Органическая солидарность

1) Морфологическая (структурная) основа

Основана на разделении труда (преобладает в более развитых обществах), Организованный тип (слияние рынков и рост городов), Большая взаимозависимость (относительно сильные социальные связи), Относительно большой объем населения, Относительно высокая материальная и моральная плотность

2) Типы норм (воплощенные в праве)

Правила с реститутивными санкциями, Преобладание кооперативного права (гражданского, коммерческого, процессуального, административного и конституционного)

З а) Формальные признаки коллективного сознания

Малый объем, Низкая интенсивность, Низкая определенность, Больший простор для индивидуальной инициативы и рефлексии

3 б) Содержание коллективного сознания, Возрастающая светскость

Ориентированность на человека (связь с интересами человека и открытость для обсуждения)

Приписывание высшей ценности достоинству индивида, равенству возможностей, трудовой этике и социальной справедливости

Аномия - сосояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов и состоянии в развитии обществ, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились.

Выделяет три основных типа самоубийства, обусловленные различной силой влияния социальных норм на индивида: эгоистическое, альтруистическое и анемическое. Эгоистическое самоубийство имеет место в случае слабости социальных (групповых) связей индивида, результате чего он остается наедине с самим собой и утрачивает смысл жизни. Альтруистическое самоубийство, наоборот; вызывается полным поглощением обществом индивида, отдающего ради него свою жизнь, т. е. видящего ее смысл вне её самой. Наконец, анемическое самоубийство обусловлено состоянием аномии в обществе, когда социальные нормы не просто слабо влияют на индивидов (как при эгоистическом самоубийстве), а вообще практически отсутствуют, когда в обществе наблюдается нормативный вакуум, т. е. аномия.

Дюркгейм сопоставляет данные по самоубийствам в нескольких европейских странах. В итоге становится очевидным, что:

1. Протестанты более склонны к суициду, нежели католики.

2. Одинокие люди чаще женатых добровольно расстаются с жизнью.

3. Количество самоубийств в процентах больше в странах с неустойчивой экономикой и политическим устройством.

4. Репрессивные политические системы создают в стране суицидальную обстановку

Понятие аоемии, сформулированное еще в первой книге Дюркгейма, получает в “Самоубийстве” дальнейшее развитие и углубленную разработку.

Дюркгейма интересовала проблема социального неравенства как признак кризисных явлений капиталистического общества. Социальное неравенство – результат неадекватной организации разделения труда и аномии (в данном контексте общественное состояние, при котором отсутствует чёткая моральная регуляция поведения человека).

По Дюркгейму мораль – это система объективных правил поведения, характерной чертой которых была их принудительность, обязательность выполнения. Основным признаком морали он считал общественный долг, следование которому делает человека моральным.

Итак, влияние идей Э. Дюркгейма присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых и убедительных онтологических обоснований необходимости и возможности социологии как науки. Он доказывал, что общество - это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Вместе с тем он подчеркивал, что эта реальность обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипулированию. Таким образом, Дюркгейм отстаивал необходимость осторожного и уважительного отношения к обществу в социальной практике, важность опоры на реальные спонтанные тенденции при воздействии на социальные




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: