double arrow
Аудит основных средств

1) Цель, задача и информационная база проверки

2) Аудит документального отражения и учета основных средств

3) Аудит начисления амортизации

4) Аудит затрат на ремонт основных средств

1. Цель, задача и информационная база проверки

Цель аудита – установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по движению основных средств требованиям нормативных документов.

Для достижения цели аудитору необходимо оценить систему внутреннего контроля клиента, определить методы проверки, разработать программу аудиторских процедур по существу.

Нормативные документы:

1) Гражданский кодекс,

2) Налоговый кодекс

3) Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О классификации основных средств, включенных в амортизационные группы»

4) ПБУ 6/01 "Учет основных средств", приказ Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н

5) Методологические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утверждены приказом Министерства финансов РФ от 13.10.2003 № 91н.

6) Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утверждены приказом Министерства финансов РФ от 13.06.1995 № 49.

7) Постановление Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств»

Источники информации для проверки:

- Учетная политика

- Бухгалтерская отчетность

- Регистры учета по счетам 01, 02, 03, 08

- Ведомости начисления амортизации

- Первичные документы.




2.Аудит документального отражения и учета основных средств

В первую очередь необходимо проверить правильно ли организация отнесла активы к основным средствам. Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.



Одновременно проверяется отнесение основных средств в налоговом учете в состав амортизируемого имущества.

Аудитор изучает список поступивших основных средств за проверяемый период, при этом анализируется каждое направление поступления (приобретение за плату, сооружение, безвозмездное поступление, в счет вклада в уставный капитал, аренда и пр.).

Серьезное внимание должно быть уделено экспертизе договоров, которыми оформлены приобретение прав собственности (договор купли-продажи, в том числе мены и подряда). От результатов этой проверки зависит порядок формирования первоначальной стоимости и отражение операций в учете.

Экспертиза договоров мены осуществляется на предмет соответствия требованиям Главы 31 ГК РФ. Анализируются условия договоров в отношении цены, порядка оплаты и выполнения работы с использованием материалов заказчика.

Договор дарения должен документально подтверждать рыночную стоимость основных средств. Изучают экспертные заключения, справки изготовителей и т.д.

Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации.

Самой сложной является проверка операций с основными средствами, созданными хозяйственным способом, поскольку стоимость строительно-монтажных работ является объектом обложения НДС. Необходимо проверить правильность оформления первичных документов, на основании которых в учете отражались операции по поступлению основных средств (акты приема-передачи). В организации должна быть создана постоянно действующая комиссия по вводу в эксплуатацию основных средств. На основании данных учета и первичных документов проверяют своевременность зачисления объектов в состав основных средств.

При поступлении основных средств делаются следующие бухгалтерские записи:

Дт 08 – Кт 60, 76, 10, 70, 69, 66, 67, 75, 98 и др.

Дт 01 – Кт 08

При проверке выбытия основных средств аудитором рассматриваются все направления выбытия:

- продажа;

- прекращение использования вследствие морального или физического износа; ликвидация при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации;

- передача в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд;

- передачи по договору мены, дарения;

- внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности; выявления недостачи или порчи активов при их инвентаризации;

- частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции; в иных случаях.

Аудитор устанавливает причину, целесообразность и законность операции, правильность отражения в учете. Исследуются договоры на продажу основных средств, акты на списание, акты приема-передачи. В случае ликвидации основных средств устанавливают причины и техническое состояние объектов, наличие постоянно действующей комиссии. Материальные средства, оставшиеся от ликвидации, должны быть обязательно оприходованы.

Бухгалтерские записи при выбытии:

Дт 01.выбытие – Кт 01

Дт 02 – Кт 01.выбытие

Дт 91.2 – Кт 01. Выбытие

3.Аудит начисления амортизации

Проверка правильности начисления амортизации, обоснованности применения норма требует особого внимания аудитора, поскольку эти данные влияют на себестоимость, финансовый результат, налог на имущество и налог на прибыль. Выбор амортизационной политики оказывает значительное влияние на формирование финансовой стратегии организации.

Поскольку объекты стоимостью менее 40000 рублей, а также книги, брошюры и т.п. сразу списываются на затраты, организация должна обеспечить надлежащий контроль за их движением. Следует проверить, оформляются ли операции по списанию этих объектов первичными документами (унифицированной формы нет).

Журнал унифицированных форм первичных учетных документов по учету основных средств не содержат специальных форм для оформления операций списания на затраты при вводе в эксплуатацию основных средств стоимостью до 40000 рублей. В таких случаях организация вправе самостоятельно разработать учетный документ для данной группы операций.

При проверке порядка начисления амортизации работа осуществляется по 2 направлениям:

1) Проверка данных бухгалтерского учета

2) Проверка данных налогового учета

При проверке амортизационных начислений в бухгалтерском учете аудитор должен руководствоваться ПБУ 6/01 и учетной политикой организации для решения следующих задач:

1) Анализ объектов амортизации;

2) Контроль за правильностью расчета норм амортизационных отчислений

3) Проверка отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений

4) Оценка амортизационной политики.

В первую очередь анализируется состав основных средств, по которому начисляется амортизация, затем правильность в пересчете аудитором норм, установленных при вводе объектов в эксплуатацию. Следующий шаг аудита – определение срока полезного использования основных средств в организации, имеющей право пересматривать срок полезного использования в случаях улучшения первоначально принятых норм показателей функционирования объекта. В результате проведенной реконструкции, модернизации следует выяснить, является ли установленный на предприятии срок полезного использования объекта основных средств, характерным для данной сферы бизнеса.

Также аудитору нужно изучить акты ввода объектов в эксплуатацию и материалы переоценки основных средств.

При проверке начисления амортизации в налоговом учете аудитор руководствуется нормами гл.25 НК РФ, в соответствии с которыми можно выделить 2 принципиальных аспекта методики:

1) Проверка формирования состояния амортизируемого имущества

2) Проверка расчетов сумм амортизационных отчислений.

Аудитор должен убедиться, что из состава амортизируемого имущества исключены основные средства, переданные (полученные) по договору в безвозмездное пользование, переданные по решению руководства организации на консервацию свыше 3 месяцев, находящиеся на реконструкции и модернизации свыше 12 месяцев.

При расконсервации объектов основных средств амортизация по нему начисляется в порядке, действовавшем до момента его консервации, а срок полезного использования продлевается на период нахождения основного средства на консервации.

Для начисления амортизации амортизируемое имущество должно быть распределено на амортизационные группы в соответствии со сроком полезного использования.

Срок полезного использования – период, в течение которого основное средство и нематериальный актив случит для выполнения целей деятельности налогоплательщика.

Организации по вновь введенным с 01.01.2002 основным средствам для целей бухгалтерского учета могут применять порядок начисления амортизации аналогичный налоговому учету. Основные средства, которые числились на 01.01.2002 на балансе организации должны амортизироваться для целей налогового учета в соответствии с гл.25 НК РФ, а для целей бухгалтерского учета в порядке и по нормам, принятым в организации на дату передачи основного средства в эксплуатацию.

Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации, включаются состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документа на регистрацию указанных прав.

При начислении амортизации в налоговом учете по каждому объекту амортизируемого имущества должны быть отражены в регистрах следующие показатели:

1) Амортизационная группа;

2) Срок полезного использования;

3) Первоначальная стоимость и остаточная стоимость;

4) Выбранный метод начисления амортизации;

5) Норма амортизации;

6) Сумма начисленной амортизации.

Налоговое законодательство позволяет организации самостоятельно избирать метод начисления амортизации не по всем видам. Ст.259 НК РФ определяет перечень основных средств, по которым применяется только линейный метод. Результаты проверки начислений амортизаций в налоговом учете влияют на мнение аудитора в отношении достоверности формирования налоговой базы по налогу на прибыль, так как сумма начисленной амортизации формирует расходы, связанные с производством и реализацией.

Важным моментом для формирования налоговой базы является отражение расходов на ремонт основных средств (ст.260 НК РФ). Они рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном периоде, в котором они будут осуществлены в размере фактических затрат. Положение этой статьи применяется в отношении расходов арендатора амортизируемого имущества, если договором между ними возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено.

Для обеспечения в течение двух или более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств, налогоплательщик имеет право создать резерв под предстоящие ремонты основных средств. Создание резерва должно быть отражено в учетной политике организации.

4. Аудит затрат на ремонт основных средств.

Аудитор должен изучить состав расходов на строительство, ремонт, реконструкцию и модернизацию основных средств, подлежат ли такие расходы списанию на расходы организации или их следует включать в стоимость соответствующего основного средства с последующей амортизацией, правильность составления плана и смет капитального ремонта.

Особое внимание обращается на реальность смет. Иногда их составляют после завершения ремонта основных средств, и сметная стоимость приравнивается к фактическим затратам. Сметы на капитальный ремонт должны составляться на основании фактов технического осмотра и утверждаться руководством.

При проверке капитального ремонта основных средств, выполненный подрядным способом, следует установить, имеются ли договоры подряда и не была ли превышена стоимость ремонта обусловленной договором.

Для выяснения причин удорожания капитального ремонта основных средств осуществленного хозяйственным способом необходимо проверить правильность формирования затрат по статьям затрат. Нужно убедиться, не допускались ли приписки выполненных работ с целью завышения заработной платы и списания израсходованных материалов, которые впоследствии были похищены; не завышались ли нормы расхода материалов и расчеты.

Проверяются следующие первичные документы:

1) Наряды на сдельные работы;

2) Накладные

3) Лимитно-заборные карты на расход материальных ценностей;

4) Ведомости дефектов на ремонт машин;

5) Акты выполненных работ и др.

В целях установления фактов незаконного списания ремонтных материалов следует широко использовать встречную сверку документов, выборочный контроль инвентаризации выполненных работ, опрос должностных и материально-ответственных лиц и др.

В заключении следует проверить правильность учета затрат на проведение ремонта основных средств.

Фактические затраты по всем видам ремонтов списываются

Дт 20-29 Кт 10, 70, 69, 60 …

то есть включаются в себестоимость продукции по мере их осуществления.






Сейчас читают про: