double arrow

США В 18 ВЕКЕ


США возникли в итоге войны 1775-1783 гг. североамериканских английских колоний за независимость, первые их которых были основаны в начале XVII в. Верховная власть в колониях (штатах - "государствах") принадлежала королю и парламенту, исполнительная власть - губернатору, из тринадцати штатов в восьми он назначался, в трех - утверждался королем и только в двух - избирался колонистами. Колонисты могли принимать любые законы, если они не противоречили законам метрополии. Законодательная власть принадлежала двум палатам - цензовой нижней и верхней - фактический совет при губернаторе. Судей назначал король непосредственно или по представлению губернатора.

Основная масса переселенцев была протестантами, среди которых процветал культ трудолюбия и предприимчивости. Им, привыкшим полагаться на самих себя, особенно импонировали труды представителей естественно-договорной школы: Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо.

Борьба колоний за свою независимость началась с 60-х годов XVIII в. В то время теоретическое обоснование ее было в русле уравнивания прав колоний с метрополией, но уже в начале 70-х годов требования радикализуются. Основываясь на идеях Просвещения, идеях естественно-правовой доктрины, которые к тому времени проникают и в колонии Северной Америки, колонисты заявляют, что их "права и свободы" не могут быть отняты или ограничены без их согласия (Декларация I Континентального конгресса 1774 г.).

Конфликт между колониями и метрополией назревал постепенно. Камнем преткновения стали расхождения по аграрному вопросу и налогообложению. И если колониальная администрация находила общий язык с законосовещательными собраниями колоний, то по-иному обстояло дело с массовыми сходками поселенцев. На них порой принимались весьма радикальные резолюции, например, "Никаких налогов без представительства в парламенте!". Попытки правительства Англии сдерживать стремление колоний к полной независимости, к ликвидации господства метрополии наталкивались на решительное сопротивление американского народа.

Начало открытому столкновению между колонистами и метрополией положило так называемое "Бостонское чаепитие" 1773 г., когда возмущенные английскими пошлинами на чай бостонцы, переодетые индейцами, выбросили тонны чая в воду. В ответ Лондон принял карательные меры, а колонисты стали формировать вооруженные отряды для борьбы за независимость. Религиозная и этническая разобщенность привела к тому, что страна раскололась на два лагеря: противников и сторонников английского короля. 19 апреля 1775 г. между колонистами и английскими войсками начались открытые военные действия. 10 мая в Филадельфии открылся II Континентальный конгресс, который в силу чрезвычайных обстоятельств превратился из консультативного органа в полномочное собрание представителей всех колоний и стал выполнять функции федерального представительства. Полковник Дж. Вашингтон был назначен главнокомандующим. В июне было объявлено о создании регулярной армии. В ответ на это король объявил колонии в состоянии мятежа.

Самым важным в работе II Континентального конгресса стало принятие 4 июля 1776 г. Декларации независимости США, выразившей коренные чаяния американского народа о свободе и демократии:

Мы считаем самоочевидными истинами, что все люди равны по рождению, что они наделены Творцом определенными и неотчуждаемыми правами, в частности правом на жизнь, свободу и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, облекаемые справедливой властью с согласия управляемых...

Декларация независимости знаменовала рождение нового государства. В 1775-1783 гг. были приняты конституции штатов. Важным конституционным актом Континентального конгресса 1777 г. стали "Статьи Конфедерации" - фактически первая конституция Соединенных Штатов, вступившая в силу 1 марта 1781 г. По существу это договор о союзе и сотрудничестве между 13 независимыми государствами (штатами), в котором каждый из штатов сохранял свой суверенитет. Общие вопросы союза предполагалось решать ежегодно созываемым однопалатным конгрессом, где каждый штат имел один голос.

17 сентября 1787г. Конвент одобрил проект Конституции и после ее ратификации тремя четвертями штатов конституция США вступила в силу.

После окончания Семилетней войны в 1763 г. Англия прибегла к прямому налогообложению североамериканских колоний, которые воспротивились этому и выдвинули ряд аргументов конституционно-правового характера. В обоснование своих прав и свобод американцы использовали естественно-правовые идеи С. Пуфен-дорфа и Дж. Локка.

Аргумент о том, что жители колоний наделены всеми "врожденными правами и свободами англичан" и потому вправе иметь своих представителей в законодательных собраниях, первым выдвинул Дж. Дикинсон. Позднее эти идеи развил Т. Джефферсон. Своеобразную позицию занял Б. Франклин, который на основе концепции гомруля (самоуправления) доказывал, что эмиграция англичан в Америку означала их полный разрыв с законами и конституцией Англии и, следовательно, колонисты уже не могли считаться британскими подданными и потому не должны подчиняться решениям британского парламента.

Апелляция к "естественным и неотчуждаемым правам человека" усилилась в Америке с 1744 г., когда стало очевидным нежелание английского парламента пойти на уступки. В 1776 г. с появлением "Вирджинского билля о правах" ситуация о понимании свободы резко меняется. Если ранее предоставление прав и свобод происходило сверху от наследного правителя и они не включались в контекст правосознания общества, то теперь они были приняты "представителями доброго народа Вирджинии", т.е. были обязаны своим существованием суверенному народу и гарантированы каждому человеку. В результате идея прав человека одержала убедительную победу, по крайней мере на уровне конституций.

Декларация независимости, принятая единогласно всеми 13 штатами, также воспроизводит логику и аргументацию естественных и неотчуждаемых прав человека и на этой основе формулирует и провозглашает конституционный принцип народного суверенитета и права народа на политическое самоопределение и независимое существование.

Однако впоследствии лагерь революционеров раскололся на федералистов и республиканцеВ.
Основным проводником просветительских идей в колониальной Америке XVIII в. были газеты. Первая американская газета вышла в 1704 г. в Бостоне. Вторая газета стала издаваться в начале 20-х годов в Филадельфии. К началу революции в колониях издавалось уже около пятидесяти газет. Наряду с газетами популярной литературой светского характера (основной книгой для семейного чтения оставалась Библия) являлись альманахи и календари, которые также использовались американскими просветителями для пропаганды новых идей.

В XVIII в. в Америке возникают университеты. К середине века их уже насчитывалось восемь, в том числе Гарвардский (близ Бостона, основан в 1636 г.), Йельский (в Нью-Хэвене, штат Массачусетс, основан в 1701 г.), Филадельфийский (основанный Франклином в 1740 г.), Принстонский (в штате Нью-Джерси, основан в 1746 г.), Колумбийский (в штате Нью-Йорк, основан в 1754 г.).

Американское Просвещение имело возможность опереться на опыт, накопленный передовой мыслью колоний XVII в.,- на труды Хукера, Роджера Уильямса и Уайза. Кроме того, просветительская мысль в США питалась идеями европейского Просвещения. В колониях читали Локка и Шефтсбери, Дефо и Свифта, сюда проникали труды Монтескье и Вольтера.

Американским просветителям, подобно их европейским собратьям, приходилось вести ожесточенную борьбу против церкви. Американские просветители вели пропаганду рационализма и деизма. Деизм становится характерной чертой мировоззрения просветителей США, которые в отдельных случаях (Томас Пейн) выходили за рамки деизма, приближаясь к атеизму.

Но главной задачей американского Просвещения была проповедь республиканских идей, решительное осуждение монархии, защита народного суверенитета. При этом в отличие от европейских просветителей, которым было дано лишь подготовить умы к революции, деятели американского Просвещения смогли принять непосредственное участие в революции - они стали ее идеологами, ее политическими вождями.


Сейчас читают про: