Формальная школа в немецкой социология

На рубеже XIX — XX вв. появились новые, крайне важные социологические концепция, которые привели к профессиона­лизации социологии, выходу ее на принципиально иной уровень теоретического развития. Значительную роль в данном процессе сыграло творчество крупнейших немецких социологов этого периода Ф. Тенниса, Г. Зиммеля, М. Вебера. Несмотря на значи­тельные различия между ними, есть и немало общего, того, что позволяет рассматривать их идеи в рамках единого направле­ния — классической немецкой социологии. В этом названии ни дна явная аналогия с немецкой классической философией, представленной именами И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха. То, что сотворили "великие немцы" в конце XVIII — первой половине XIX вв. для философской науки, может быть, не в той степени, но было воспроизведено (по уровню и силе воздействия) в социологической науке почти на столетие позднее.

Каковы же общие черты классической немецкой социологии, представленные в творчестве Тенниса, Зиммеля, Вебера? Во-первых, это была формальная, "классификационная" социология, построенная на стремлении рассматривать социальные процессы и отношения в рамках многообразных и детальных классификаций социальных форм (особенно активно это делали Теннис и Зиммель). Во-вторых, классическая немецкая социология стала теоретической основой для возникновения и развития эмпирической социологии в XX столетии. В-третьих, следует отметить подлинную энциклопедичность немецких социологов, их чрезвычайно широкие научные интересы и глубокий след, кото­рый они оставили как в социологии, так и смежных социально- гуманитарных науках. В-четвертых, основной "клеточкой" об­щества социологи (прежде всего Зиммель и Вебер) считали вза­имодействие и социальное действие. В-пятых, благодаря их усилиям социология институциализировалась, т. е. превратилась в одну из наиболее значимых форм социальной деятельности. На­учные труды и практическая деятельность Тенниса, Зиммеля, Вебера, пробудили громадный интерес к социологии, способствовали формированию социальной потребности в ее развитии. Рассмотрим кратко взгляды каждого из них. Фердинанд Теннис (1855—1936), один из основателей формальной школы, пытался создать в социологии единую и логически стройную систему понятий, представить эту науку как многоуровневую. Теннис различал чистую (теоретическую), прикладную и эмпирическую социологию. Первая анализирует общество в состоянии статики, вто­рая — динамики, третья исследует факты жизни современного общества на основе статистических данных. Поэтому эмпириче­ская социология называлась им социографией.

Сам Теннис проводил эмпирические (социографические) исследования, касающиеся преступности, самоубийств, развития промышленности, демографических изменений, деятельности политических партий и др. Как видно, круг интересов немецкого социолога был достаточно широким. Причем некоторые из его исследований были весьма скрупулезными. Так, анализируя пре­ступность на выборке в 3500 человек, Теннис собирает сведения о каждом из них в исправительных учреждениях и архивах поли­ции, интересуется происхождением, семейными условиями, об­разованием, профессией, фактическим занятием, местом прожи­вания, характеристикой типа поселения, профессией отца и др.

Но главным в творчестве немецкого социолога является его учение о социальных отношениях и социальных связях. Он раз­работал новый подход к пониманию общества, а также того, в каких формах представлена социальная жизнь. Учение Тенниса было изложено в книге "Общность и общество" (1887), которая сделала его известным в мире ученых-социологов. Автор сопос­тавляет два типа общества, два типа социальных связей — общинные и общественные. Первые определяются психологи­ческими характеристиками — душевной близостью и склоннос­тью, эмоциями, привязанностями, личными переживаниями, вторые — характеристиками рационального плана, такими, как выбор, обмен, торговля. Первый тип отношений присущ преимущественно патриархально-феодальным обществам, вто­рой — капиталистическим.

Теннис выделяет три типа форм социальной жизни: 1) соци­альные отношения; 2) группы; 3) корпорации или объединения. Первые имеют объективный характер. Если они охватывают более чем двух участников, то создают "социальный круг". Он представляет собой ступень перехода от социальных отношений к группе. Сама группа образуется тогда, когда объединение ин­дивидов считает это необходимым для достижения какой-либо конкретной цели. Наконец, если та или иная форма социальной жизни приобретает внутреннюю организацию, то есть люди начинают выполнять определенные функции, она становится кор­порацией.

Следует отметить и чисто практическую, социальную и по­литическую, деятельность Тенниса — ученого, демократа и антифашиста, конституционалиста и социал-реформиста. Он активно участвовал в поддержке рабочего движения, выступил в защиту Кильской стачки (1896—1897). В последние годы жизни, работая в условиях фашистского режима, он, в отличие от многих коллег, покинувших Германию, остался в стране и мужест­венно отстаивал антифашистские позиции. Бесстрастный уче­ный и яростный политик — таким помнят Тенниса люди.

Оценивая значение творчества Тенниса для последующего развития социологии, нужно иметь в виду, что оно способствовало ее самоопределению и институциализации. Это была плодотворная попытка и интересный пример разработки социологии как науки, анализирующей свой предмет независимо от его со­держательных характеристик посредством использования многообразных аналитических построений.

Георг Зиммель (1858—1918) акцентировал внимание на формах социального взаимодействия людей, имеющих "сквозной" для человечества характер. Он типизировал прежде всего такие формы, как конфликт, конку­ренция, подчинение, авторитет, договор и др. Трудно переоце­нить, значимость этих идей для становления современной социологии.

Уделяя большое внимание классификации социальных форм, Зиммель не уходил от социологического анализа их содержания. Под последним он понимал прежде всего структуру социального взаимодействия. В этом смысле особый интерес вызывает "формально-содержательный" анализ Зиммелем та­ких социальных процессов, типов и моделей развития (это одна из его классификаций социальных форм), как мода (пример социального процесса), аристократ и бедняк (примеры социальных типов, взаимосвязь между количественным расширением груп­пы и качественным усилением индивидуальности (пример модели развития).

Основной клеточкой" общества Зиммель считал взаимодействие. Он писал, что "общество вообще представляет собой взаимодействие индивидов. Взаимодействие всегда складывается в следствие определенных влечений или ради определенных целей. Эротические инстинкты, деловой интерес, религиозные им­пульсы, защита или нападение, игра или предпринимательство, стремление помочь, научиться, а также множество иных моти­вов побуждают человека к деятельности для другого, к сочета­нию и согласованию внутренних состояний, т. е. к оказыванию воздействий и, в свою очередь, их восприятию. Эти взаимные воздействия означают, что из индивидуальных носителей побу­дительных импульсов и целей образуется единство, "общество"

Значение Зиммеля в социологии состоит в том, что он одним из первых привлек внимание к микросоциальным процессам, из которых, собственно говоря, и складываются макросоциальные, крупномасштабные образования. Изучение этих процессов он считал одной из важнейших задач социологии. Зиммель оказал­ся тонким и наблюдательным теоретиком взаимодействия, его различных видов. Вклад Зиммеля в развитие социологии дал ос­нование многим исследователям поставить его в один ряд с М. Вебером.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: