double arrow

Советское право», «Социалистическая законность». «Враги народа»


ВКП(б) – КПСС и «советская власть». Внутрипартийные отношения.

Советская власть». «Советский народ».

Советская власть - полновластие трудящихся города и деревни в лице Советов, являющихся органами гос. власти в СССР. В результате победы Окт. революции Советы стали политич. основой первого в мире социалистич. гос-ва.

Конституция РСФСР 1918 законодательно закрепила С. в. как единую построенную по принципу демократического централизма систему органов гос. власти, избираемых самими трудящимися. Являясь самыми массовыми, наиболее демократическими и непосредственными организациями всех трудящихся, Советы представляют собой образец гос. органов, которые не только принимают решения, но и проводят их в жизнь. Это обеспечивает Советам полноту полномочий во всех областях гос., хоз., культурной и общественно-политической деятельности. Незыблемую основу С. в. составляют союз рабочего класса и крестьянства и братская дружба народов СССР.

Советская власть возникла как государство диктатуры пролетариата и в переходный от капитализма к социализму период являлась властью трудящегося большинства. В условиях полной и окончательной победы социализма в СССР на новом, современном этапе С. в. выражает волю и интересы всего народа, олицетворяет его единство.




Сове́тский наро́д — понятие советского коммунистического «марксистско-ленинского» обществоведения, означающее население СССР, его нации и народности, слившиеся в «новую историческую общность».

- новая историческая, социальная и интернациональная общность людей, имеющих единую территорию, экономику, единую по социалистическому содержанию и многообразную по национальным особенностям культуру, федеративное общенародное государство и общую цель — построение коммунизма;

- возникла в СССР в результате социалистических преобразований и возникновения прочного социально-политического и идейного единства всех классов и слоев, наций и народностей.

Советский народ представляет собой многонациональный коллектив тружеников города и деревни, объединённый общностью социалистического строя, марксистско-ленинской идеологией, коммунистическими идеалами рабочего класса, принципами интернационализма.

У С. н. единые высшие органы государственной власти и государственногоуправления СССР.

В образовании С. н. важнейшая роль принадлежит КПСС — партии, интернациональной по своей идеологии, политике, составу и строению. Объединяя в своих рядах наиболее сознательную часть дружественных классов и групп, наций и народностей, КПССвыражает жизненные интересы всего С. н., цементирует общность советских людей во всех сферах жизни.



В связи с образованием Союза ССР 14-й съезд партии (1925) переименовал РКП(б) во Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков) — ВКП(б). 19-й съезд партии (1952) переименовал ВКП(б) в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС),

КПСС — правящая политическая партия СССР, одна из крупнейших коммунистических организаций в мире.

С начала 1920-х до 1990 годов КПСС функционировала в условиях однопартийной системы и обладала монопольным правом на политическую власть, что способствовало установлению в стране авторитарного режима. Этот статус был закреплён конституционно: в статье 126 Конституции 1936. Коммунистическая партия провозглашалась «руководящим ядром» государственных и общественных организаций, а в статье 6 Конституции СССР 1977 года КПСС была провозглашена руководящей и направляющей силой советского общества в целом

Вопреки постулируемому Конституциями СССР народовластию, большинство властных функций, являющихся исключительной прерогативой органов народного представительства, либо непосредственно осуществлялось аппаратом Центрального Комитета КПСС, либо находилось под его полным контролем.

Во многих случаях законодательная инициатива, исходившая от министерств и ведомств, Прокуратуры СССР и Верховного Суда СССР, поступала не в соответствующие комитеты и комиссии Верховного Совета, а рассматривалась и корректировалась в отделах ЦК КПСС, после чего проект Указа Президиума Верховного Совета утверждался на заседаниях Секретариата и/или Политбюро ЦК. Принятая процедура отводила ПВС в законотворческом процессе подчиненное по отношению к Секретариату и Политбюро место.



Проведение сессий Верховных Советов СССР и РСФСР, включая повестку дня, доклады высших должностных лиц, утверждение Указов — готовились Отделом организационно-партийной работы ЦК КПСС и утверждались на заседаниях Секретариата и/или Политбюро ЦК. Аналогично определялся порядок проведения сессий Верховных Советов союзных республик — на уровне ЦК компартий этих республик, сессий Верховных Советов автономных республик, областных и краевых Советов — на уровне обкомов и крайкомов, районных советов — на уровне райкомов ЦК КПСС.

Состав избирательных комиссий, процедура выдвижения кандидатов в депутаты, ход выборов, их итоги, освещение хода избирательной кампании и ее результатов в прессе — все это определялось аппаратом ЦК КПСС или местных партийных организаций.

Важнейшим инструментом власти КПСС была номенклатура, т.е. совокупность должностей, назначение на которые или освобождение от которых не могли состояться без утверждения партийных органов

КПСС и ее руководство рассматривали себя как высшую по отношению к органам исполнительной власти инстанцию, имеющую право определять внутреннюю и внешнюю политику страны, формировать общегосударственные народнохозяйственные планы и указывать их способы претворения в жизнь, а также контролировать исполнение как своих указаний, так и директив исполнительных органов.

ЦК КПСС полностью контролировал и ход работы над проектом новой Конституции СССР 1977. С помощью полностью контролируемого Верховного Совета созыва 1974 и был создан конституционный порядок, легализовавший на период с 1977 по 1990 гг. особое положение КПСС в политической жизни страны.

Отношения между руководящими органами партии, ее организациями и отдельными коммунистами в КПСС строятся на основах, соответствующих ее природе и целям. Руководящим принципом организационного строения КПСС является демократический централизм. Как принцип управления обществом Д. ц. состоит в сочетании демократизма, т.е. полновластия трудящихся, их самодеятельности и инициативы, выборности руководящих органов и их подотчетности массам, с централизацией — руководством из одного центра, подчинением меньшинства большинству, дисциплиной.

Партия строится по территориально-производственному признаку: первичные организации создаются по месту работы коммунистов и объединяется в районные, городские, областные, республиканские организации по территории. Верховным органом КПСС является съезд партии. Вопросы партийной деятельности обсуждаются и решаются в КПСС на широкой демократической основе при одновременном соблюдении коммунистами партийной дисциплины. Соединение в жизни и структуре партии демократии и централизма, с одной стороны, повышает общественно-политическую активность коммунистов, а с другой — позволяет повсеместно проводить единую политику и принятые решения в жизнь.

Социалистическое право возникает в результате социалистиче­ской революции. Оно — обязательный и неизбежный элемент системы социалистических об­щественных отношений. Его существование следует рассматри­вать в качестве объективной закономерности социалистического общества. Необходимость ликвидации свергнутых эксплуататорских классов, обеспечение функциони­рования социалистической политической системы как власти трудящихся, укрепление ее антиэксплуататорского содержания, направленности на строительство коммунизма — все это предо­пределяет существование социалистического права как клас­сового регулятора общественных отношений.

Советское право возникло в России в результате Октябрьской революции 1917 г. как социалистическое по своему характеру. Его идеологическим и теоретическим обоснованием были основные идеи марксизма-ленинизма о праве и государстве.

Вновь создаваемое советское право отличалось рядом принципиальных особенностей, которые в той или иной мере сохраняют свое значение и по настоящее время.

- В нем отрицалась преемственность с предшествующими типами права и прежде всего — с дореволюционным русским правом. Первые декреты советской власти показали, что партия и пролетариат намерены создать свое, принципиально иное право. Ставилась также задача «совершенно уничтожить, смести до основания весь старый суд и его аппарат»

- Право носило ярко выраженный классовый характер. Представители свергнутого класса буржуазии не могли быть назначены на руководящие должности в государственном аппарате, где разрешалось лишь использовать их опыт и знания; они лишались избирательных прав; принадлежность к бывшему состоятельному сословию усугубляла юридическую ответственность, а нередко являлась единственным основанием для ее применения. Классовый подход подавлял в советском праве гуманные начала, идеи справедливости и свободы. Необходимостью классовой борьбы объяснялись неоправданно жестокие послереволюционные карательные акции и массовый террор тридцатых-пятидесятых годов.

- Развитие советского права определялось не столько объективными потребностями общества, сколько решениями правящей коммунистической партии. На протяжении десятилетий советское право было средством осуществления партийной политики и идеологии, жесткого регулирования экономики, гасившего всякую хозяйственную самостоятельность, средством тоталитарного вмешательства во все сферы социальной и даже личной жизни.

Социалистическая законность - точное и неуклонное исполнение законов и основанных на них других правовых актов социалистического государства всеми государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Социалистическая законность является неотъемлемым элементом социалистической демократии, одним из необходимых условий успешного решения задач социалистического и коммунистического строительства.

Советские граждане должны соблюдать законы потому, что эти законы справедливы, а справедливы они потому, что их издает социалистическое государство, которое выражает интересы всех, а не какого-либо привилегированного класса.

Как обеспечить соблюдение социалистической законности и со стороны должностных лиц, и со стороны граждан? В широком смысле слова это призвана сделать вся совокупность государственных органов, равно как и воля народа, уверенного в правильности существующего строя и его законов. Этот подход особенно подчеркивался в Советском Союзе и других социалистических странах: здесь полагали, что в будущем обществе не будет принуждения. Поэтому считалось особенно ценным, что общественный порядок обеспечивается не только (и не столько) применением механизма принуждения, но и с помощью иных самых разнообразных способов, осуществляемых с участием органов государства, профсоюзов, прессы и граждан.

Основная гарантия социалистической законности, по мнению советских авторов, состоит в совпадении при социализме личных и общественных интересов, что обусловлено обобществлением средств производства и ликвидацией на этой основе всякой эксплуатации человека человеком.

Враг народа — термин римского права, предполагавший объявление лица вне закона и подлежащим безусловному уничтожению (и в этом смысле как бы приравнивающий его к вражескому солдату, воюющему против республики с оружием в руках).

Термин «враг народа» определялся в части 2 статьи 131 Конституции СССР 1936 года: Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются врагами народа

Теоретическим обоснованием борьбы с врагами народа служила концепция Сталина об обострении классовой борьбы по мере продвижения страны к социализму. Сталин проявлял личную заботу о том, чтобы враги были разоблачены и уничтожены.

Для разоблачения врагов применялись пытки.

Самая массовая волна репрессий впоследствии получила название «ежовщины». В середине 1937 года с санкции руководства ВКП(б) по стране покатилась первая, самая мощная волна арестов «троцкистов», «оппортунистов», «ревизионистов» и других инакомыслящих.

После июньского пленума ЦК ВКП(б) по всей стране были учреждены так называемые «тройки» — особые внесудебные органы. В их состав входили первые секретари обкомов партии, областные прокуроры и начальники областных управлений НКВД. Вплоть до декабря 1938 «тройки» выносили любые приговоры по делам о контрреволюционных преступлениях — вплоть до расстрела.

Эта волна репрессий коснулась не только самых верхних эшелонов власти, в то время в «ежовых рукавицах» оказались и сотни тысяч простых людей — рабочих, колхозников, учащихся, мелких служащих. Их не спасало даже пролетарское и крестьянское происхождение. В 1937 году было репрессировано около 800 тысяч человек.

В 1939 году Ежова арестовали, а в 1940 году расстреляли как лидера контрреволюционной организации и шпиона.

После того, как 8 декабря 1938 года главой Наркомата внутренних дел СССР был назначен Лаврентий Берия, во всех областях, краях и автономиях СССР начались судебные процессы по делам работников НКВД, наиболее отличившихся в нарушениях соцзаконности при выискивании «врагов народа» и «троцкистов-ревизионистов».

По иронии судьбы, Берия оказался последним уничтоженным врагом народа. 23 декабря 1953 года он был приговорен Специальным судебным присутствием Верховного Суда СССР к высшей мере наказания и в тот же день был расстрелян.







Сейчас читают про: