double arrow

Аудит нематериальных активов


1) Цель, задачи и информационная база проверки

2) Аудит правильности отнесения активов к нематериальным

3) Аудит последующей оценки нематериальных активов

4) Аудит начисления амортизации

5) Аудит списания нематериальных активов

1. Цель, задачи и информационная база проверки

Цель аудита заключается в установлении соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета нематериальных активов действующим в проверяемом периоде нормативным документам для формирования мнения о достоверности отчетности.

Задачи:

1) Изучить состав нематериальных активов, подтвердить право собственности на них

2) Произвести оценку состояния синтетического и аналитического учетов

3) Подтвердить первичную оценку системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета

4) Проверить своевременность и полноту отражения в бухгалтерском учете операций с нематериальными активами

5) Проверить правильность последующей оценки

6) Изучить результаты инвентаризации.

Нормативные документы:

1) ГК РФ, часть 4

2) НК РФ

3) ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» утвержден приказом Минфина РФ от 27.12.2007 № 153н

Информационная база проверки: бухгалтерский баланс, приложение к бухгалтерскому балансу, оборотно-сальдовая ведомость, учетная политика, договоры, первичные документы.

Поскольку унифицированной формой является только карточка учета нематериальных активов, аудитор должен проверить разработала ли организация первичные документы по учету движения нематериальных активов. У организации должны быть документы, подтверждающие факт владения исключительными правами на нематериальные активы. Основным документом, регламентирующим правовой статус объектов интеллектуальной собственности является часть 4 ГК РФ, вступившая в силу с 01.01.2008 г.

Согласно положениям ГК РФ нематериальные активы могут быть приобретены только на основании следующих видов договоров:

1) авторских и иных договоров на приобретение произведений науки, программ для ЭВМ, баз данных.

2) на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.

3) в отношении патентных прав, в том числе лицензионных договоров.

4) в отношении использования товарных знаков, знаков обслуживания и товарных марок, в том числе лицензионных договоров.

5) учредительных.

2. Аудит правильности отнесения активов к нематериальным

Аудитором анализируется информация о составе нематериальных активов на основании данных первичных документов и учетных регистров, проверяется оформление права собственности на них. По данным регистров бухгалтерского учета по счету 04 и первичных документов производится проверка правильности отнесения отдельных видов активов к нематериальным и наличие права собственности. Исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель должны подтверждаться патентом, выданным Роспатентом, если нематериальный актив создан в данной организации. Если организация приобрела исключительные права на нематериальный актив, то право собственности подтверждается договором и исключительной лицензией.




Условия отнесения активов к нематериальным перечислены в п.3 ПБУ 14/2007:

а) объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем;

б) организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем, а также имеются ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам;

в) возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов;

г) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

д) организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

е) фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;

ж) отсутствие у объекта материально-вещественной формы.

К нематериальным активам относятся, например, произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин; изобретения; полезные модели; селекционные достижения; секреты производства (ноу-хау); товарные знаки и знаки обслуживания; деловая репутация.



Проверка состояния синтетического и аналитического учета нематериальных активов проводится по двум направлениям:

1) Обеспечена ли информация по единицам бухгалтерского учета нематериальных активов.

2) Соответствуют ли объекты, отнесенные на соответствующие субсчета к счету 04, рабочему плану счетов.

Нематериальные активы должны отражаться в учете по первоначальной стоимости, в связи с чем аудитору необходимо выяснить, какие суммы будут включены в стоимость нематериальных активов в зависимости от направлений поступления: приобретении, создание, приватизация, вклад в уставный капитал, дарение, исполнение обязательств неденежными средствами.

Аудитор уточняет, не были ли включены в фактические расходы на приобретение и создание нематериальных активов общехозяйственные или аналогичные расходы, кроме тех случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением активов, а также расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологических работы в предшествующих отчетных периодах, которые были признаны прочими расходами и доходами.

3. Аудит последующей оценки нематериальных активов.

Изменение первоначальной стоимости нематериальных активов допускается в случае переоценки и обесценения нематериальных активов. При этом переоценка производится на добровольной основе, но не чаще 1 раза в год и только коммерческими организациями.

Аудитор проверяет, зафиксировала ли организация возможность переоценки в учетной политике, а также изучает документы независимого оценщика по результатам переоценки и правильность отражения их в учете. В бухгалтерской отчетности результаты переоценки не включаются в данные баланса предыдущего отчетного года, но раскрывается в пояснительной записке, а также отражается в балансе на начало отчетного года.

Нематериальные активы могут проверяться на обесценение в порядке, определенном МСФО.

МСФО 38 предусматривает обязательную уценку нематериальных активов при появлении факта обесценения или обоснованного прогноза (твердой уверенности существенного снижения рыночной стоимости актива).

Согласно МСФО 36 организация на каждую дату составления бухгалтерской отчетности обязаны оценивать наличие признаков, указывающих на возможные обесценения:

- в течение отчетного периода рыночная стоимость активов уменьшилась значительно больше, чем прогнозировалось;

- в течение отчетного периода произошли или прогнозируются в ближайшей перспективе существенные негативные изменения технологических, экономических и юридических условий;

- произошли или могут произойти в ближайшем будущем значительные изменения ставки дисконта, используемые для определения возмещаемой стоимости актива;

- имеются неоспоримые доказательства морального устаревания актива;

- очевидны другие признаки, заслуживающие быстрого реагирования.

При наличии любого из этих признаков остаточная стоимость нематериальных активов должна быть уменьшена до возмещаемой стоимости. Нематериальные активы с неопределенным сроком использования и положительная деловая репутация подлежат тестированию на обесценение ежегодно.

4. Аудит начисления амортизации.

Проверка начинается с определения правильности срока полезного использования нематериальных активов при принятии к учету. Срок полезного использования – выраженный в месяцах период, в течение которого предполагается использование нематериальных активов с целью получения дохода.

Срок полезного использования определяется исходя из:

- срока действия прав на нематериальные активы;

- ожидаемого срока использования;

- для отдельных групп нематериальных активов – количество продукции (объем выполненных работ), ожидаемого к получению в результате использования нематериальных активов.

Особого внимания требуют нематериальные активы, по которым не возможно надежно определить срок полезного использования. По данным активам амортизация не начисляется.

Кроме того срок полезного использования должен ежегодно уточняться по всем видам нематериальных активов.

В налоговом учете по нематериальным активам, срок которых невозможно определить, срок полезного использования устанавливается 10 лет.

Проверяя операции по начислению амортизации, аудиторы должны подтвердить правильность применения установленного в учетной политике способа начисления амортизации, достоверность расчета сумм амортизации и отражения их на счетах учета.

Амортизация по нематериальным активам производится одним из следующих способов:

- линейный способ;

- способ уменьшаемого остатка;

- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Выбор способа определения амортизации нематериального актива производится организацией исходя из расчета ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования актива, включая финансовый результат от возможной продажи данного актива.

Если расчет будущих выгод является ненадежным, то амортизация начисляется линейным способом. Способы начисления амортизации также должны подлежать пересмотру. Начисление амортизации в течение срока полезного использования не прекращается.

5. Аудит списания нематериальных активов.

Аудитором рассматриваются все направления выбытия нематериальных активов в проверяемом периоде:

- прекращение срока действия права на нематериальный объект;

- передача по договору об отчуждении исключительного права или без договора;

- прекращение использования вследствие морального износа;

- передача в виде вклада в уставный (складочный) капитал (фонд);

- передача по договору мены, дарения;

- выявление недостачи активов при их инвентаризации;

- в иных случаях.

Особое внимание уделяется операциям, связанным с предоставлением права использования нематериальных активов. Если организация сохраняет за собой права на объект, то нематериальный актив не списывается и подлежит обособленной отражению в бухгалтерском учете с начислением амортизации. При этом организация, получившая эти нематериальные активы, учитывает на забалансовом счете в оценке согласно договору.

Если происходит передача исключительных прав происходит, то проверяется отражение этих операций в учете и правильность расчета финансового результата на счете 91.

Дт 04. Выбытие – Кт 04

Дт 05 – Кт 04.выбытие

Дт 91.2 – Кт 04.выбытие

Дт 76 – Кт 91.1

Дт 91.3 – Кт 68

Дт 91.2 – Кт 76, 10, 70, 69

Дт 91.9 (99) – Кт 99 (91.9)


АУДИТ МПЗ

1. Цель, задачи, информационная база

2. Аудит сохранности и документального оформления операций с материальными ценностями

3. Аудит поступления и расходования материалов

1. Цель, задачи, информационная база

Цель – подтверждение достоверности данных по наличию и движению материальных ценностей и установления соответствия оформленных хозяйственных операций действующим нормативным актам.

Задачи:

1. изучение состава МЦ, ознакомление с условиями их хранения;

2. оценка системы внутреннего контроля за использованием сырья и материалов в производстве;

3. подтверждение соблюдения порядка документального отражения операций по движению материалов;

4. подтверждение правильности оценки запасов и отражения их движения в учете;

5. оценка качества проводимых инвентаризаций.

В процессе аудиторской проверки операций с готовой продукцией следует применять следующие нормативные документы:

· ГК,

· НК РФ,

· Методические указания по учету МПЗ (Приказ Минфина от 28.12.2001 г. № 119н),

· Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению",

· Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49),

· Приказ Минфин РФ от 02.07.2010 г. №66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций",

· Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности, утвержденные Минфином России 23.04.2004 г,

· Постановление Госкомстата России от 30.10.1997 №71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов".

Источники информации: Учетная политика, оборотно - сальдовая ведомость, первичные документы, учетные регистры, результаты инвентаризации, т.д.

2. Аудит сохранности и документального оформления операций с материальными ценностями

В процессе проверки аудитор должен установить реальность наличия материалов. Особо проверяется организация материальной ответственности работников, чья работа связана с приемкой, хранением и отпуском материальных ценностей.

Аудитор может присутствовать при инвентаризации, однако если она проводилась на какую-то промежуточную дату, необходимо отследить поступление и выбытие запасов в период с момента инвентаризации до отчетной даты. При этом выполняется выборочная сверка накладных, счетов-фактур, т.д.

При проведении поверки номенклатуры материалов на счете 10 необходимо обратить внимание на структуру запасов, установить наличие позиций, не имеющих непосредственного отношения к производственной деятельности или хозяйственному процессу, а также тех материалов, которые долго не использовались.

Основой организации учета материалов являются первичные документы по движению МЦ. Соответственно непосредственно по ним осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль движения материалов. Контроль соблюдения правил оформления этих документов возложен на главного бухгалтера и руководителей соответствующих подразделений.

Аудитор проверяет доверенности на получение материальных ценностей, приходные ордера, акты о приемке и списании материалов, лимитно - заборные карты, требования-накладные, товарно-транспортные накладные, товарные и материальные отчеты, карточки складского учета. В ходе документальной проверки поступления материалов устанавливают соблюдение правил количественной и качественной приемки, правильность оформления и обоснованность составления актов, своевременность представления в бухгалтерию отчетов материально-ответственных лиц и реестров оправдательных документов.

3. Аудит поступления и расходования материалов

Аудитор изучает учетную политику, в которой как минимум должны содержаться следующая информация:

1. Порядок учета приобретения материалов (сч. 15, 16);

2. Методы оценки материалов при списании.

Аудитор должен убедиться в неизменности применения в течение года выбранных методов оценки по видам запасов и правильность их применения. Материалы должны быть отражены в учете и отчетности по фактической себестоимости, которая включает в себя:

· суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

· суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;

· таможенные пошлины;

· невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов;

· вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально-производственные запасы;

· затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию. Данные затраты включают, в частности, затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов; затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации, затраты за услуги транспорта по доставке материально-производственных запасов до места их использования, если они не включены в цену материально-производственных запасов, установленную договором; начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит); начисленные до принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих запасов;

· затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты организации по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг;

· иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.

Не включаются в фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материально-производственных запасов.

Проверяется порядок отражения НДС по поступающим ценностям, в частности НДС по материалам непроизводственного назначения к вычету не принимается.

НДС включается в фактическую себестоимость, если:

1. материалы используют для изучения продукции, работ, услуг, не облагаемых НДС;

2. при применении специальных режимов налогообложения.

Обоснованность списания материалов в расход выясняется по данным соответствующих первичных документов. Проверить правильность списания в затраты можно по формуле товарного баланса:

Расход материалов = Сн10+ ДтО10 – Ск10

При проверке правильности списания ТЗР и отклонений от учетных цен ( на сч. 10, 16) выборочно проверяются расчеты сумм ТЗР и отклонений в стоимости материалов, списанных в производство.

При проведении проверки должно быть получено понимание деятельности аудируемого лица, в частности аудиторы должны разобраться в особенностях технологического процесса, которые обуславливают нормативы расхода сырья и материалов, отходов и брака.

Кроме того, аудиторы должны учитывать возможность использования в технологическом процессе материалов – заменителей и более низкокачественных материалов. При этом может возникнуть необходимость привлечения в качестве экспертов высококвалифицированных специалистов.

АУДИТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО

1. Цель, задачи, информационная база

2. Аудиторские процедуры проверки затрат на производство

1. Цель, задачи, информационная база

Цель аудита - установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета затрат на производство нормативным документам с тем, чтобы сформировать мнение о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности во всех существенных аспектах.

Задачи:

1. оценка обоснованности применяемого варианта формирования информации о расходах организации по обычным видам деятельности, метода учета затрат, варианта сводного учета затрат, метода распределения общехозяйственных и общепроизводственных расходов;

2. подтверждение первоначальной оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

3. подтверждение достоверности оформления и отражения в учете прямых и косвенных расходов;

4. оценка качества инвентаризации незавершенного производства;

5. арифметический контроль показателей себестоимости по данным сводного учета затрат.

В процессе аудиторской проверки операций с готовой продукцией следует применять следующие нормативные документы:

· ГК,

· НК РФ,

· Приказ Минфина России от 09.06.2001 N 44н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01";

· ПБУ 10/99, 9/99;

· Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49),

· Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению",

· Приказ Минфин РФ от 02.07.2010 г. №66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций", т.д.

Источники информации: Учетная политика, отчет о прибылях и убытках и пояснения к нему, Главная книга или оборотно - сальдовая ведомость, регистры бухгалтерского учета по счетам 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 97, 96, др., результаты инвентаризации НЗП, карточки или ведомости по заказам, ведомости по распределению заработной платы, страховых взносов, услуг вспомогательных производств, амортизации, ведомости распределения общехозяйственных и общепроизводственных расходов, расходов будущих периодов, ведомости сводного учета затрат, т.д.

2. Аудиторские процедуры проверки затрат на производство

До начала проверки аудиторам необходимо изучить организационные и технологические особенности организации, специализацию, масштабы и структуру каждого вида деятельности.

На основе анализа учетной политики аудиторы выясняют обоснованность применяемого на практике варианта формирования информации о расходах по обычным видам деятельности, метода учета производственных затрат и варианта сводного учета затрат (нормативный, простой, позаказный, попередельный, …)

Если указанный в учетной политике метод не соответствует особенностям технологического процесса, аудитор может порекомендовать клиенту ряд изменений, которые позволят организовать производственный учет в соответствии с требованиями нормативных документов. Если же соответствует особенностям производства, но е соответствует фактически применяемому в учете, это отклонение фиксируется в рабочих документах, определяется его влияние на формирование себестоимости.

На следующем этапе на основе полученной информации аудиторы путем тестирования оценивают систему внутреннего контроля и бухгалтерский учет затрат на производство.

Далее аудитору необходимо проверить, как сгруппированы расходы на затратных счетах. Прямые расходы должны отражаться по дебету сч 20, а косвенные – предварительно учитываются на счете 25, 26, 28 для дальнейшего распределения пропорционально какому-либо показателю, закрепленному в учетной политике.

Кроме того, следует определить себестоимость работ, услуг вспомогательных и обслуживающих производств. В них применяются практически те же методы учета затрат и калькулирования производственной себестоимости, что и в основном производстве. При этом прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, работ, услуг, которые можно отнести на конкретные единицы готовой продукции после прохождения определенного цикла обработки в цехах вспомогательных производств относят в дебет сч 20. Неподдающиеся непосредственному списанию затраты этих участков распределяются на счета 20, 40, 43, 90 пропорционально установленному в учетной политике показателю.

Следующим этапом проверки является проверка распределения затрат на обслуживание производства и управления на счете 25, 26. накопленные затраты могут быть в дальнейшем отнесены на счет 20 (с формированием полной себестоимости) либо на счет 90 (неполная себестоимость).

Проверяя косвенные затраты аудитору следует помнить, что они являются многоэлементными и могут распределяться пропорционально основной заработной плате, объему продукции, количеству отработанных человеко-часов и т.д. В аудиторской практике часто встречаются ситуации когда организация осуществляющая несколько видов деятельности не распределяет косвенные расходы между ними. В этом случае происходит искажение себестоимости различных видов продукции.

Для проверки потерь от брака и включения их в себестоимость продукции аудитор должен установить, что статьи расходов «потери от брака» составляют стоимость забракованной продукции по цене возможного использования, суммы, подлежащие удержанию с виновников брака, и суммы, подлежащие удержанию с поставщиков за поставку недоброкачественных материалов и полуфабрикатов, в результате использования которых допущен брак. Эти расходы должны быть отнесены в затраты на производство и распределены между всеми изделиями.

Далее проверяется правильность исчисления себестоимости НЗП и выпущенной продукции. При единичном производстве продукции НЗП отражается в балансе по фактически произведенным затратам. В массовом и серийном производстве НЗП отражается по фактической или нормативно-производственной себестоимости, по прямым статьям затрат, по стоимости материальных затрат.

В заключении аудитор проверяет отражение в учете расходов на продажу. Расходы при этом подлежат ежемесячному списанию (полностью или частично) на счета учета затрат и в совокупности с производственной себестоимостью составляют полную себестоимость реализованной продукции. При частично списании подлежат распределению расходы на упаковку и транспортировку.

АУДИТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

1. Цель, задачи, информационная база

2. Аудит выпуска и продажи готовой продукции

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: