Макс Вебер (1864-1920) является одним из наиболее выдающихся представителей социологической науки за всю историю ее существования. Его труды (см.: Вебер М. Избранные произведения. М., 1990; Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994) оказали и продолжают оказывать глубокое влияние на последующее развитие социологической мысли.
Основой социологии Вебера стало учение об идеальных типах. Идеальный тип — теоретическая конструкция, отражающая не объективную реальность, а результат мышления, исследовательской деятельности ученого. Идеальный тип — это образ-схема, способ систематизации и упорядочения конкретного материала, познаваемого исследователем-социологом. Идеально-типические конструкции — это узловые понятия, которые отражают важнейшие явления и процессы, к примеру, "капитализм", "церковь", "город", "религия", "христианство", "экономический человек" и т. д.
Возникает принципиальный вопрос, на который Вебер не мог не ответить: из чего вытекает и каким образом конструируется идеальный тип — из реальности, существующей независимо от социолога, или из его мышления? Понимая возникшее противоречие, Вебер подразделяет идеальный тип на исторический и социологический. Исторический идеальный тип отражает жизненную историю и из нее формирует понятия, социологический же создает конструкт как продукт деятельности ученого. Учение Вебера об идеальных типах, построенное на таких интерпретациях понятий, является основой его "понимающей социологии". В данном случае речь идет о том, что социология должна в качестве исходного пункта рассматривать поведение человека или группы людей. Поведение интересует социолога потому, что люди вкладывают в свои действия определенный смысл. Поскольку такие действия осмысленны, социология должна быть понимающей наукой — понимающей и действия, и, что особенно важно, смысл, который вкладывают в них исследуемые.
Поэтому социология у Вебера — это наука не только о понимании поведения, причем осмысленного человеком, но и о социальном действии. Оно для Вебера равнозначно человеческому поведению. Ведь социальное действие не просто "самоориентировано", оно ориентировано прежде всего на других. Ориентацию на других Вебер называет "ожиданием", без которого действие не может считаться социальным. Так, не является социальным действием молитва (поскольку она не рассчитана на ее восприятие другим человеком и его ответное действие).
Таким образом, предметом "понимающей социологии" становится осмысленное социальное действие. Оно выступает в нескольких формах, главной из которых является целерациональное действие. Последнее, по Веберу, направлено на достижение осозноваемых личностью целей; для этого используются адекватные средства, то есть те, что признаются необходимыми действующими индивидом. Чем менее рационально действие, тем оно менее понятно. Поэтому целерациональное действие — это основной идеальный тип, а убывание рациональности есть отклонение от него. Рационализация социального действия — это главное направление исторического процесса, согласно учению Вебера.
Рациональность присуща не только поведению индивида, группы, она характеризует организацию хозяйства, управления, образа жизни в целом. Докапиталистические типы общества Вебер называет традиционными потому, что формально-рациональное начало не характерно для них. Оно становится принципом капиталистической организации общественной жизни.
Здесь мы обнаруживаем еще один пласт проблем, связывающих экономику и религию. В работе "Протестантская этика и дух капитализма" Вебер показывает, как воздействуют религиозно-этические установки на характер и способ осуществления экономической деятельности, на ее мотивацию. Он стремится доказать, что именно религиозные убеждения, религиозная этика оказались основными стимулами развития капиталистической экономики и обеспечили формирование таких черт личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, честность, активность. Не случайно сегодня западная социология обнаруживает большой интерес именно к этой стороне творчества Вебера. В развитых капиталистических странах многие считают, что дух капитализма и религиозной этики утрачивает свой стимулирующий потенциал, и обращаются к наследию Вебера в поисках рецептов его реанимации.
Не следует думать, что Вебер идеализировал капиталистическое общество. Он осознавал его многомерность, сложность и противоречивость, особенно классовых и групповых отношений. "Вебер анализировал социальные группы, в первую очередь по признакам их престижа, власти и статуса, и описывал конфликты между ними? Он видел усиление чиновничества и бюрократического аппарата и предсказывал установление их диктатуры, полемизируя в то же время с положением марксизма о перспективах диктатуры пролетариата.
Социологические идеи Вебера, пожалуй, как никакие другие из наследия конца XIX — начала XX в., привлекают внимание современных ученых. Вебер не оставил после себя, как Дюркгейм, школы, у него не было личных авторитетных учеников, которые развивали бы его взгляды. Но сами по себе "понимающая социология", учение об идеальных типах, теория социального действия, идея связи экономики, этики и религии оказались настолько созвучными задачам общества и времени, что имя Вебера прочно вошло в социологическую науку, заняв в ней достойное место.