Известный русско-американский социолог Питирим Сорокин (1889—1968) первые серьезные труды написал в России, где жил до 1922 г., пока не вынужден был эмигрировать на Запад.
В своей работе «С-ма социологии» выделили 5 принципов социологии:
3. Социология д. строиться по типу естественных наук, объекты разные, методы одни.
4. Социология – наука теорет.
5. Социология – объективная наука.
6. Социология д. прекратить философствование.
7. Разрыв социологии с идеей «монизма». Благодаря этим принципам социология д показать, что она есть наука цельная, законченная.
Предметом социологии, по С., выступает межчеловеческое взаимодействие, отличное от взаимодействия в неорг и орг природе.
С. выделяет структуру социологич знания. Социология, по его мнению, делится на теорет (изучение с т.зр «сущего») и практич. (с т. зр. «должного»). Теорет, в свою очередь, вкл в себя соц аналитику, соц механику и соц генетику.
Соц аналитика изучает структуру соц явления взятых в пространстве, т.е. статистически, делится на 2 подотдела: 1) – изучение простейшего соц явления; 2) – сложные единства (комбинация простейщих явлений).
Соц механика изучает процесс взаимодействия людей, их поведение и те силы, к-мы оно вызывается. Соц механика классифицирует ф-ры поведения, определяет влияние каждого фактора на поведение ч-ка, группы.
Соц генетика опр линии р-ия и объясняет причины отклонения от этих линий.
Наличие 1 или более индивидов, наличие актов, наличие проводников:
С. классифицирует вз/действие по разл основаниям. В зависимости от первого структурного компонента вз/действие делится на: вз/действие м/у 2-мя индивидами; м/у одним и многими; м/у многими и многими. В зависимости от природы акта вз/действия м/б: односторониими/двусторониим длительным/временным; антагонистическим/солидарным; шаблонным/нешаблонным; сознательным/бессознательным. В зависимости от проводника – звуковым, светоцветовым, тепловым и т. д.
С. выделят 3 ур-ня вз/действия: 1)- межиндивидуальные отношения; 2)- комбинация элементарных групп; 3)- отношения м/у кумулятивными гр (классы, нации, элита).
Работая в США, подверг критике эмпирическую социологию за мелкотемье и неумение охватить широкие социальные проблемы. Вместе с тем, занимаясь | исследованиями социальной стратификации (расчленения общества на социальные группы и слои) и социальной мобильности (перемещениями из одного социального слоя в другой, о чем в 1927 г. им была написана большая работа), П. А. Сорокин стремится "вписать" их в широкие социальные структуры и рассматривать движение в обществе в связи с функционированием этих структур. Одной из них Сорокин считал социальные институты, поэтому не случайно обращал внимание на то, как влияют на социальную мобильность школа, бюрократия, армия, профессиональные организации, церковь и др.
Анализируя социальную стратификацию, П. Сорокин доказал, что она является постоянной характеристикой любого организованного общества. Деление на страты (слои) есть всюду — в экономике и политике, науке, культуре и образовании, в менеджменте и банде преступников. На основе имеющейся стратификации осуществляется социальная мобильность, которая также выступает как естественное, нормальное состояние общества и включает в себя регулярные перемещения индивидов, групп, социальных объектов из одной социальной позиции в другую.
П. А. Сорокин известен как автор крупных теоретических концепций, с помощью которых он стремился объяснить изменения в мире. Одна из них — концепция социокультурной динамики, другая — интегрального типа личности и общества. В рамках первой заметно стремление рассматривать исторический процесс как движение типов культур, каждый из которых выступает как определенная целостность. Таких основных типов Сорокин выделил три: чувственный, рациональный (уморительный), идеалистический. Первый характеризуется преобладанием непосредственного чувственного восприятия действительности, второй — господством рационального мышления, третий — доминантой интуиции. Каждый из этих типов культуры находится в развитии и присущ человеческому обществу на различных этапах прогресса. Концепция социокультурной динамики П. А. Сорокина явилась одной из первых попыток проанализировать источники и движущие силы социальных изменений и их диалектику в обществе.
Теперь об интегральной социологии П. Сорокина. Идея интегрализма оказалась сквозной для всего творчества ученого, коснувшись различных социальных субъектов, процессов и структур. Но наиболее ярко она проявилась в анализе личности и общества. "Новая интегральная теория личности, — писал Сорокин. — не отрицает, что человек является животным организмом наделенным "бессознательным", рефлексивно-инстинктивным механизмом тела, но она подчеркивает, что, помимо этой формы бытия, человек является сознательным, рациональным мыслителем и сверх-сознательным творцом или духом"
Человек интегрален, по мнению Сорокина, прежде всего по своей природе, которая складывается под комплексным влиянием ряда факторов космического, биологического, психологического, социокультурного характера. Для получения истины, являющейся главной целью деятельности человека, он пользуется тремя основными каналами — чувством, разумом, интуицией. В результате их интегрального использования знание о мире человека становится полным.
Что касается теории интегрального типа общества, то в ней Сорокин стремился представить свой вариант будущего. В 60-е гг. в ряду концепций конвергенции (сближения, соединения обществ и стран с различным социальным строем) она занимала одно из центральных мест благодаря реалистическому подходу к пониманию взаимосвязи различных организаций и систем общественной жизни и использованию лучших достижений каждой из них в интересах человечества. В нашей литературе 60—70-х гг. эта теория подвергались критике, подчас огульной и необоснованной. Между тем ряд положений, касающихся действительных завоеваний человеческого общества, отражал реализм подхода П. А. Сорокина. Это, в частности, касается плюрализма форм собственности и политической структуры, стимулирования труда и экономической дисциплины, отношений с другими странами и способов планирования и т. д. Доказательством концептуальной значимости социологической теории Сорокина является то, что человечество, пусть трудно, медленно, мучительно, но все же продвигается по пути интеграции.