Методика аудиторской проверки

Методика - совокупность практического выполнения чего-либо.

Методика аудиторской проверки позволяет организовать качественную проверку при оптимальном времени и затратах на ее проведение.

Методика аудита является коммерческой тайной аудиторской организации, в связи с чем, данный вопрос не раскрывается в зарубежной литературе.

На методику оказывают влияние различные факторы, а также квалификация аудитора, опыт работы, степень детализации внутрифирменных стандартов. Методика зависит от следующих групп факторов:

1. подходов используемых при создании методики

1.1 бухгалтерский

1.2 юридический

1.3 отраслевой

1.4 специфический (холдинг, малый бизнес)

2. последовательности проверки

2.1 касса

2.2 главная книга

2.3 процедуры

2.4 психология поведения (все должно иметь практический смысл, вне практики нет действий) «Если звезды зажигают, то это кому-то нужно»

3. эволюция развития аудита

3.1 подтверждающий аудит

3.2 системно-ориентируемый

3.3 базирующийся на риске

4. роли аудитора (т.е. его миссии)

4.1 «сторожевого пса», полицейского

4.2 кредитоспособности

4.3 модератора (арбитра)

4.4 квази-критическая (мнение каждого аудитора свое о его роле)

4.5 агента (добропорядочность руководства)

4.6 роль аудитора как инструмента социального контроля за ведением бухгалтерского учета.

5. объектов аудита

5.1 по разделам бухгалтерского учета

5.2 по циклам (зарубежная практика)

Методику аудита можно раскрыть по уровням рассмотрения информации для достижения целей аудита (дерево целей):

1. уровень финансовой отчетности

2. элементы финансовой отчетности (сегменты)

3. утверждения (предпосылки) руководства аудируемого лица представленные в финансовой отчетности

4. общие (главные) по бухгалтерским счетам, включенным в элемент финансовой отчетности.

5. конкретные цели аудита в разрезе бухгалтерских счетов (субсчетов).

Основные положения, являющиеся частью методики представленные в учебнике «Аудит» под ред. Подольского, следующие:

1. нормативное обеспечение для проведения аудита (национальные, внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности)

2. предметная область проведения проверок, которые выделяются в группы работ

2.1 учредительные, другие общие документы, учетная политика, финансовая отчетность, договора на осуществление финансово-хозяйственных операций, оценка СВК

2.2 по разделам бухгалтерского учета

3. методика проверки разделов учета, которые должны разрабатываться по типовой схеме, включают:

3.1 перечень нормативных документов, регулирующих порядок отражения хозяйственных операций по конкретному бухгалтерскому счету

3.2 описание альтернативных учетных решений

3.3 состав первичных документов по счету

3.4 регистры аналитического и синтетического учета по счету

3.5 финансовая отчетность, в которой находит отражение бухгалтерский счет

3.6 перечень типовых нарушений по счету

3.7 перечень типовых вопросов для проведения тестирования

3.8 перечень аудиторских процедур применяемых при тестировании операций и остатка по счету

3.9 последовательность аудиторских процедур

При формировании методики аудита на этапе планирования (общий план, программа по Федер. ПСАД №3) необходимо определять:

1. объекты аудита

· материальные ресурсы

· трудовые ресурсы

· финансовые ресурсы

· процессы финансово-хозяйственной деятельности

· функции управления

2. источники информации

2.1. государственные нормативные акты

· законы, кодексы

· система национальных счетов

· отраслевые инструкции, методические указания

2.2. внутрифирменные положения по планированию, учету, контролю принятые и утвержденные аудируемым лицом

2.3. документацию, составленную на разных стадиях обработки информации и различную по форме, содержанию и представлению

· договорная документация

· первичные документы, учетные регистры

· финансовая отчетность, а также иная информация (инвентаризация)

2.4. другие источники

· рабочие документы аудитора, аудиторское заключение за предыдущие периоды, если проводился согласованный аудит

· заключения и экспертизы, представленные третьими лицами

· заявления и разъяснения руководства аудируемого лица, третьих лиц

3. Методы и процедуры сбора информации

4. Принципы и процедуры внутреннего контроля качества

· Этические требования

· Принятие клиента, сотрудничество с существующим (независимость)

· Делегирование полномочий

· Надзор, контроль выполнения задания

· Мониторинг


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: