Понимающая социология Макса Вебера

Макс Вебер (1864-1920) является одним из наиболее выдающихся представителей социоло­гической науки за всю историю ее существования. Его труды (см.: Вебер М. Избранные произведения. М., 1990; Вебер М. Из­бранное. Образ общества. М., 1994) оказали и продолжают ока­зывать глубокое влияние на последующее развитие социологи­ческой мысли.

Основой социологии Вебера стало учение об идеальных ти­пах. Идеальный тип — теоретическая конструкция, отражаю­щая не объективную реальность, а результат мышления, иссле­довательской деятельности ученого. Идеальный тип — это об­раз-схема, способ систематизации и упорядочения конкретного материала, познаваемого исследователем-социологом. Идеаль­но-типические конструкции — это узловые понятия, которые отражают важнейшие явления и процессы, к примеру, "капита­лизм", "церковь", "город", "религия", "христианство", "экономи­ческий человек" и т. д.

Возникает принципиальный вопрос, на который Вебер не мог не ответить: из чего вытекает и каким образом конструиру­ется идеальный тип — из реальности, существующей независимо от социолога, или из его мышления? Понимая возникшее противоречие, Вебер подразделяет идеальный тип на исторический и социологический. Исторический идеальный тип отражает жизненную историю и из нее формирует понятия, социологический же создает конструкт как продукт деятельности ученого. Учение Вебера об идеальных типах, построенное на таких интерпрета­циях понятий, является основой его "понимающей социологии". В данном случае речь идет о том, что социология должна в качестве исходного пункта рассматривать поведение человека или группы людей. Поведение интересует социолога потому, что люди вкладывают в свои действия определенный смысл. Поскольку такие действия осмысленны, социология должна быть понимающей наукой — понимающей и действия, и, что особенно важно, смысл, который вкладывают в них исследуемые.

Поэтому социология у Вебера — это наука не только о понимании поведения, причем осмысленного человеком, но и о социальном действии. Оно для Вебера равнозначно человеческому поведению. Ведь социальное действие не просто "самоориентировано", оно ориентировано прежде всего на других. Ориента­цию на других Вебер называет "ожиданием", без которого действие не может считаться социальным. Так, не является социаль­ным действием молитва (поскольку она не рассчитана на ее восприятие другим человеком и его ответное действие).

Таким образом, предметом "понимающей социологии" становится осмысленное социальное действие. Оно выступает в нескольких формах, главной из которых является целерациональное действие. Последнее, по Веберу, направлено на достижение осозноваемых личностью целей; для этого используются адекватные средства, то есть те, что признаются необходимыми действующими индивидом. Чем менее рационально действие, тем оно менее понятно. Поэтому целерациональное действие — это основной идеальный тип, а убывание рациональности есть отклонение от него. Рационализация социального действия — это главное направление исторического процесса, согласно учению Вебера.

Рациональность присуща не только поведению индивида, группы, она характеризует организацию хозяйства, управления, образа жизни в целом. Докапиталистические типы общества Вебер называет традиционными потому, что формально-рациональное начало не характерно для них. Оно становится принципом капиталистической организации общественной жизни.

Здесь мы обнаруживаем еще один пласт проблем, связываю­щих экономику и религию. В работе "Протестантская этика и дух капитализма" Вебер показывает, как воздействуют религи­озно-этические установки на характер и способ осуществления экономической деятельности, на ее мотивацию. Он стремится доказать, что именно религиозные убеждения, религиозная эти­ка оказались основными стимулами развития капиталистичес­кой экономики и обеспечили формирование таких черт личнос­ти, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, честность, активность. Не случайно сегодня западная социология обнару­живает большой интерес именно к этой стороне творчества Вебера. В развитых капиталистических странах многие считают, что дух капитализма и религиозной этики утрачивает свой сти­мулирующий потенциал, и обращаются к наследию Вебера в по­исках рецептов его реанимации.

Не следует думать, что Вебер идеализировал капиталистиче­ское общество. Он осознавал его многомерность, сложность и противоречивость, особенно классовых и групповых отношений. "Вебер анализировал социальные группы, в первую очередь по признакам их престижа, власти и статуса, и описывал конфлик­ты между ними? Он видел усиление чиновничества и бюрократи­ческого аппарата и предсказывал установление их диктатуры, полемизируя в то же время с положением марксизма о перспек­тивах диктатуры пролетариата.

Социологические идеи Вебера, пожалуй, как никакие другие из наследия конца XIX — начала XX в., привлекают внимание со­временных ученых. Вебер не оставил после себя, как Дюркгейм, школы, у него не было личных авторитетных учеников, которые развивали бы его взгляды. Но сами по себе "понимающая социо­логия", учение об идеальных типах, теория социального дейст­вия, идея связи экономики, этики и религии оказались настолько созвучными задачам общества и времени, что имя Вебера проч­но вошло в социологическую науку, заняв в ней достойное место.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: