, нацеленные на выздоровление в послеоперационный период, благодаря которым улучшаются клинические показатели крови больного, ускоряется процесс рубцевания ран.

Музыкотерапия стала неотъемлемой частью кардиологической стационарной помощи и борьбы медиков с последствиями сердечно-сосудистых заболеваний. Тщательно подобранная музыка способствует снижению высокого артериального давления, помогает добиться устойчивого эффекта при приеме противогипертонических препаратов и позволяет под контролем врача снизить их дозы.

В период реабилитации после инсульта таинственная сила музыки помогает больным быстрее восстановить двигательные функции речи, способствует возвращению памяти.

Поразительные успехи музыкотерапии в геронтологической практике – медицинской помощи пожилым людям. В Голландии, где о здоровье этих людей проявляется особая забота, музыка занимает значительное место в жизни пенсионеров. Они, подобно современной молодежи, пользуются плейерами, но в их наушниках звучат не оглупляющие и бессмысленные ритмы, а составленные врачами индивидуальные музыкальные программы. Музыка оживляет давно забытые эмоции, помогает пожилым людям расширить сузившийся мир, оторваться от мыслей и своих болезнях и ощутить радость каждодневного существования.

Русский опыт музыкотерапии

В отечественной академической медицине исцеляющее музыкальное воздействие как метод терапии, к сожалению, не приобрело твердых позиций. Российские медики поддерживали постоянные контакты с зарубежными коллегами, и поэтому, как и Западной Европе, музыкотерапия в России с середины XIX века вошла во врачебную практику.

Влияние музыки на организм человека признавалось, эксперименты проводились, но при этом собственные народные традиции музыкотерапии во внимание не принимались, да и обнаружить-то их было весьма непросто даже для ученых-этнографов.

Русские традиции лечебного музыкального воздействия зародились в среде скоморохов, представителей и зачинателей русской музыкальной культуры вообще. Начало этого процесса условно можно отнести к XI веку.

Скоморохи были, прежде всего, музыкантами, играющими на разных инструментах, певцами, а также сказочниками, плясунами, циркачами. Все их разнообразное творчество отличалось исключительной жизнерадостностью, они всегда несли с собой веселье. В среде скоморохов из поколения в поколение передавалось искусство духовного пения. Таинство искусства заключалось в использовании специальной техники звукоизвлечения при использовании народных песен. Это называлось духовным пением. Производимый звук заставлял мощно вибрировать черепную коробку и те органы, где находятся большие сплетения нервных волокон. Такое пение вызывало у слушателей изменение сознания, способствовало снятию тяжелых, травмирующих переживаний, создавало внутренние условия для гармонизации личности. Его звучание вызывало резонанс в организме слушателя, устраняло болезни и расстройства в деятельности внутренних органов. Песни предполагали и словесное воздействие – особым образом организованный текст и музыка взаимно усиливали лечебный эффект.

Уже на протяжении XVI века представители народной музыкальной культуры подвергались гонениям, главным образом со стороны церкви, усматривавшей в скоморохах наследников дохристианских традиций, хотя они не проявляли себя как диссиденты в православной среде. Государь Алексей Михайлович издал указ о запрещении представлений скоморохов. По его указу у скоморохов в массовом порядке проводились конфискации музыкальных инструментов.

Но, несмотря на репрессии, народная музыка продолжала жить, в том числе не исчезли и традиции музыкотерапии. Хранители сокровенного знания попросту скрылись с поверхности социальной жизни, сделавшись невидимыми для государева ока. Артели скоморохов осели в глуши российских губерний, растворившись с местным населением. В народе знали о существовании музыкантов-целителей, и в случае необходимости к ним обязательно обращались, и они никогда не отказывали в помощи.

В советский период исследования воздействия музыки на человека проводились в основном в рамках общей психологии и физиологии. Энтузиасты музыкотерапии – композиторы и работники культуры – также изучали ее возможности, пытаясь адаптировать опыт зарубежных ученых и внося собственные идее. Публикации на эту тему выходили в свет, однако, как апробированный метод музыкотерапия так и не была признана Министерством здравоохранения СССР.

Раздел 6.2: Характеристика детей, занимающихся в классах коррекции

Лекция 24 (тема 6.2.1):


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: